Фемида на арене: почему в Уральске судья иск «Кублея» в Астану отправил

Курманов Байтас

Судебный беспредел – такое определение вынесли участники скандала решению экономического суда Западно-Казахстанской области по иску ТОО «Кублей» к городскому акимату. Корреспондент Ulysmedia.kz наблюдал за судебным спектаклем и пытался разобраться почему представитель местной Фемиды отказался поставить точку в этом, на первый взгляд, простом деле.

Коллаж Ulysmedia

Решайте сами

Коллектив «Кублея», застройщик ИП Ирменова и жильцы нового ЖК надеялись, что история завершится 23 ноября, однако судья экономического суда приостановил разбирательство на неопределенный срок из-за «общественного резонанса». Акимат, который спровоцировал конфликт, то есть разрешил строительство многоэтажек в санитарной зоне предприятия, остался в стороне – суд постановил, что искать консенсус с застройщиком «Кублей» должен самостоятельно.

Напомню, судебные тяжбы между консервным заводом и акиматом Уральска длятся уже более 2 лет. Речь идёт о четырёх домах на 400 квартир, три из которых возвели в санитарно-защитной зоне консервного завода. Одну многоэтажку уже успели ввести в эксплуатацию.

Когда за забором завода «Кублей» в его промышленной зоне начали рыть котлованы, никто и не думал, что здесь собираются строить жильё. Однако бригада работала оперативно и очень скоро начала захватывать санитарную зону предприятия. Руководство «Кублея» попыталось выяснить законность стройки, но застройщик отказался показать разрешительные документы.

После этого «Кублей» чаще контактировал с прокуратурой и ГАСК, чем со своими поставщиками.

Акимат может всё

Оказалось, что в ноябре 2019 года акимат утвердил детальную планировку улицы Циолковского, которая и разрешала строительство жилых домов. А когда «Кублей» потребовал проверить, что происходит и по какому праву ИП «Ирменова» захватило санитарную зону – пришёл отказ. Акимат сослался на мораторий на проверку малого и среднего бизнеса.
 
Позже удалось установить, что строительство ведётся без рабочего проекта, авторского и технического надзора. И акимат, который «проморгал» стройку в промышленной санитарной зоне, Ирменову справедливости ради даже выписал штраф.

А уже в июле 2020 года городская администрация реабилитировалась перед ИП «Ирменова» и изменила целевое назначение участка. Одним росчерком пера постановила, что здесь будет город-сад – территорию, которая была определена как обслуживание производственных зданий заменили на строительство многоквартирных домов.
 
После этого «Кублей» и подал судебный иск к акимату областного центра, отделам земельных отношений, архитектуры и градостроительства. Казалось бы, как ещё можно решить вопрос – только в суде могут изучить законы и на их основании признать действия городских властей незаконными и отменить корректировку ПДП и изменение целевого назначения.

Пока суд, да дело

Предприятие выиграло суд, однако решение местной Фемиды стройку не остановило. Более того, в середине 2021 года акимат утвердил новый проект, в котором рядом с новостройкой на месте завода был обозначен сквер с фонтанами. А Ирменов всё это время, не обращая внимая на скандал и судебное решение достроил и ввёл в эксплуатацию первый дом ЖК, который оказался за пределами 100-метровой зоны «Кублея». Строительно-монтажные бригады приступили к возведению других многоэтажек.

В 2020 году завод подал новый судебный иск - с требованием признать незаконными документы, разрешившие эту стройку. В дело вмешалась прокуратура, но дело ограничилось наказанием отдельных должностных лиц. Тем временем, Ирменов уже продал половину жилья в новом ЖК. Сейчас в неузаконенном ЖК уже 200 «собственников» квартир, с которых застройщик успел взять оплату. Скандал набирал обороты – подключилась прокуратура, в итоге нескольких чиновников наказали. Например, акиму Уральска Абату Шыныбекову объявили строгий выговор.

Я тебя сотворил…

Дело запахло жареным, и представители акимата начали искать компромисс. Первое что они предложили - изменить целевое назначение зданий с жилого на административное. В этом случае дома могут оставаться в санитарной зоне вполне законно. А новоявленным собственникам придётся разбираться с застройщиком самостоятельно.
 
Стоит заметить, что жильцы считают Ирменова таким же пострадавшим, как и они сами. А ещё они уверены, что в случае победы «Кублея» никто из них свои деньги назад не вернёт.
Акимат рассматривает варианты компромисса. В каждом из них решение проблемы перекладывается на чьи-то, только не свои плечи. Например – возврат денег дольщикам или предоставление им аналогичных квартир в другом месте.

А при чём здесь суд, решил судья

За два года скандал раскалил страсти, поэтому на судью Журабаева надежды возлагали большие. Но судебный процесс приостановили, а стороны отправили искать примирение самостоятельно.

    - Спор имеет большой общественный резонанс. С одной стороны – интересы ТОО «Кублей», которое занимается производством консервной продукции, с другой стороны – более двухсот собственников квартир, вложивших свои средства в многоквартирные дома по ул. Циолковского. Суд ещё раз даёт возможность сторонам для урегулирования спора в порядке мирового соглашения по своей инициативе, согласно ч.3, ч.7 ст. 273 Гражданско-процессуального кодекса, - вынес своё «нерешение» судья специализированного межрайонного экономического суда Бахтиёр Журабаев.

Ну это же нонсенс

По железной логике судьи, теперь участникам процесса придётся вновь проходить все уже пройденные этапы. Возмутился даже адвокат строительной компании Виталий Клёнин – где, мол, для этого основания. Процедура примирения возможна, если одна из сторон предлагает, а вторая соглашается с этим. По своей инициативе суд не может приостановить производство, возмущается юрист.

    - Ни от кого не поступало заявления о проведении процедуры медиации или мирового соглашения. Чья это инициатива? Это называется судебный беспредел.  Прошли все стадии судебного процесса, подготовку, главные судебные разбирательства, исследование материалов дела, прения. И вот сегодня нам оглашают это определение - ну это нонсенс и полная дискредитация судебной системы. Судья Журабаев фактически дискредитировал Специализированный межрайонный экономический суд и всю судебную систему области и даже республики, - возмутился Клёнин.

Ни о каком примирении и речи быть не может, заявляют оппоненты. Они намерены обжаловать определение суда. По словам представителя завода юриста Бакытжана Базарбека, они судятся не с застройщиком, а с акиматом.  

     - За два года спор дошел до Верховного суда – дело вернули в городской и теперь нужно начинать всё сначала, - говорит Базарбек.  

Завод, который до недавнего времени был гордостью Уральска, пока ещё остаётся лидером отечественного рынка мясных и рыбных консервов. В цехах каждые сутки перерабатывают около 100 тонн мяса, рыбы и овощей. Высокий уровень шума и производственные запахи сломают коммунальный комфорт в соседней новостройке. Однозначно и оправдано люди будут с этим бороться, убеждены на заводе.

     - Мы видим, что какое-то влияние неформальное идёт на Верховный суд, и я, как руководитель, вынужден думать о безопасности своего завода. Сотрудники тоже переживают за судьбу предприятия, где они трудились много лет. Жильцы новостроек тоже начнут взыскивать с завода компенсацию за шум, запахи и ущерб здоровью, - объясняет возможное развитие ситуации директор консервного завода Талгат Берекешев.

 Если дома узаконят, то завод не получит санитарно- эпидемиологическое заключение по предельно допустимым выбросам. Не получит декларацию на продукцию. В итоге придётся закрыть предприятие. Без работы останутся и сотрудники, и крестьянские хозяйства, которые сдают на переработку мясную продукцию.

    - Здесь шум стоит, приезжают и выезжают фуры, работают турбины, стойкий запах мяса, мы сами во время рабочего процесса затыкаем уши. Жильцы не смогут даже форточку открыть. Если они будут жаловаться - завод закроют, и мы останемся без работы. Как мы будем жить, - переживает сотрудница завода Жупар Нургалиева.

А у жильцов домов, построенных возле консервного завода, своя правда, потому что многие взяли кредиты и уже выплатили половину стоимости квартир.

    - Мы ждём решение, в котором ни одна сторона не пострадает. Мы хотим, чтобы и «Кублей» функционировал, но, чтобы и мы жили в своих квартирах, - надеется на какой-то компромисс собственница неузаконенной недвижимости Алина Курманова.    

А как себя чувствует акимат

Чиновники разводят руками, и даже свою вину признают, но… частично. Не спорят, что с «зелёный свет» ИП «Ирменова» включили с нарушением правил и закона, то есть сработали халтурно. А теперь, по их версии, незаконные решения акимата нужно непременно решать только законным путём.

     - Есть определённая вина у каждой из сторон, у акимата тоже и мы не снимаем её. Потому что этот момент должен учитываться, естественно и смотреть нужно было немножко дальше, а не так, чтобы мы уже расхлёбывали эту ситуацию сегодня и соответственно, на мой взгляд все 3 стороны виноваты, к сожалению, страдают люди. Акимат предпринимал попытки, но, к сожалению, стороны не пошли на компромисс, - объясняет свою позицию заместитель акима города Асхат Кульбаев.  

На строительство домов есть только постановление, а согласований, заключений и планов нет. Кроме того, применяли нормативные акты, которых либо не существует, либо они утратили силу. Предписание со стороны ГАСКа о приостановлении строительства домов застройщик проигнорировал. Местный акимат просто закрыл на это глаза, возмущается Бакытжан Базарбек.

- Правда на стороне завода - теперь мы будем ставить вопрос о привлечении к уголовной ответственности Абата Шыныбекова, теперь он руководитель аппарата акима ЗКО.  Это он заварил эту кашу. Он подписал постановление. После такого постановления в нормальной цивилизованной стране не просто увольняют, но и привлекают к уголовной ответственности. А беспредел в Уральске настолько глубокий, что Шыныбекова повысили, - утверждает Базарбек.   

Растерялись

Между тем, суд ЗКО направил запрос в Правительство, где просит выразить свою позицию по этому спору. Письмо отправили и Генеральному прокурору. То есть пусть хоть в Астане разберутся и дадут правовую оценку тому, что мы натворили! В запросах власти уральские просят власти столичные разобраться в деле и вынести определение на предмет содержания в постановлениях чиновников признаков уголовно наказуемого деяния.

Кто и когда поставит точку в нашумевшем конфликте неизвестно.  Но если завод не получит заключение СЭС, то ему придётся прекратить работу. За бортом останется коллектив в 700 человек. Так о каких людях печалится власть?

Я не я, и хата не моя

Помните демократическую установку – не выясняйте отношения с помощью кулаков. Возник спор – решайте его в суде. Имейте ввиду, в Уральске это не работает. Как заявил Бакытжан Базарбек, здесь не суд, а цирк.

Как вы думаете, зачем судья загрузил правительство проблемой одного из самых богатых городов страны? А вывод напрашивается такой – надо выделить деньжат из казны, чтобы Ирменов построил другие дама, но уже на законном основании. И ещё не даёт покоя одна мысль: где гарантии, что верховная власть не вынесет определение – пусть уже договариваются рабочие завода и жильцы новостроек – они же больше всего страдают? А у местной власти и других проблем хватает.