Заплати, если сможешь: почему цифровизация органов госдоходов работает против народа

Лариса Чен

В этом году самый оригинальный подарок к 8 марта приготовила налоговая. Корреспондент Ulysmedia.kz обратила внимание, что на её мобильный 7 марта обрушился шквал SMS от банков, в которых были открыты карточные, текущие и зарплатные счета. За 843 тенге недоплаченных взносов по медицинскому и соцстрахованию, а также отчислениям в пенсионный фонд у неё заблокировали все счета.

Коллаж Ulysmedia

Деньги есть, но вы держитесь!

О причине приостановки всех расходных банковских операций я узнала также от банков.

    - Ограничение счета наложено по требованию УГД района им. Казыбек би, – значилось в сообщениях.

Зашла в личный кабинет налогоплательщика и обнаружила сумму преткновения: 843,17 тенге. 527 тенге 68 тиын – в пенсионный фонд, 184 тенге 88 тиын – в ФОМС, 130 тенге 61 тиын – в фонд соцстрахования.

Уведомления о задолженности от налоговиков не было. Пришлось бросать все дела и мчаться в налоговую. Тем паче, что до закрытия оставался час. В налоговой неуловимо витала праздничная атмосфера. Сотрудницы фискального органа явно были в предвкушении завершения рабочего дня. Нарядные и веселые, они порхали по операционному залу, а из десятка окошек работали только два. Терминал для выдачи талончиков также находился в состоянии релакса, то есть не работал.

Женщина в пятом окошке, услышав о моей проблеме, сразу посуровела и заявила, что разблокировать счета в ближайшее время у вряд ли получится, даже если прямо сейчас оплатить задолженность. На вопрос о том, почему я не была уведомлена о задолженности, а сразу же «отрезана» от доступа к своим деньгам, она раздраженно пожала плечами.

    - Вам выставлялось уведомление от 11 февраля!

Попытку показать ей мой личный кабинет, чтобы доказать, что уведомления таки не было, она проигнорировала. Как и вопрос о том, почему не введен порог по сумме задолженности, за которую должнику блокируют счета. Это же полный абсурд: право налогового органа за долг в тиыны блокировать счета, на которых лежат суммы, в разы превышающие цифру задолженности, и при этом требовать от должника оплаты. А если налогоплательщик не держит дома наличных денег? А если он находится за пределами страны? Почему, в конце концов, банки в случае просрочки оплаты по кредиту, могут снимать со счетов клиента суммы задолженности, а налоговая – нет?

По мере поступления вопросов настроение у женщины в пятом окне мрачнело.  Она быстро отправила в 304 кабинет, в отдел взимания.

В 304 кабинете девушки оказались более внимательны и доброжелательны. Выслушали, заглянули в компьютер. И сочувственно поведали о том, что, если прямо сейчас оплачу задолженность, то счета все равно разблокируются только после праздников.

   - Раньше у нас было право отзыва требования о приостановке платежных операций должника из банков, а в прошлом году его забрали, все делает система, - объяснили сотрудницы отдела взимания.

Объяснить нелогичность ситуации: как при заблокированных на счетах деньгах должник должен оплачивать долг, девушки не смогли. Так же как и ответить на вопрос: почему другие госорганы и банки для оповещения клиентов используют систему SMS-сообщений, а налоговая – нет?

Сотрудницы фискального органа смотрели на меня сочувственно, но на все вопросы разводили руками: мол, не мы придумали.

Цифровизация

Сколько времени с моменты оплаты долга придется ждать разблокировки счетов – знает только Всевышний и система ЕСЭДО (Единая система электронного документооборота).

Поняв, что внятных ответов от рядовых сотрудниц фискального органа мне не добиться, я покинула помещение. Наличных денег, по иронии судьбы, у меня на самом деле не было, оплатить долг в 843 тенге мне помог супруг. Он же выручил с покупкой подарков близким на 8 марта, поскольку мои деньги лежали «под замком» аж до 13 числа.

Мои походы в налоговую 9 и 10 марта ни к чему не привели. Фискалы разводили руками: мол, система не разблокирует счета, потому что платеж ещё не пришел в ГЦВП. В ГЦВП, куда я приехала за разъяснениями, сообщили, что платеж в 528 тенге поступил еще 7 марта. В налоговой, куда я вернулась с этим известием, снова «отфутболили»: мол, казначейство ещё не зафиксировало платеж. Я плюнула и смирилась.

Лишь утром 13 марта на мой мобильный стали приходить SMS-рассылки от банков: «Ограничение снято».

Дежавю

Даже не знаю, что в этой ситуации более сюрреалистично: то, что, лишив меня доступа ко всем деньгам, налоговики требовали немедленно оплатить задолженность, или то, что эта ситуация повторилась с разрывом в три года – именно в канун Международного женского дня?

Но начнем по порядку. Теория о том, что в налоговой работают женоненавистники и сексисты (а такая мысль уже закрепилась в моем сознании), не посетила бы меня, оставайся я наёмным работником. Но я в 2017 году открыла ИП по упрощенке, чтобы на договорной основе оказывать организациям услуги пресс-секретаря.

Проконсультировавшись у знакомого бухгалтера, с момента открытия раз в полугодие сама делала отчисления в пенсионный фонд, в фонд соцстрахования, платила подоходный налог, а также сдавала отчеты. И никаких проблем с фискальными органами у меня не возникало до тех пор, пока летом 2019 года я не вышла в декретный отпуск. В сентябре появился на свет малыш и, привычно сдав отчёт за второе полугодие текущего года и оплатив все налоги и выплаты, я спала спокойно, полагая, что до лета, когда надо будет сдавать отчеты и платить налоги за первое полугодие 2020 года, времени еще – вагон.

Но, как оказалось, я ошибалась. Погрузившись с головой в материнство, не следила за изменения в налоговом законодательстве, и потому понятия не имела, что с января должна платить все налоги и отчисления ежемесячно. А также, - что счета должников налоговики отныне блокируют даже за суммы меньше одного тенге. Эйфория, связанная с рождением ребенка, вогнала меня в долг перед государством в целых 5 888 тенге. Вот из-за этой-то «грандиозной» задолженности фискалы без всяких предупреждений и церемоний просто перекрыли мне доступ ко всем счетам в канун женского праздника.

В тот раз ждать «разблокировки» мне пришлось неделю - до 12 марта, предварительно несколько раз посетив уполномоченный государственный орган – управление госдоходов по району им. Казыбек би. Каждый раз налоговики не могли внятно ответить на мои настойчивые расспросы о том, почему они не присылают уведомления о задолженности - посредством SMS или другими доступными способами, но при этом задавали встречные вопросы непонятной этимологии вроде: «Зачем вам ИП?».

Уверяли, что «вручную» снять блокировку со счетов не могут, ссылались на электронную систему и заставляли писать объяснительные о том, почему я просрочила выплаты.

Ситуация разрешилась только после того, как эмоции взяли верх, и мне пришлось тряхнуть перед носом фискалов красной редакционной «корочкой» и включить диктофон с требованием прокомментировать беспредел в виде нарушения ими п. 5 ст. 118 Налогового кодекса.

Эта статья гласит, что после устранения налогоплательщиком нарушений налоговый орган не позже чем на следующий рабочий день должен разблокировать его счета. Крепкая юридическая позиция довела меня до кабинета заместителя руководителя УГД района им. Казыбек би. Он отдал приказ подчиненным: вручную снять ограничения с моих счетов, и те, вопреки своим же уверениям, сделали это на моих глазах.

Все для вашего неудобства

В свете вышеизложенного хочу задать вопрос руководству министерства государственных доходов РК.

   - А может, цифровизация – это не ваше? Все прочие госорганы внедряют цифровые технологии для того, чтобы упростить и облегчить процессы для простых граждан. В налоговых органах же, что ни «модернизация» - то вред для налогоплательщиков. Когда была введена в действие программа сдачи налоговой отчетности СОНО, ЭФНО и т.д., все налогоплательщики плакали и потели. Потели в очередях и плакали оттого, что программа больше «висела», чем работала.

Теперь, со вводом в действие единой программы ЕСЭДО (Единая система электронного документооборота), люди худеют. Потому что бегают, обивая пороги и на долгое время оставаясь без денег. Но при этом, имея деньги на заблокированных вами счетах. Причем, суммы долга зачастую значительно меньше, чем заблокированные на счетах суммы.

Система оповещения через SMS вам по непонятным причинам неведома. Выполнить требование налогового кодекса (п. 5 ст. 118) вы априори не можете. Каждая ваша попытка автоматизировать процессы несёт новые проблемы и сложности для клиентов.

А может, ну ее, эту цифровизацию?