Январские события уже стали историей, но, несмотря на то, что минуло с тех пор больше года, правоохранители до сих пор не выяснили, кто именно виноват в трагедии. А если и выяснили, то нам – простым гражданам не сказали.
Зато суды над теми, кто, по мнению следствия, "побуждал толпу к беспорядкам", в самом разгаре. На днях алматинский суд начал рассматривать дело журналиста Айгерим Тлеужановой и активиста Каласа Нурпеисова. Их обвиняют в организации массовых беспорядков на территории алматинского аэропорта. Корреспондент Ulysmedia.kz решил разобраться, чем именно занимались обвиняемые и могли ли учитель истории и журналист остановить работу целого аэропорта.
СИЗО и выборы
Активист незарегистрированной Демократической партии Казахстана Айгерим Тлеужанова родилась в Семее, но последние годы жила в Алматы. Впервые казахстанцы услышали её имя в ноябре 2020-го – она вместе с инициативной группой Тлеужанова проводила пикеты и призывала байкотировать выборы в мажилис. Инициаторов не устраивала главенствующая позиция партии "Нур Отан" – они требовали отменить порядок выборов по партийным спискам, допустить к участию самовыдвиженцев и членов общественных организаций. Также Тлеужанова выходила на пикеты с лозунгами «Нет передаче земли иностранцам!» и «За кредитную амнистию!».
Реакция на деятельность Тлеужановой была разнообразной: кто-то называл её борцом за демократию, а кто-то любительницей хайпа. Так или иначе правоохранителям работа активистки не нравилась – они сопровождали её на всех акциях протеста.
В 2022-м деятельность Айгерим Тлеужановой обрела небывалый размах. Согласно информации в открытых источниках, 4 января её и Каласа Нурпеисова вместе с ещё несколькими активистами арестовали на 15 суток по обвинению в «нарушении порядка проведения мирных собраний» после участия в поминках поэта и диссидента Арона Атабека. Но позже сама Тлеужанова заявила, что 6 января лично присутствовала на площади и наблюдала за митингующими. Как ей удалось досрочно выйти из камеры – не известно.
- Вменять Айгерим Тлеужановой организацию массовых беспорядков – незаконно. О том, что происходит в стране, она узнала 5 января, так как была арестована 3 января, когда ещё ничего не происходило. После, услышав, что в страну собираются ввести войска ОДКБ, она поехала в аэропорт, чтобы узнать, правда это или нет, -объясняла адвокат подсудимой Айнара Айдарханова.
Она утверждает, что в аэропорту Айгерим провела всего 20 минут, но потом заявляла, что хочет создать свою партию и участвовать в парламентских выборах.
- Ей вменяют статью за её активизм, чтобы не допустить участия в выборах, говорила адвокат.
В прошлом году Тлеужанову арестовывали несколько раз - то за участие в митинге, то за его организацию. В феврале активистка требовала отставки новоиспечённого акима Алматы Ерболата Досаева и организовала митинг в память о жертвах январских событий, в апреле заявляла о необходимости освобождения политзаключённых.
Изначально в деле по захвату аэропорта Тлеужанова проходила как свидетель, но в октябре прошлого года стала подозреваемой, а в ноябре её поместили под домашний арест.
Несмотря на все сложности, Тлеужанова пыталась баллотироваться в мажилис парламента. Но получить депутатский мандат активистке не удалось – её дважды отстраняли от участия в выборах. Официальная причина – несоответствие налоговой декларации.
Учитель истории
Информации о втором фигуранте – Каласе Нурпеисове значительно меньше. Известно, что он был школьным учителем истории, но потерял работу после участия в протестах 2019 года. Тогда за участие в незаконных акциях к административной ответственности привлекли 957 человек. Лишившись должности, педагог занялся гражданской деятельностью и начал регулярно участвовать в митингах и протестах.
43-летнего активиста задержали 18 января. По словам его супруги Жанар Канапияновой, 5 января Нурпеисов примкнул к толпе, которая направлялась в сторону аэропорта.
В отличие от Тлеужановой, историка поместили в СИЗО. Адвокаты неоднократно просили смягчить меру пресечения, но получали отказ. Почему Тлеужанова находится под домашним арестом, а другие фигуранты дела оказались в СИЗО – до сих пор неизвестно.
25 ноября 2022 года адвокат Нурпеисова сообщил, что активист пытался совершить суицид – вскрыл вены на руках, «отчаявшись доказывать свою невиновность». Арестованного доставили в больницу, наложили швы и вернули обратно в СИЗО.
Слово не воробей, особенно если ты генпрокурор
5 января 2023-го на пленарном заседании мажилиса депутаты задали генпрокурору Берику Асылову очень важный вопрос: можно ли считать январские события попыткой госпереворота, и кто за этим стоял? Блюститель порядка, разумеется, ответил.
- Касательно организаторов, по госизмене, по попытке захвата власти были начаты уголовные дела именно в отношении председателя КНБ Карима Масимова, его заместителей. Сейчас они направлены в суд. Это закрытый процесс, здесь всё очень конфиденциально. Сегодня мы выявили 18 организаторов этих событий в Кызылорде, Алматы, Жамбылской области. Через этих организаторов многие учреждения были разрушены. Особая роль была у Джумагельдиева. Кроме него Нурпеисов и Тлеужанова – религиозные экстремисты. Такие руководители организовали данные преступные деяния, – заявил чиновник.
Важно отметить, что суд по делу Нурпеисова и Тлеужановой начался только два месяца спустя. Но наверху, судя по всему, всё уже решили. Дело Массимова, в котором явно замешаны влиятельные чиновники и бизнесмены, прокуратура держит в строжайшей секретности, а простых граждан без суда и следствия называет религиозными экстремистами.
Общественники на заявление Асылова отреагировало бурно – пришли в прокуратуру и потребовали его отставки за "нарушение презумпции невиновности". Активисты изначально указывали на то, что дело имеет обвинительный характер, но после слов прокурора это утверждение перестало казаться беспочвенным.
Что дальше?
Рассмотрение дела в суде только началось. Вместе с Тлеухановой и Нурпеисовым на скамье подсудимых оказались ещё трое алматинцев – Нурлан Дилибаев, Ермухамет Шилибаев и Жан-Айдар Карменов. Адвокаты подсудимых просили рассматривать дело с участием суда присяжных, но прокуроры выступили с возражением.
Напомним, что после январских событий президент Касым-Жомарт Токаев заявил, что захват аэропорта был «тщательно спланированной акцией, по своей сути террористической, с привлечением боевиков из-за рубежа». При этом на скамье подсудимых оказались граждане Казахстана, совсем не похожие на боевиков.
Как журналист и школьный учитель умудрились организовать столь масштабную операцию? Где они нашли иностранных бандитов и как умудрились привлечь их на свою сторону? Где они, эти загадочные иностранные боевики? То ли им удалось избежать ответственности, то ли их вовсе не было – прошёл год, а предположений становится только больше.
Ulysmedia.kz продолжает следить за развитием событий.