Всё снесём: в Павлодаре на месте судоремонтного завода будут строить школу

Ulysmedia

Власти Павлодара взялись перестраивать город, но, чтобы новая застройка отвечала тенденциям современной урбанистики, решили под снос отправить и частный сектор, и старейшие предприятия. Презентация поправок в генплан закончилась скандалом – местные общественники и бизнесмены не поверили, что архитекторы из Алматы нарисовали схему, которая перенесёт их в невероятно комфортную среду обитания. Павлодарцы на своё грядущее архитектурное благо отреагировали слезами и обвинениями в адрес чиновников. Корреспондент Ulysmedia.kz следит за этими баталиями.

Коллаж Ulysmedia

Непростой город

Павлодар ещё в советские времена окружили промышленными зонами, с западной стороны – естественная граница – Иртыш. Строить негде, поэтому уже 30 лет горожане наблюдают, как «захватывают» землю и в центре города, и в природоохранной полосе.

Люди не смогли отстоять «зелёные» сотки, и сначала «Казтрансойл» и возвели свои шикарные офисы, а затем пример заразил многих - теперь весь берег застроен элитными высотками, роскошными коттеджами и таунхаусами.

   - Павлодар сильно зажат санитарно-защитными зонами и охраняемыми природными территориями. Но это не значит, что город нельзя развивать. Внутри есть большой частный сектор, который до сих пор «топится» углём, и не имеет потенциала, - утверждает директор компании «ГеоДата Плюс» Людмила Кузнецова.

Авторы нового генплана Павлодара уверяют, что учли все моменты для создания комфортной среды для жизни горожан

По её мнению, частный сектор – это сплошь проблемы экологического характера.

    - Проблемы есть, но мы не можем строиться и развиваться, не имея на руках современного генплана, не продумав функциональные зоны, инженерные мощности, транспортную инфраструктуру, - пояснила она.

Но, несмотря на то, что обсуждение Генплана всё ещё продолжается, уже многие предприятия получили уведомления о принудительном изъятии их земель под государственные нужды.

«Комфортная школа» VS речной флот

На старейшем и единственном в стране предприятии, где ремонтируют грузовой и пассажирский речной флот – тоже получили уведомление с требованием освободить территорию. Эколог Марина Регатунова адресовала вопрос акимату: зачем и кому вдруг понадобилась земля судоремонтников?

Главный архитектор города Нариман Каирленов попытался объяснить, что в микрорайоне острый дефицит школ, а в имеющихся – дети учатся в две, а то и в три смены. По его словам, есть поручения из Астаны по строительству «комфортных школ». В Павлодаре по этой программе уже строят два учебных заведения. В Усольском районе школу строить негде, говорит чиновник. По его версии, снос судоремонтного – это единственное, что поможет выполнить решение президента по школам. Нариман Каирленов уточнил, что в случае отказа, акимату придётся искать другие варианты.

Тем не менее завод в течение трех месяцев должен освободить участок. А там как раз аврал – навигация закрывается и на техобслуживание заходят суда.

   - На таких рекреационных зонах разве предусмотрено строительство школ? Конечно, нет. Это прямое нарушение Экологического Кодекса. Там затрагиваются интересы и других субъектов бизнеса, не только Павлодарского речного порта - Семей ремонтируется, российский флот, который заходит за грузами в Казахстан. Такие подъездные пути есть только в Павлодаре. Вопрос серьезный, общественность просит разъяснений. Если нельзя строить - надо отзывать уведомление, - настаивает эколог Регатунова.

Авторов проекта нового Генплана эти претензии застали врасплох.

   - Эта территория была в действующем генплане и остается в будущем, как рекреационная зона. Я показывала - красным обозначены, рекреационные зоны вдоль набережной Иртыша. Мы никаких намерений к этой территории не имеем, - заявила Людмила Кузнецова.

Диверсия против флота

На самом судоремзаводе рассказали, что получили уведомление 15 октября, а составлен документ тремя днями раньше. И сейчас они пытаются отстоять право на жизнь предприятия, которое с трудом возродилось после кризисных 90-х, когда корабли продавали или отправляли на металлолом.

   - Это значит, мы должны закрыться? По уведомлению мы должны убрать ремонтный цех и вообще всю инфраструктуру куда-то перевозить. А куда? Таких затонов нигде рядом нет. Наверное, в начале прошлого века люди не зря выбрали это место для захода флота.  Для нас это убийственно, если заберут землю. У нас 28 единиц крупного грузового флота, помимо разной мелочи, которая обязательно должна проверяться. Поэтому, мы не понимаем - это что диверсия против флота, - возмущается директор судоремонтного завода Николай Цепелев.

Павлодарский судоремзавод с трудом восстал из пепла после развала 90-х и сейчас единственный в стране, где проходят ремонт большие речные суда

Предприятие появилось в начале прошлого века, раньше на нём трудились 800 человек, сегодня в штате осталось не более трех десятков специалистов.

   - Сердце кровью обливается, ведь так нельзя. Тем более, что это старейшее предприятие - вся история Павлодара связана с ним. А потом, здесь же ничего нельзя строить - вода с двух сторон, и под землей она очень близко - это же Затон, как этого не хотят понять, - говорит такелажник Сергей Помазкин.

Оставьте нас в покое!

Под госнужды могут изъять земли и у других субъектов малого бизнеса. Предприниматель Алихан Цечоев год назад купил продуктовый магазин в садоводстве «Иртыш», и утверждает, что до этого специально ходил в горакимат, чтобы выяснить судьбу этого участка.

   - На месте моего магазина хотят разбить сквер с детскими площадками. В то время как в ПДП магазин, стоящий напротив моего, отражён. Также напротив есть парковая зона «Зелёная роща», разве не целесообразнее установить детскую площадку в этой природной зоне, - возмущается Алихан Цечоев.

Айгерим Жаксылыкова говорит, что со своими жалобами тоже прошла семь кругов ада, но так ничего и не добилась.

   - Мы всей семьей построили это здание еще в 2008 году, однако в июне 2022 года, узнали, что в ПДП оно не отражено - его просто не существует. При том, что чиновники нам говорят, что магазины нужны, их трогать не будем. Я считаю, что мои права нарушены, все документы на магазин у меня в полном порядке, а его хотят отобрать и снести, - жалуется предпринимательница.

Презентация Генплана завершилась крайне эмоционально - со слезами, нервами и очередным потоком критики в адрес госструктур.

Когда состоятся очередные слушания до сих пор неизвестно. Дачники, а теперь и бизнесмены, которые получили уведомления об принудительном изъятии земель под госнужды, продолжают писать жалобы, в надежде, их собственность всё-таки не тронут.

Ulysmedia.kz рассказывал об общественных слушаниях по новому Генплану Павлодара, на которых владельцы жилья в дачном массиве «освистали» акимат и сорвали мероприятие.

Автор: Салауат Темирболат-улы