Населённый пункт Жетыген (в недалёком прошлом село Николаевка) в Алматинской области стал городом местного значения. Идея поменять статус обсуждалось давно, связывали её с экономическим рывком, рисовали планов громадьё и вот случилось – президент подписал указ.
Кандидат исторических наук Асылбек Бисенбаев проанализировал ситуацию и назвал это решение противоестественным. Ulysmedia.kz решил опубликовать его мнение и попытаться выяснить причину изменений административной карты страны.
Планы нашего правительства становятся все больше и больше... совершенно безголовыми. Такое впечатление что одно полушарие не представляет, что думает другое, даже не знает, что оно есть, и тоже принимает решения.
Хотеть не вредно, главное зачем
В марте 2022-го статус областного центра получил город Конаев. Планируется, что его площадь составит 19 тысяч гектаров или 190 квадратных километров, а население вырастет до 200 тысяч человек. Напомню, что между Конаевым и Алматы 70 километров по прямой и 74 километра, если по дороге. Конаев решили активно развивать – перебросить туда четыре университета из Алматы и открыть ещё четыре новых – зарубежных. Всё это требует обустройства: будут возводить новые учебные корпуса, лаборатории, общежития, жилье для преподавателей и многое другое. Разместить всё это хотят на площади 100 гектаров (это к вопросу плотности застройки) – все восемь университетов на одном квадратном километре! Началось строительство водного променада - 3 километра. Я не против благоустройства, но зачем променад, если в городе ещё нет ничего! Планируется ввод жилья - 180 тыс. кв. метров. Но тут тоже диссонанс - качество жилья, без соответствующего разрешения и контроля просто зашкаливает.
Что нам стоит дом построить
По фактам строительства без экологического заключения к административной ответственности привлечено 26 застройщиков трёх районов области и города Конаев (сумма штрафа свыше 9 млн тенге). Получается, что порядок в строительстве не навели, но строить будут ещё больше! Причём контрольные органы взялись за проблему не до начала, не во время работ, а после сдачи жилых объектов в эксплуатацию.
- Ого, - видимо, удивились контролеры, - тут целый ЖК без нашего ведома построили!
И где же были эти господа раньше? Не видели? Ехали по городу и не замечали новые многоэтажки? Но это не самое интересное в этой истории. Между расширяющимся Конаевым и Алматы 70 километров. И вдоль трассы правительство решило построить новый город.
- Между городами Алматы и Конаев в Алматинской области построят новый город, - сообщил «Хабар 24».
Всех переплюнем
- Алатау станет точкой для привлечения отечественных и иностранных инвестиций и международным бизнес-хабом. За основу возьмут опыт создания таких известных центров, как Дубай, Сингапур, Тяньцзинь и другие города. Реализацию проекта уже обсудили в правительстве с участием руководителей центральных госорганов и акимата региона. Развитие города позволит нарастить уровень торговли и инвестиционного взаимодействия с Китаем и странами Центральной Азии, запустить ряд новых производственных и коммерческих проектов, внедрить передовой опыт в различных отраслях. Для этого предусмотрят условия и стимулы для привлечения инвестиций и ведения бизнеса.
- Премьер-министр подчеркнул, что при реализации нужно учесть международный опыт и использовать наиболее эффективные меры поддержки, - отрапортовал государственный телеканал.
Интересно получается. Инвесторы не идут в Конаев или Алматы, а почему-то в новый город их деньги должны хлынуть. Чьи это прогнозы, и где гарантия, что они сбудутся, если коррупция зашкаливает, экономика предельно монополизирована, а правительство продолжает бездумно тратить, причем без контроля и отчета.
Мегаидея
Просто напоминаю печальные уроки строительства Астаны. И ещё вопрос: почему при гигантском дефиците бюджета, изъятии средств из Нацфонда и ЕНПФ, после «строительства ЛРТ» и тому подобного увода денег без последствий для чиновников, начинается новый гигантский проект? Без экономического обоснования, обсуждения хотя бы в парламенте, а лучше – на референдуме? Прошедшая зима показала, что города страны в плачевном состоянии - без газа, без воды, без электричества. В школах, даже городских, нет нормальных туалетов, в селах нет больниц и фельдшерских пунктов, дороги в ужасном состоянии. И тут затевают новый город между 2,5-миллионным Алматы и 200-тысячным (в проекте) Кунаевым на расстоянии друг от друга в 70 километров? Кто нам это объяснит?
От редакции
Ulysmedia.kz решил поискать ответ на вопрос уважаемого Асылбека Кнаровича.
Вот что на поверхности. На сайте Ассоциации корейцев Казахстана опубликована любопытная статья, где черным по белому обозначен главный интерес и главный «интересант» происходящего.
Кому автопром надоел
- В Алматинской области будут построены четыре новых города-спутника G4 City. Реализация данного проекта во многом стала возможна благодаря участию в нём в качестве девелопера Юрия Андреевича Цхая, известного казахстанского бизнесмена, председателя попечительского совета Ассоциации корейцев Казахстана, - открывают нам завесу тайны.
И объясняет, что стратегическим инвестором мегапроекта будет крупнейшая в Азии компания - Surbana Jurong, которая входит в другую крупнейшую компанию - Temasek Holdings. С ними вёл «напряженные трехлетние переговоры» олигарх Юрий Цхай. Уже, оказывается, разработана Дорожная карта по реализации проекта, предусматривающая разработку градостроительных документов, формирование инженерной и социальной инфраструктуры, создание благоприятного инвестиционного климата.
- За восемь лет пройден путь от рождения идеи до выхода первого застройщика на обеспеченную всеми коммуникациями площадку. Одна из уникальных особенностей проекта – одновременно с вводом в эксплуатацию жилья сдаются объекты соцкультбыта, построенные в рамках ГЧП.
Так что переименование Жетыгена в Алатау, а сельчан в горожан – это не самое важное.
Впрочем, планы по строительству G4 City длиною в 70 км обсуждаются уже лет 15. Оказывается, дело давно вышло из русла простых разговоров - на него из государственного бюджета было выделено более 30 млрд тенге.
Теперь его оператор – компания ТОО «G4 City», учредил которую хозяин казахстанского автопрома Юрий Цхай, получил очередную порцию господдержки и бразды правления в свободной экономической зоне.
Стоит заметить, что СЭЗ – это всё-таки не офшор, а скорее оншор, в котором будут действовать законы и налогообложение, но преференции и льготы для становления и роста Цхай, конечно, получит.