Уголовное дело в отношении второго племянника Нурсултана Назарбаева – Самата Абиша передано в суд. Об этом в ответе на запрос Ulysmedia.kz сообщил начальник Службы досудебного расследования Генеральной прокуратуры Ризабек Ожаров.
Напомним, Самат Абиш попал в поле зрения правоохранительных органов после Январских событий 2022 года, но в отличие от других замов, будучи первым заместителем главы Комитета национальной безопасности Карима Масимова, остался на свободе.
Прокуроры сообщали, что племянник экс-Елбасы подозревается в превышении власти и должностных полномочий, повлекших тяжкие последствия (ст.362 ч.4 УК РК), и находится на свободе под подпиской о невыезде.
Почему Самат Абиш не распрощался со свободой во время следствия, и какое наказание может ждать его в случае, если вина будет доказана в суде, разбирался корреспондент Ulysmedia.kz.
Слухи, домыслы и пресс-релизы
Слухи о судьбе Самата Абиша стали распространяться в информационном пространстве страны практически сразу после «кровавого қантара», когда стало известно о его освобождении с поста первого заместителя главы КНБ. В соцсетях люди судачили то о его аресте, то о побеге из страны.
В июне 2022 года представители Генпрокуратуры, отвечая на вопросы журналистов, расплывчато сообщили, что Абиш находится «в орбите следствия» по некоему уголовному делу. В конце июля того же года сообщалось, что Самат Абиш был допрошен по «делу Карима Масимова и других фигурантов». В ведомстве тогда заявили, что Самат Абиш свидетель по уголовному делу в отношении задержанных экс-руководителей ведомства, а в отношении самого Абиша «уголовные дела органами национальной безопасности не регистрировались, мера пресечения не избиралась».
В сентябре 2023 года конкретику в «зависший» вопрос внесла все та же Генеральная прокуратура. В пресс-релизе высший надзорный орган страны заявил, что в отношении бывшего первого заместителя председателя КНБ Самата Абиша проводится досудебное расследование. Его подозревают в превышении власти и должностных полномочий во время Январских событий.
К слову, это информационное сообщение появилось ровно на следующий день после того, как обвиняемый по делу о Январских событиях бывший глава пятого департамента КНБ Руслан Искаков на суде заявил, что приказы во время Кантара ему отдавал не кто-нибудь, а сам племянник первого президента Нурсултана Назарбаева Самат Абиш.
- Они пытаются запретить мне говорить, что я исполнял приказ Абиша, – заявил Руслан Искаков в своем выступлении на суде.
Уклончивые ответы
Позже в кулуарах мажилиса дело Самата Абиша прокомментировал заместитель генерального прокурора республики Асет Чиндалиев. Отвечая на вопросы журналистов, он не стал вдаваться в подробности, сославшись на тайну следствия.
- Дело расследуется, - сказал он.
- В том плане, какие эпизоды, я вам сказать не могу. Я и не знаю. И Масимов, и его заместители, и Самат Абиш – они все сотрудники спецслужб. И в этом деле есть какие-то документы, которые не то что для вас, они и для меня закрыты.
Единственным прямым ответом Чиндалиева стала информация о том, что Самат Абиш находится под подпиской о невыезде.
- Он в Казахстане, - лаконично отметил замгенпрокурора.
- В Астане или в Алматы, не знаю. Правовой статус не знаю. Уголовное дело я не знаю, но в отношении него возбуждено по факту превышения должностных полномочий в период Январских событий.
На вопрос журналистов о том, могли ли родство с Назарбаевым повлиять на то, что Абиш находится на свободе, ответил отрицательно.
Под грифом «секретно»
Сейчас в ответе на наш запрос руководство Генпрокуратуры тоже ушло от прямых ответов на конкретные вопросы.
- В рамках указанного уголовного дела Әбіш С.С., учитывая, что в уголовном деле имеются сведения, составляющие государственные секреты, данные досудебного расследования не подлежат разглашению, - говорилось в письме.
- Недопустимость разглашения данных досудебного расследования, составляющих государственные секреты, регламентирована требованиями ст. 47 и 201 УПК РК.
С учетом ссылок Генпрокуратуры на содержащиеся в деле государственные секреты, каковы шансы на то, что процесс по делу Абиша будет открытым? – адресовали мы вопрос известному казахстанскому адвокату и общественнику Виталию Воронову.
- Вообще «засекретить» и закрыть процесс суд может только в части тех самых государственных секретов, но, вполне допускаю, что процесс будет полностью закрытым, - поделился своим прогнозом Виталий Иванович.
- Вероятнее всего, дело будет рассматриваться Специализированным межрайонным уголовным судом города Астаны или Алматы. Подозреваемый, перейдя в статус подсудимого, имеет право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей.
В части того, какое наказание может грозить бывшему первому заму всемогущего начальника КНБ Карима Масимова, Виталий Воронов ответил, не задумываясь:
- Поскольку Самат Абиш привлечен к ответственности по одной статье УК - ч.4 ст.362 (Превышение власти или должностных полномочий), то состав преступления относится к категории тяжких преступлений, поскольку предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком от 5 до 10 лет с возможной конфискацией имущества и пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Не убегал и не прятался…
Взаимосвязи между родством с первым президентом страны Назарбаевым и нахождением Самата Абиша под подпиской о невыезде во время следствия Виталий Иванович, как и Асет Чиндалиев, не усмотрел.
- Значит, у следствия была твердая уверенность или гарантии того, что он никуда не убежит и будет являться по вызовам органов досудебного расследования и суда, а также не будет препятствовать расследованию, - отметил адвокат.
- Судить ведь должны за деяния, причем, доказанные, а не за то, что он племянник Елбасы. Здесь могут быть разные версии, но без знания материалов и обстоятельств дела, а также доказательств, это может выглядеть просто как домыслы или дилетантские рассуждения. Этим я не занимаюсь. Как у Высоцкого: «Я ненавижу сплетни в виде версий»!
Напоминание о том, что все остальные замы Масимова не разгуливали на свободе после предъявления им обвинений, вызвало у Виталия Ивановича логичное удивление:
- Ну, так в отношении других замов, насколько я знаю, были выдвинуты обвинения в участии в попытке государственного переворота и насильственного захвата власти. Соответственно, и мера пресечения была иной.
Адвокат заявил, что в целом не усматривает необходимости в повальных арестах подозреваемых.
- Я за то, чтобы в отношении любого лица при решении вопроса об избрании в отношении него меры пресечения соблюдался принцип: «арестовывать нужно и должно только тогда, когда нельзя не арестовывать!» Увы, этот принцип в целом в стране не действует. Арестовывают тогда, когда можно и нужно не арестовывать (особенно по экономическим преступлениям). И при этом оставляют на свободе лиц, которые подлежат заключению под стражу до суда. По разным причинам - в основном, субъективного или коррупционного характера.