Дело Биртанова: следствие причиняет ущерб государству?

Ахметбеков Асхат

Пошел второй год как бывший глава Минздрава Казахстана, один из опытнейших врачей и управленцев в системе здравоохранения Елжан Биртанов находится под следствием и вынужден отбывать меру пресечения в виде домашнего ареста. Ulysmedia рассказывает, какие обвинения предъявляют Елжану Биртанову, за что он судится каждый месяц, на каком этапе находится его дело и другие интересные детали.

Фотоколлаж Ulysmedia.kz

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Многие помнят, как уходил Елжан Биртанов с поста главы Министерства здравоохранения страны. Пожалуй, его отставка войдет в историю самых громких. Это было летом 2020 года, когда республику накрыла первая волна заболеваемости коронавирусной инфекцией. Тысячи случаев заражений, переполненные больницы, пустые аптеки… Если до мало кто верил в существование вируса, то летом прошлого года в его реальности смог убедиться практически каждый казахстанец. Многие специалисты министерства, стоявшие на заслоне пандемии с первых месяцев, слегли тогда. Не обошла болезнь стороной и самого министра Елжана Биртанова. В середине июня 2020 года после поездки в Жамбылскую область Елжан Биртанов написал в социальной сети, что находится в госпитале, а 25 июня президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал указ о назначении Алексея Цоя министром здравоохранения. Елжан Биртанов ушел по собственному желанию по состоянию здоровья. Сообщалось, что коронавирус у него протекал в тяжелой форме. 

Тем же летом глава государства заявил о том, что непростая ситуация с COVID-19 в стране вызвана, в том числе, «системными ошибками» бывшего руководства Минздрава. А уже осенью, в конце октября, Комитет по финансовому мониторингу Министерства финансов объявил о том, что Елжана Биртанова подозревают в растрате бюджетных средств. Экс-министр был сначала задержан, а потом – помещен под домашний арест. 

ОБВИНЕНИЯ 

Изначально бывшего министра подозревали в растрате бюджетных средств «в особо крупном размере». Но за несколько дней до окончания расследования (в июле 2021 года) статья была переквалифицирована с «Хищения» на «Злоупотребление должностными полномочиями». По версии следствия, Елжан Биртанов подозревается в приеме нерабочей платформы информатизации Минздрава, которую выполняла хорватская компания Ericsson Nikola Tesla. Как утверждает Агентство РК по финансовому мониторингу, платформа в настоящее время «не функционирует и не используется медучреждениями». 

Еще один эпизод, в котором подозревается Елжан Биртанов, – это превышение должностных полномочий при использовании борта санитарной авиации летом 2020 года. Как оказалось, летом во время служебной командировки в Жамбылскую область Елжан Биртанов узнал о заражении COVID-19. Чтобы не подвергать опасности коллег по кабинету министров, он не стал возвращаться в Нур-Султан на одном самолете, а использовал для этого борт санитарной авиации. 

ЗАМОРОЖЕННАЯ ЦИФРОВИЗАЦИЯ 

С того момента, как Елжана Биртанова «посадили» под домашний арест, практически каждый месяц в суде Нур-Султана проходят процессы. На них рассматривается пока один вопрос – о продлении срока домашнего ареста. В последний раз он был продлен до 14 января 2021 года. Сейчас дело находится на стадии изучения стороной защиты. На каждом таком процессе адвокаты Елжана Биртанова пытаются доказать суду, что нахождение их подзащитного под домашним арестом неправомерно. 

Суть претензий Елжана Биртанова и адвокатов сводятся к следующему: информационная платформа, согласно договору, была принята в законченном и работоспособном состоянии, соответственно, обвинять его не в чем. Платформа была принята в промышленную эксплуатацию Межведомственной комиссией в июне 2020 года. По договору после приемки еще 2 года должна была быть проведена с казахстанской стороны работа по подготовке и интеграции наших отечественных информационных систем. И эта работа проводилась. Однако следствие попросту заблокирована работу платформы, Ericsson, его субподрядчикам, специалистам Минздрава был закрыт доступ. Вдобавок к этому после допросов многие специалисты попросту поувольнялись.

Такие «перегибы» стали известны на самом «верху». Так, на одном из совещаний осенью прошлого года президент страны Касым-Жомарт Токаев публично высказал недовольство по поводу заморозки процесса цифровизации системы здравоохранения и назвал такую ситуацию недопустимой. 

Сдвинулся ли процесс после этого с мертвой точки? Ответ на этот вопрос всплыл на одном из последних судебных заседаний. Адвокат Дмитрий Куряченко озвучил в ходе процесса показания представителей компании Ericsson Nikola Tesla. 

«7 октября президент Казахстана заявил разблокировать платформу и не замораживать цифровизацию здравоохранения. По состоянию на 22 декабря Ericsson пишет в отчете, что декларативно было заявлено, что можно продолжать работать. А фактически продолжали игнорировать поручения президента о разблокировке платформы. То есть само следствие само причиняет ущерб государству», – заявил Дмитрий Куряченко. 

Сам Елжан Биртанов также рассказал в ходе судебного процесса, что 5 ноября 2021 года закончился срок банковской гарантии со стороны хорватской компании. Однако нынешнее руководство Министерства здравоохранения не заявило никаких претензий к зарубежной компании.

«Срок прошел, гарантия не удержана, а это означает только одно, что у Минздрава Казахстана нет претензий к хорватской стороне, по крайней мере, они официально не предъявлены. Соответственно, каким образом Минздрав признал себя потерпевшим в этом деле? Вот в чем вопрос и о каком ущербе тогда идет речь?» – заявил Елжан Биртанов.

К слову, в прошлом месяце в Казахстан приезжали представители Ericsson Nikola Tesla, на уровне заместителя премьер-министра Ералы Тугжанова подтвердили работоспособность платформы и выразили готовность в течение месяца запустить ее. Тогда как такое вообще возможно, если платформа, как утверждает следствие на основе заключения своих экспертов, является нерабочей? Защитники и сам Елжан Биртанов в настоящее время ждут решения Правительства по этой платформе.

«Ericsson уже угрожает международным арбитражем. Это ведь огромный ущерб стране может быть, как в деле Стати! Но похоже следствию и прокуратуре важнее своя репутация», – сказал Дмитрий Куряченко. 

Говоря же о втором эпизоде обвинений, касающемся вопроса использования борта санавиации, экс-министр отметил, что имел на это полное право, так как действовал в соответствии с Кодексом об охране здоровья населения, где четко прописаны полномочия главы министерства. 

ЧЕМ ВСЕ ЗАКОНЧИТСЯ? 

Дойдет ли само дело до суда, пока неясно, так как адвокаты бывшего министра собираются после процедуры ознакомления с материалами дела заявлять ходатайство о прекращении уголовного дела ввиду отсутствия состава преступления. Пока же защитники и сам Елжан Биртанов перечитывают, изучают многочисленные тома уголовного дела, доказательную базу и призывают Генеральную прокуратуру обратить внимание на несостоятельность выдвинутых обвинений.