Второе пришествие Тимура Карагойшина, или Что ждёт «Госэкспертизу» - монополия или семейный подряд

Курманов Байтас

Не успела осесть новость о выходе на пенсию одного из ярких представителей «Старого Казахстана» – вице-министра промышленности и строительства Тимура Карагойшина, как пенсионер вдруг «всплыл» в другом «хлебном» месте.

Редакции Ulysmedia.kz стало известно, что Тимур Джиенбаевич ныне исполняет обязанности генерального директора РГП «Госэкспертиза», сменив на этом посту Куандыка Кажкенова, назначенного на должность вице-министра промышленности и строительства.

К слову, у руля «Госэкспертизы» Тимур Карагойшин уже стоял с 2016 по 2021 год и ушёл с этой должности на повышение. Так кто же и почему решил, что «старый конь борозды не испортит», второй раз доверив чиновнику (теперь уже пенсионеру) руководить вневедомственной экспертизой проектов в Казахстане? Ответ на этот вопрос искал корреспондент Ulysmedia.kz.

Коллаж Ulysmedia

За деньги – да!

Чтобы понять, что привлекательного может быть в должности руководителя РГП «Госэкспертиза», нужно, в первую очередь, понять, что это за организация.

Согласно официальным данным, РГП - это подведомственное учреждением комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства министерства индустрии и инфраструктурного развития. На сайте GOV.KZ функции этого органа определены так:

   - В соответствии с законом Республики Казахстан от 16 июля 2001 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», РГП «Госэкспертиза» осуществляет комплексную  вневедомственную  экспертизу  проектов  строительства  зданий  и сооружений, относящуюся к государственной монополии, а также ведение портала и информационной системы для организации проведения комплексной вневедомственной экспертизы по принципу «одного окна», как технологически связанных  с  основной деятельностью.

Другими словами, это как раз та самая организация, мимо которой не пролетит ни одна муха, связанная со строительством. Наиболее полный расклад деятельности РГП «Госэкспертиза» дал в прошлом году на своей странице в социальной сети Facebook мажилисмен Болатбек Алиев.

   - Чтобы нагляднее объяснить, о чем идет речь, давайте ответим на вопрос: может ли Нацбанк, как регулятор на финансовом рынке, выдавать кредиты, оценивать залоги и прочее? Однозначно – нет. Это делают банки второго уровня, – написал мажилисмен.

   – А вот на строительном рынке все устроено по-иному. Все, что связано со строительством, включая проведение экспертиз, подчинено комитету по делам строительства. Он осуществляет государственный контроль, формирует политику в соответствующей сфере, в одном лице выступая регулятором и через РГП «Госэкспертиза» услугодателем за деньги.

Частных экспертов – на свалку?

Пост на странице Болатбека Алиева появился не вдруг и не случайно. В мае прошлого года профессиональное объединение аккредитованных экспертных организаций - «Палата экспертных организаций» обратилась в Генеральную прокуратуру и к главе государства в связи с настойчивыми попытками МИИР вернуть отрасль экспертизы строительных проектов в государственную монополию.

21 апреля 2023 года министерство индустрии и инфраструктурного развития повторно выставило на электронном портале «Открытые НПА» проект приказа о внесении изменений в Правила определения общего порядка отнесения зданий и сооружений к технически и (или) технологически сложным объектам.

И тут же на него отозвались возмущенными комментариями общественные организации - Палата экспертных организаций и НПП «Атамекен». В НПП подчеркнули, что проект приказа МИИР РК серьезно ущемляет интересы негосударственной экспертизы и противоречит поручению главы государства, данному на расширенном заседании правительства 8 февраля 2022 года:

   - Принять пакет мер по демонополизации строительного рынка и его конкурентному развитию.

Они заявили, что Мининдустрии разработало проект приказа с нарушением норм действующего законодательства. В частности, не проводили анализ регуляторного воздействия, несмотря на то, что вносимые поправки серьезно затрагивают интересы субъектов частного предпринимательства.               

   - Поправки влекут за собой большие финансовые и материальные издержки и сокращение специалистов в связи с вынужденным закрытием значительной части негосударственных экспертных организаций. Ответственность за эти действия МИИР

РК на себя не берет, - заявили в НПП.

   – Министерство публично заявляет о своей открытости к диалогу с бизнесом и ежегодно отчитывается правительству и администрации президента об успешной работе по демонополизации строительной отрасли и сферы экспертизы проектов, на деле же наносит серьезный удар по институту негосударственной экспертизы проектов строительства.

Председатель правления Палаты экспертных организаций Бирлик Ережепов открыто заявил, что поправки МИИР направлены, прежде всего, на усиление госмонополии в сфере экспертизы госпроектов в строительстве и противоречат тем программным документам, которые утверждены государством.

   - Приказ вызвал широкий резонанс в экспертном сообществе, - отметил Ережепов.

   - Поступило 270 возражений и несогласий с ним. Сообщество считает, что конечная цель приказа – постепенная ликвидация института негосударственной экспертизы. Нет необходимости в изменении данных правил, потому что все особо сложные государственные важные социальные проекты, а также проекты, влияющие на жизнеобеспечение граждан и зданий с многочисленным пребыванием людей, уже находятся в государственной монополии.

Мажилисмены против…

В прошлом году группа мажилисменов - Болатбек Алиев, Мукаш Искандиров и Руслан Кожасбаев предложили внести поправку в Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК», которая исключит для государственной экспертной организации возможность являться подведомственной организацией госорганов – субъектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Болатбек Алиев отметил в своем аккаунте в соцсетях, что деятельность «Госэкспертизы» создает ряд проблем для рынка и индустриализации страны. По его мнению, РГП «Госэкспертиза» должно быть передано под юрисдикцию других государственных органов, включая НАО «Правительство для граждан», министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, дабы обеспечить нейтральность уполномоченного органа — Комитета по делам строительства и ЖКХ, в состав которого входит министерство промышленности и строительства РК, по отношению к экспертным организациям.

В декабре 2023 года уже другие депутаты мажилиса - Бакытжан Базарбек, Ерболат Саурыков и Болатбек Нажметдинұлы направили официальный запрос премьер-министру и главе Агентства по защите и развитию конкуренции по поводу оценки тарифов РГП «Госэкспертиза».

В запросе они рекомендовали провести государственный контроль над деятельностью РГП и проанализировать эффективность использования бюджетных средств. А также предложили использовать фактическую стоимость контрактов, осуществленных государством для разработки проектов, в том числе тех, которые опубликованы на портале госзакупок, для определения стоимости экспертной работы до принятия решения о тарифах.

Согласно информации из депутатского запроса, на совещании с государственными органами выяснилось, что тарифы РГП «Госэкспертиза» не прошли проверку антимонопольной службы. Вторым аспектом проблемы, указанным в запросе, является отсутствие контроля за соблюдением сроков и обоснованием замечаний предприятия. А ведь в проекте Строительного кодекса авторы предлагали передать до 90% работ в область экспертизы строительных проектов РГП «Госэкспертиза».

«Устранить нарушения»

В Агентстве по защите и развитию конкуренции запрос мажилисменов без внимания не оставили. В январе антимонопольщики направили два предписания – одно в адрес РГП «Госэкспертиза», другое – в министерство промышленности и строительства. И в том, и в другом документах Агентство соглашается с обоснованностью доводов депутатов мажилиса, и предписывает устранить нарушения, на которые указали авторы депутатского запроса.

В частности, от министерства промышленности и строительства антимонопольщики потребовали «привести приказ и.о. министра национальной экономики от 21 декабря 2015 года №780 «Об утверждении правил определения стоимости работ по проведению комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства объектов, а также комплексной градостроительной экспертизы проектов градостроительного планирования территорий различного уровня» в соответствие с требованиями статьи 193 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан и Правилами ценообразования на товары, работы, услуги, производимые и реализуемые субъектом государственной монополии, специального права, утвержденными приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 15 марта 2016 года № 134».

А РГП «Госэкспертиза» велели обратиться в антимонопольный орган с информацией об отпускных ценах на реализуемые услуги, относящиеся к сфере государственной монополии, с приложением обосновывающих материалов по итогам 2023 финансового года, подтверждающих уровень цены в соответствии требованиями статьи 193 Кодекса и Правил ценообразования.

На исполнение предписаний дали установленный законом срок - не более 90 календарных дней с момента получения документа.

О том, были ли исполнены предписания Агентства, история, увы, умалчивает…

Семейный подряд 2.0?

Между тем, второе пришествие Тимура Карагойшина в РГП «Госэкспертиза» посвященные люди расценивают не только как попытку пенсионера «удержаться в обойме», но и как новый импульс «семейного подряда».

Ведь его сын Рустам Карагойшин ныне возглавляет АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек», созданный в 2013 году для управления принадлежащими ему на праве собственности и переданными в доверительное управление пакетами акций национальных институтов развития, национальных компаний и других юридических лиц.

Как происходило это самое «управление» казахстанцы имели возможность увидеть в 2016 году, когда скандально известный Куандык Бишимбаев из кресла министра нацэкономики загремел под следствие – за коррупционные дела, которые натворил в бытность руководств НУХ «Байтерек».

Тогда, после громких скандалов и задержаний, в холдинге заявили: вот теперь-то все необходимые меры для исключения коррупционной составляющей будут приняты новым руководством «Байтерека».

Управляющий директор НУХ, коим был Каирбек Ускенбаев, заявил: теперь для того, чтобы получить объект, застройщикам придется проходить через различные комиссии, участие в которых будут принимать не только сотрудники холдинга, но и независимые эксперты.

В свете происходящей сегодня монополизации вневедомственной экспертизы, уместно предположить, что проекты «Байтерека», которыми «рулит» Карагойшин-младший, будут проходить через «Госэкспертизу», которой заправляет Карагойшин-старший.

Довольно перспективный тандем, не правда ли? И главное, уже «обкатанный»…

Год назад в статье «Труба против ЖК: кому мешают «Дублин» и G-Park в Астане», опубликованной на портале Ulysmedia.kz, автор задался вопросом об истинных причинах шума, поднявшегося вокруг строительства ЖК «Дублин».

Тогда обнаружилось, что в декабре 2022 года городское управление топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства заключило договор с «ВД Строй-инжиниринг», которая подрядилась построить газовую котельную с инженерной инфраструктурой в районе Коргалжинского шоссе - как раз на строительном участке вышеупомянутого ЖК.

Директором этого ТОО значился Рустам Карагойшин. А его папа – Тимур Жиенбаевич Карагойшин на тот момент занимал должность председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства министерства индустрии и инфраструктурного развития. Совпадение? Не думаем…

На месте руководства Агентства по делам госслужбы и Антикора мы бы обязательно заинтересовались новым «семейным подрядом».