Прокуратура разберется: стоит ли акиму Павлодарской области Асаину Байханову опасаться «уголовки»

Курманов Байтас

О многолетнем противостоянии акимата Павлодара и фирмы Partners Realty, выступавшей подрядчиком по текущему ремонту дороги по улице Катаева, Ulysmedia.kz рассказал своим читателям подробно в цикле статей.

Суть дела такова: в 2022 году столичное ТОО «Partners Realty» выиграло тендер, однако банальный ремонт дороги обернулся для подрядчика почти детективной историей. Аким города, коим был тогда Асаин Байханов, ныне «подросший» до кресла акима Павлодарского региона, встал грудью перед чужаками. Дело дошло до судов и уголовного дела по коррупционной статье в отношении местных чиновников. Однако дело закрыли. Но предприниматель, чувствуя за собой правоту, не сдался - дошел до генерального прокурора и тот дал распоряжение возобновить уголовное дело.

Чем такой поворот событий может грозить Асаину Байханову и его подчиненным, - рассказал корреспонденту Ulysmedia.kz представитель Partners Realty, известный адвокат Мурат Адам.

Коллаж Ulysmedia

БЕЗ СУДА, НО СО СЛЕДСТВИЕМ

- Действительно, в октябре-ноябре 2022 года мы добились возбуждения уголовного дела в отношении павлодарских чиновников по факту воспрепятствования ими предпринимательской деятельности, – сообщил адвокат – Это было сразу после тех событий, которые имели место в августе, когда была незаконно приостановлена работа моего клиента.

В чем незаконность таких действий акимата? Разве заказчик не может приостановить работу подрядчика, если она его не устраивает?

- Заказчик не имел права этого делать без решения суда. Только суд в установленном законом порядке при расторжении договора госзакупок мог принять решение, на которое пошли работники отдела ЖКХ. В данном случае это было самоуправство. Но, поскольку его совершали должностные лица, то эти действия в совокупности охватываются статьей 365 УК РК (Воспрепятствование предпринимательской деятельности). Тем не менее, в мае 2023 года, дело было прекращено с формулировкой «за отсутствием состава преступления» в действиях акима и его подчиненных.

Вы считаете, дело было прекращено необоснованно?

- Конечно! Смотрите, все следственные действия по нашему ходатайству велись в присутствии представителя потерпевшей стороны и с видеофиксацией. Асаин Байханов, будучи уже акимом области, приходил на допросы не сразу. Кроме того, его встретил и проводил в кабинет лично заместитель руководителя департамента Антикора. А все следственные действия проводил с ним не следователь, который вел наше дело, а начальник следственного управления. Спрашивается, с чем это связано? И еще. Аким, будучи в статусе свидетеля с правом на защиту, отказался от дачи показаний. У меня было порядка 40 вопросов к нему, и на каждый он отказывался дать ответ. Значит, ему было что скрывать? А позже все видеозаписи всех очных ставок и допросов исчезли из дела.

Более того, несмотря на обязательное к выполнению указание прокуратуры проводить все следственные действия с нашим участием, ряд допросов и очных ставок были проведены «втихаря» от нас.

ЗАКОН ЧТО ДЫШЛО...

Так каким же образом вам удалось добиться возобновления дела?

- Все эти факты послужили поводом для подачи жалобы в областную прокуратуру. Но нам везде отказывали. Не принесли результатов и обращения в генеральную прокуратуру. И только спустя год мой клиент на форуме «Новые подходы по защите бизнеса и инвесторов в рамках указа президента «О либерализации экономики», проходящем на площадке Генпрокуратуры, смог привлечь к своей проблеме внимание генпрокурора, который пообещал взять это дело на контроль и принять меры прокурорского реагирования. На то имелись все процессуальные основания. Позже нам назначил прием прокурор Павлодарской области господин Жуйриктаев. И на приеме сообщил, что было принято решение об отмене этого незаконного постановления о прекращении уголовного дела ввиду необеспечения его полноты, всесторонности и наличия противоречий в экспертизах, которые были проведены по данному уголовному делу.

О каких именно экспертизах идет речь?

- Вопросы, связанные с ненадлежащим исполнением работ моим клиентом, некачественными работами – всем тем, что было положено ими в основу иска, на сегодня были исследованы односторонне, только на основании заключения Павлодарского областного филиала центра качества. Они не были достоверными, и мы пытались подтвердить это самостоятельно, путем проведения судебной экспертизы. Но судебная экспертиза может назначаться в рамках рассматриваемого дела по ходатайству стороны – по определению суда. В суде нам было отказано в назначении этой экспертизы на том основании, что имеется заключение экспертизы, о которой я говорил выше. Мы даже заявляли отвод судье из-за этого, но безуспешно. После этого решения суда мы получили заключение специалиста Института судебных экспертиз, но уже города Астаны, поскольку Павлодару не доверяем. Это госучреждение – филиал Центра судебных экспертиз Министерства юстиции. Они провели проверку и дали заключение о том, что все было проведено правильно и нарушений при выполнении текущего ремонта не имеется. Когда мы предоставили это заключение суду апелляционной инстанции, нам было отказано в принятии этого доказательства и судебное разбирательство прошло односторонне. Суть в том, что по закону при обнаружении недостатков, на которые они ссылаются в том числе в ответе вашему изданию, они должны были своевременно, в течение месяца, подать об этом иск в суд о признании ТОО недобросовестным участником госзакупок. И в этот срок, соответственно, доказывать, чем подтверждается ненадлежащее выполнение работ. И одновременно ставить требование о расторжении договора. Когда договор не расторгнут, одно из оснований для расторжения – ненадлежащее исполнение работ или вообще неисполнение работ по договору госзакупок. Поэтому они это право со своей стороны почему-то не реализовали, и сразу, невзирая на порядок, предусмотренный законодательством, обратились с иском о признании моего клиента недобросовестным участником госзакупок.

ВЫЙТИ ЗА ПРЕДЕЛЫ РЕГИОНА

Получается, нынешний аким Павлодарской области Асаин Байханов находится под следствием?

- Сейчас все они вовлечены в орбиту уголовного процесса – Байханов и его подчиненные, но они сейчас даже не подозреваемые. Они участвуют в статусе свидетелей с правом на защиту. Такой процессуальный статус – это пять минут до статуса подозреваемых. На мой взгляд, уже сейчас имеются все правовые основания для этого, но на уровне Павлодара мы не можем добиться, чтобы его признали подозреваемым.

И что вы намереваетесь делать, чтобы выйти за рамки «региональной поруки»?

- Сейчас решается вопрос о том, кому расследовать это уголовное дело. То есть, дело теперь должно быть продолжено, но нужно определиться с подследственностью. Я думаю, они в перспективе оставят его где-то в Павлодаре – плюс-минус другой правоохранительный орган, например, передадут в ДЭР. Я это допускаю, но сразу скажу – мы с этим не согласны, потому что это регион Павлодара. И надо уголовные дела в отношении первых руководителей областных центров передавать непосредственно в центральный аппарат правоохранительных органов – в данном случае либо в Генпрокуратуру, либо в КНБ. Потому что Антикору мы тоже не доверяем, поскольку заместителем председателя Агентства по борьбе с коррупцией является человек, который на тот момент, когда дело прекращалось в Павлодаре, возглавлял областной департамент Антикора.

ОПРЕДЕЛИЛИ «НА ГЛАЗ»

Кстати, в своем ответе на наш запрос по поводу вашего дела акимат Павлодарской области сделал акцент на якобы некачественный ремонт дороги по улице Катаева. Каким образом устанавливался факт «некачественности»?

- Хороший вопрос. В ходе следствия мы спрашивали представителей отдела ЖКХ, которые в местных пабликах проговаривали, что поступают жалобы от жителей Павлодара на качество ремонта дороги по улице Катаева, – где эти жалобы? Просили показать нам эти жалобы, но нам они их так и не показали. А дорога, текущий ремонт которой осуществил мой клиент, благополучно пережила две зимы.

Так вот, в своем ответе чиновники ссылаются на акт визуального осмотра. Во-первых, сама правовая природа акта визуального осмотра мне, как юристу, непонятна. Ни в договоре госзакупок, ни в законодательстве о госзакупках о таком документе речи не ведется. Во-вторых, мой клиент сразу оповестил заказчика о том, что работы выполнены, и попросил их принять. Но вместо того, чтобы выехать комиссионно, в том числе с участием представителей моего клиента, никого не приглашая¸ никого не извещая, акиматовцы сами поехали, в одностороннем порядке осмотрели дорогу и составили акт визуального осмотра. Если бы представители подрядчика выехали в составе комиссии, они бы смогли убедить членов комиссии, что они не правы.

Также в своем ответе акимат Павлодара ссылается на то, что какие-то их сотрудники совершили ошибку, подписав акт выполненных работ, за что понесли наказание.

- Действительно, 28 декабря 2022 года, когда еще шло судебное разбирательство, они подписали акт выполненных работ в электронном формате за подписью руководителя отдела ЖКХ (ныне осужденного за коррупционное преступление, не имеющее к нам никакого отношения). Они утверждают, что этот акт был подписан ошибочно – якобы специалист, у которого были электронные цифровые ключи начальника ЖКХ, превысил свои полномочия и подписала АВР. Бред, конечно. Но при этом в этот же день, 28 декабря 2022 года, было подписано еще 17 актов выполненных работ с другими подрядчиками. Но недействительным они посчитали только АВР с ТОО «Partners Realty». Все остальные действительны. Согласитесь, так же не бывает?

Как вы считаете, сейчас, после вмешательства генпрокурора, есть шанс восстановить справедливость?

- Во всяком случае, мы очень на это надеемся.