Взятка как награда, или Почему Агабекова судят не только за хищения

Кристина Колосовская

Судебное следствие над экс-главой Международного центра зеленых технологий и инвестиционных проектов IGTIPC завершилось. Впереди – прения и приговор. В СМИ новость о задержании Олжаса Агабекова наделала немало шума, говорили о хищениях в 270 млн тенге. Ulysmedia.kz выяснил детали обвинения и по другим статьям по этому делу.

Коллаж Ulysmedia

Приговор близко

В Астане под председательством судьи Бахытжана Есенова завершилось судебное следствие по делу Олжаса Агабекова. Он возглавлял Международный центр зеленых технологий и инвестиционных проектов (IGTIPC). 

Стороны должны были перейти к прениям, но прокурор попросил время для подготовки. Это удивило судью: на прошлой неделе было заседание, где уже поднимался этот вопрос. Как бы там ни было, прения начнутся только через неделю – 31 июля.

Всё везде и сразу

Как мы раньше писали, судят Олжаса Агабекова по трём статьям:

  • статья 361, часть 4, пункт 3, УК РК – «злоупотребление должностными полномочиями»;
  • статья 190, часть 4, пункт 2, УК РК – «мошенничество»; 
  • статья 366, часть 3, пункт 3, УК РК – «получение взятки». 

О задержании стало известно в феврале этого года. У СМИ была информация, что его подозревают в хищении средств, которые выделяли на казахстанский павильон международной выставки в Дубае. Тогда же и прозвучала сумма – 270 млн тенге.

Но после всех процедур и следствия сумма хищений уменьшилась, но добавились новые обстоятельства и эпизоды, по которым Агабекова тоже решили судить. 

Прокурор и предствители потерпевшей стоооны в процессе участвовали онлайн, поэтому Ulysmedia.kz за комментарием обратился к адвокату Коллегии адвокатов столицы Олжасу Орлабекову, который представляет сторону защиты.

Откуда взятка

По его словам, судят Агабекова за взятку. При этом она никак не связана с выставкой в Дубае. Обвинение настаивает на том, что подсудимый получил взятку от руководителя частной организации Сатимова в размере 35 млн тенге.

Защита настаивает, что их взаимоотношения носят гражданско-правовой характер. Сатимов обратился за консультацией и помощью в его проекте, который принес мужчине прибыль. За это он и наградил Агабекова. Кроме того, адвокаты уверяют, что в этом проекте не была замешана его организация. 

Шерше ля фам

Также подсудимого обвиняют в хищении 108 млн тенге, которые поступили из АО «КазМунайГаз» на проведение выставки КС-28 в Дубае.

-  Руководителя ТОО «Atla$» Салтанат Назарымбетову в ходе досудебного расследования подозревали в мошенничестве в группе лиц по предварительному сговору с Агабековым. Однако, в ходе досудебного расследования, по необъяснимым для на нас причинам, в отношении гражданки Назарымбетовой уголовное преследование прекратили по нереабилитирующим основаниям в связи с примирением: ущерб перед «КазМунайГазом» возместила, – сказал он.

При этом во время следствия им инкриминировался общий ущерб. Также адвокат отметил, что никаких денег от Назарымбетовой подсудимый не получал: деньги с момента поступления от компании находились на счетах ТОО «Atla$» и потратила она их на закрытие своих обязательств.

Супруга и общественный защитник подсудимого Гульнара Агабекова сообщила, что на выставку спонсоры перевели 330 млн тенге, а потратили 270 млн тенге. Оставшиеся деньги Агабекова назвала прибылью ТОО «Atla$». Женщина также указала, что сама Назарымбетова не могла сказать точно: как и когда собиралась передавать деньги Агабекову.

Незаконные плюшки 

   - Олжаса Пернихановича обвиняют в том, что он злоупотреблял своими должностными полномочиями и незаконно выплачивал вознаграждения работникам своей организации. Это обстоятельство не соответствует действительности: премировали исключительно работников, которые подотчетны совету директоров, – сказал Олжас Орлабеков.

Председателем совета директоров на тот момент был вице-министр экологии Мансур Ошурбаев. Решение о премировании на совете директоров принималось коллегиально.

Укажи на Ошурбаева

На прошлых заседаниях в своих показаниях подсудимый говорил, что во время следствия на него оказывали давление, требовали свидетельствовать против Ошурбаева.

   - Когда меня арестовали и перевели в Антикор, дело было открыто по злоупотреблению должностными полномочиями, где целью ареста был вице-министр экологии Мансур Ошурбаев. Антикор мне открыто сказал: «Признай вину, давай сотрудничать, покажи на Ошурбаева, в свою очередь мы в отношении тебя изменим статью на 195-ю и в дальнейшем прекратим уголовное дело». Я не мог это сделать. Во-первых, этого не было. Как я мог признавать факты, которых не было? Во-вторых, я полагаю, что как раз-таки Салтанат (Назарымбетова. – Авт.) пошла на эту сделку и согласилась сотрудничать с Антикором, – давал показания Агабеков.

Супруга и общественный защитник подсудимого Гульнара Агабекова отметила, что с вице-министром она не знакома и видела его дважды.

   - Они в рабочих отношениях - долгое время работали директорами в Минэкологии. Мансур Ошурбаев курировал ведомство МЦЗТ. То, что говорят, что они были в каких-то панибратских отношениях и дружеских, это неправда. Сама лично вижу его второй раз: когда он пришел как свидетель. Сама Назарымбетова говорит, что якобы мой муж посредник передачи денег Ошурбаеву. Я считаю, что это бред с учетом масштаба этой выставки, – сказала женщина.

Отметим, что скандальный шлейф не мешает Мансуру Ошурбаеву по-прежнему работать в Минэкологии. Он все еще вице-министр.

Что известно о подсудимом 

Олжас Агабеков – член президентского кадрового резерва. Долгие годы работал в министерстве энергетики, затем экологии и природных ресурсов.

Также трудился в АО «Алматинские электрические станции», АО «KEGOC», аппарате акима Жамбылской области, управлении предпринимательства и индустриально-инновационного развития Жамбылской области.

С 2016-го по 2022-й был заместителем директора департамента по изменению климата министерства энергетики, директором департамента климатической политики и зеленых технологий Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК.

Ulysmedia.kz продолжит следить за этим судебным процессом.