Пожалуй, ни одно прошение об УДО за всю историю независимого Казахстана не вызывало столь бурной общественной реакции, как то, чтобы было удовлетворено судом города Конаев 26 июля 2024 года. Речь идет об условно-досрочном освобождении бывшего бизнесмена, владельца ТОО «КазСтройСтекло» Муратхана Токмади, отбывавшего срок за убийство банкира Ержана Татишева. Вокруг этого, на первый взгляд, рядового события, разыгрались нешуточные страсти и стали ломаться копья мнений.
В причинах небывалого общественного резонанса разбирался корреспондент Ulysmedia.kz.
Первая искра шумихи в информационном поле Казахстана разгорелась после того, как о ходатайстве Токмади узнали родственники убитого им бизнесмена Ержана Татишева. По словам его брата Еркина, о том, что Токмади может обрести свободу спустя 6 лет после приговора, понесшая утрату по его вине семья узнала из средств массовой информации.
Близкие бывшего председателя правления АО «Банк ТуранАлем» Ержана Татишева выразили серьезную обеспокоенность тем, что их не уведомили о поступившем ходатайстве.
- Вынесенный Токмади приговор уже был достаточно мягким для столь тяжкого преступления, учитывая, что прокуратура изначально запрашивала 12 лет лишения свободы, - публично высказался по этому поводу сын убитого бизнесмена Алпамыс Татишев.
- Согласно существующему приговору, Токмади должен оставаться под стражей до 2030 года.
Сын Ержана Татишева сообщил тогда, что «вся семья пребывает в шоке». Но еще больший шок семья убитого банкира, судя по всему, испытала, когда ходатайство об УДО Муратхана Токмади было удовлетворено судом первой инстанции. Помимо апелляционной жалобы, поданной потерпевшей стороной, семья Татишевых предприняла и другие меры, чтобы не допустить освобождения убийцы.
Так, брат погибшего Еркин 23 августа провел пресс-конференцию, на которую пригласил экс-директора ФБР Луиса Фри, частное агентство которого - Freeh Sporkin & Sullivan LLP занималось независимым расследованием обстоятельств убийства Ержана Татишева. Оба спикера заявили о категорическом несогласии с условно-досрочным освобождением Токмади. По их словам, убийство Ержана
Татишева Муратханом Токмади было совершено по заказу Мухтара Аблязова с рейдерскими целями, и потому ни о каком УДО не может идти речи.
- Моя практика судов показывает, что столь жестокие и опасные преступления, совершенные в составе ОПГ, не могут предусматривать досрочного освобождения преступников, совершивших их, - высказал свое мнение господин Фри. – Однако я понимаю, что есть моменты коррупции, которые могли сыграть свою роль в деле Муратхана Токмади. Тем более, такие факты имели место в процессе следствия по делу об убийстве Ержана Татишева.
А 27 августа с публичным заявлением выступили уже родные и близкие Муратхана Токмади. Не оспаривая самого факта преступления, за которое он был осужден на 10,5 лет, они заявили:
- Как и любой гражданин Казахстана, Токмади имеет конституционное право на УДО.
- С 9 августа мы наблюдаем за PR-кампанией, организованной Еркином Татишевым, основная цель которой – отмена условно-досрочного освобождения Муратхана Токмади, законное решение по которому вынесено судом Конаева 26 августа, а по сути – оспаривание самого конституционного права гражданина Казахстана на УДО и попытка давления на суд апелляционной инстанции. При этом было допущено множество инсинуаций, искажений фактов, обвинений нас во лжи и прямых оскорблений в адрес нашей семьи, – говорилось в заявлении семьи Токмади.
Авторы заявления акцентировали внимание на том, что осужденный экс-бизнесмен дважды подавал прошение на УДО, но оба они по разным причинам были отклонены.
- Муратхан в течение шести лет отбывал наказание в одиночной камере без права на свидания и переписку. Он не имел злостных нарушений, полностью возместил ущерб и отбыл две трети назначенного срока. Поэтому его ходатайство об УДО удовлетворили, - заверили родственники.
А также подчеркнули, что для оспаривания решения у семьи Татишевых было 10 дней, но они не подали жалобу в установленный законом срок. И все же судья дал им возможность на пересмотр в апелляционной инстанции.
- Мы просто верим в справедливость и знаем, что правда на нашей стороне, – подытожили родственники Токмади.
Между тем в эксклюзивном интервью Ulysmedia.kz экс-директор ФБР Луис Фри заявил: если бы подобное заказное убийство имело место в США, его исполнитель получил бы гораздо больший срок наказания, а об условно-досрочном освобождении не могло идти речи.
- За убийство можно получить пожизненное заключение, за подкуп государственного чиновника и препятствование правосудию - еще 10 лет, за ложь следователям - 5 лет, за попытку побега из тюрьмы – 5, - перечислил господин Фри. - За то, что он был наемным убийцей, суд мог добавить еще 20 лет. Так что, я бы потерял счет, сколько лет он мог бы провести в американской тюрьме. Кроме того, в Соединенных Штатах в подобном деле, если адвокат подаст заявление о досрочном освобождении, судья может фактически сделать выговор адвокату за подачу совершенно неуместного ходатайства.
Мнение экс-директора ФБР о слишком лояльном по отношению исполнителю заказного убийства отношении со стороны казахстанского правосудия разделяет известный адвокат Мурат Адам.
- 10 лет - это действительно самый минимальный срок по той статье, по которой был осужден Токмади, - говорит адвокат.
- Действия Токмади были квалифицированы по статье 96 ч. 2, п.Ж,З УК РК редакции от 1997 года. При этих квалифицирующих признаках предусматривалось наказание от 10 до 20 лет лишения свободы, либо пожизненное, с конфискацией имущества или без таковой. Куандык Бишимбаев был осужден на 24 года по точно такой же статье, как Токмади, только по Уголовному кодексу в новой редакции. Но санкция по статье примерно такая же, поэтому наказание должно было составить примерно столько же – от 20 лет и выше.
А вот правозащитник Сергей Уткин недоумение общества по поводу необычной мягкости казахстанского правосудия по отношению к Муратхану Токмади объясняет просто:
- Я убежден, что приговор Токмади был вынесен исходя из политических соображений, - поделился своим мнением юрист.
- Я считаю, Токмади умышленно, по заказу Аблязова, наверняка не убивал Татишева. Скорее всего, это произошло случайно, и судебной системе это достоверно известно. Именно потому и дали по минимуму, и УДО разрешили. В то время у Назарбаева была задача - сделать убийцей Аблязова для депортации, а Токмади лишь попал в «схему».
Полярность мнений относительно виновности или невиновности Муратхана Токмади в совершении заказного убийства в наши дни привела к раздорам среди людей, в прошлом тепло и тесно общавшихся. Так, например, в одном из недавних интервью бывший руководитель «Казатомпрома» и близкий друг Аблязова Мухтар Джкишев заявил, что в 2004 году, сразу после трагедии, все окружение Татишева понимало: его гибель – это просто трагический несчастный случай. А дальнейшее «раскручивание» этого дела и возведение его в ранг заказного убийства – не что иное как «политический заказ», чтобы добраться до Мухтара Аблязова.
- То, что этот трагический несчастный случай превратили в заказное убийство – чушь собачья! – заявил Джакишев.
- Все прекрасно это знали, в том числе и Еркин (Татишев – авт.). Я понимаю, что власти было необходимо очевидное уголовное преступление, совершенное Аблязовым, чтобы его экстрадировать, поскольку по экономическим преступлениям это сделать не получилось, но тут застрельщиком и выступил Еркин.
Экс-глава «Казатомпрома», признанный в прошлом «политзаключенным» западными правозащитными организациями, обвинил Еркина Татишева в выполнении «заказа» Старого Казахстана.
- Наверное, получил какое-то предложение, от которого не смог отказаться, - сделал предположение Мухтар Джакишев относительно мотивов поступков Еркина.
– Посмотрите, ведь преследовали всех, кто работал с Аблязовым, вплоть до начальников отделов. А Еркин ни под какие репрессии не попал, еще и с активами остался. Удивляет его неприкосновенность.
По словам Джакишева, Еркин Татишев был практически учеником и протеже Мухтара Аблязова и всем, что имеет на данный момент, обязан беглому олигарху. Именно поэтому, узнав о его позиции, вышедший на свободу Джакишев перестал с ним общаться.
В свою очередь, Еркин Татишев в интервью также не стесняется в эпитетах относительно окружения Мухтара Аблязова, который был признан судом заказчиком убийства его брата. В одном из прошлых интервью он назвал фамилии Токмади, Аблязова, Дутбаева (экс-глава КНБ – авт.), Джакишева и назвал их «членами одной банды».
Когда после пресс-конференции с участием Луиса Фри журналисты вспомнили об этом и попросили прокомментировать это высказывание, Еркин Татишев заметил, что и сейчас считает: будучи близкими друзьями, Мухтар Аблязов и Мухтар Джакишев не могли не понимать, что происходит.
Впрочем, многие казахстанцы сочли напряженные отношения между бывшими соратниками и приятелями сугубо личным делом, а журналистов, поднимающих этот вопрос, призвали воздержаться от необдуманных действий. Так, известный казахстанский композитор, поэт-песенник и автор-исполнитель Еркеш Шакеев на своей странице в Facebook написал:
- Я не оправдываю возможные несправедливые обобщения или неточности, в данном случае обоих личностей в отношении кого-либо, но понимаю любые крайние выводы и эмоции в такой трагической ситуации, так как сам после гибели моего сына обвинял весь мир в том, что случилось с нами, не говоря уже о том, что такая страшная боль не проходит никогда и зачастую затуманивает восприятие самых обычных рассуждений. Чтобы понять, нужно смотреть на это сквозь призму сострадания, милосердия или хотя бы сочувствия, но публично упрекать пострадавшего человека в каких-то давних высказываниях того, кто много лет добивается справедливости относительно гибели своего брата, сына своей матери, отца своих племянников - считаю неуместным, а за свою честь Мухтар Джакишев постоял бы сам, если бы счел чье-то высказывание невыносимым. В таких деликатных случаях есть границы дозволенности – и они их пытались соблюдать все эти годы, видимо осознавая хрупкость всей ситуации.
Как подчеркнул автор поста, «оба этих человека являются моими друзьями и, думаю, что каким-то житейским способом они уладили бы свои отношения без вмешательства со стороны, для этого они наделены своими незаурядными природными качествами».
Что до Токмади, то довольно странным представляется тот факт, что, выступая с публичными заявлениями и ходатайствами, он не придерживается позиции о своей невиновности, как в марте 2022 года, когда после Январских событий заявлял о своей полной невиновности и сообщал, что «возглавляемые бывшим председателем Комитета национальной безопасности (КНБ) Каримом Масимовым люди из комитета, министерства внутренних дел и генеральной прокуратуры заставили его признаться в убийстве банкира Ержана Татишева по заказу банкира Мухтара Аблязова».
Тогда из мест заключения бывший «стекольный король» отправил письмо на имя Касым-Жомарта Токаева, в котором просил президента «обеспечить торжество справедливости и законности, пересмотреть мое дело, наказать виновных, восстановить мои честь и достоинство и вернуть мне законную свободу!».
По его словам, возглавлявший следственно-оперативную группу полковник КНБ Руслан Искаков прямым текстом говорил ему: «Вы нам не нужны – нам нужен лишь Мухтар Аблязов».
В результате, как заявил Токмади, он уже пять лет отбывает наказание за преступление, которого не совершал.
- Вся эта история, причинившая столько страданий мне и моим близким, была придумана и реализована группой сотрудников КНБ во главе с Масимовым при активном содействии ГП, МВД, судов. Главной их целью являлась экстрадиция Мухтара Аблязова – главного врага Н. Назарбаева. Однако это им не удалось, и в январе этого года все они были арестованы, а правда об их многочисленных преступлениях постепенно становится известна, - шел ва-банк в своем обращении экс-бизнесмен.
Однако, судя по дальнейшим событиям, не все в его истории было столь однозначно…
Напомним, банкир Ержан Татишев погиб 19 декабря 2004 года на охоте в районе станции Отар. За рулем Toyota Land Cruiser он преследовал хищников по степи. Догнав их, он передал ружье 12-го калибра сидевшему сзади Муратхану Токмади. Согласно выводам экспертов, в это время внедорожник неожиданно наехал на кочку и ружье самопроизвольно выстрелило - Татишев получил огнестрельное ранение в правую сторону затылочной части головы. Пуля прошла навылет через левый глаз. Тогда трагедию назвали «несчастным случаем». В 2007 году Токмади был приговорен к одному году лишения свободы за неосторожное причинение смерти Ержану Татишеву во время охоты и сразу же освобожден от наказания по амнистии.
Но в июне 2017 года Муратхан Токмади был взят под стражу. В октябре того же года он был приговорен к трем годам лишения свободы в учреждении средней безопасности. Суд признал Токмади виновным в вымогательстве и незаконных приобретении, передаче, сбыте, хранении, перевозке или ношении оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Позже он заключил сделку с правосудием.
А еще позднее в интервью телеканалу КТК Токмади неожиданно признался в убийстве Ержана Татишева. Он заявил, что убийство бывшего главы «Банка Туран Алем» заказал Мухтар Аблязов. В ходе судебных разбирательств Муратхан Токмади полностью признал вину и раскаялся в содеянном. Свои действия он объяснил угрозами со стороны Мухтара Аблязова в отношении его семьи.
- Были применены угрозы, в том числе членам семьи. Эти угрозы я воспринял как реальные, потому что я знал, что он владеет связями. У меня как таковой цели не было, просто это больше было переживание, так как поступали угрозы членам моей семьи, - сказал тогда Токмади в суде.
В марте 2018 года Муратхан Токмади был приговорен к десяти с половиной годам лишения свободы.