Суициды, травля и убийства: что происходит с детьми в Казахстане и почему они не хотят жить

Марина Маратова

Несколько месяцев в Казахстане одной из актуальных стала детская тема: шокирующая история из Кызылорды, где 16-летнюю девочку одноклассники продавали в секс-рабство, в Актюбинской области школьники насмерть забили сверстника, девочки, упавшие с крыши в Алматы...

Дети – одна из самых чувствительных тем для людей по всему миру и частота подобных новостей в Казахстане вполне обоснованно вызывает тревогу. Корреспондент Ulysmedia.kz пытался разобраться, что происходит с подростками, почему они становятся жестокими и что их толкает на суициды.

Искусственный интеллект/Ulysmedia

Статистика

Исследования на тему детских проблем в Казахстане проводят не часто, но данные всё-таки есть.

По суицидам последние исследования проводили в конце 2023 года. Генеральная прокуратура обнародовала статистику по самоубийствам подростков – их число за год выросло на 30% - только за 10 месяцев с жизнью расстались 169 несовершеннолетних, 27,8 % – дети в возрасте от 5 до 14 лет, 72,2 % – подростки от 15 до 17 лет.

В 2022 году Минздрав приводил статистику, согласно которой 17,5 % детей периодически подвергаются буллингу. Для сравнения, в 2018 году этот показатель составлял 14 %.

На конференции ЮНИСЕФ психолог, профессиональный стаж которой превышает 30 лет, Жанат Аманова корреспонденту Ulysmedia.kz рассказала о недостатках воспитания, образования и здравоохранения, которые, по ее мнению, и привели к этим страшным цифрам.

Самоуверенные родители

Несмотря на то, что суицидальные наклонности, депрессия или агрессивное поведение - это разные "диагнозы", специалисты относят их к поведенческим или психическим расстройствам.

Аманова утверждает, что любые отклонения от нормы не появляются на ровном месте. Это совокупность биологических, социальных и психологических проблем. Последние нередко возникают на семейно-бытовой почве.

Психолог также подчеркнула, что чаще всего агрессивными дети становятся в нестабильных семьях. Ребёнок, по её словам, копит напряжение дома и потом выплескивает его среди сверстников.

  - Если в семье родители демонстрируют насилие в присутствии детей - эти случаи не проходят бесследно. Ребёнок может использовать ту же стратегию в стрессовой ситуации — когда чувствует неуверенность в учебе, в коммуникациях. В такой ситуации ребёнок может начать демонстрировать свою "власть", которая проявляется в виде агрессии. Тем более, если это физически крепкий ребёнок, он будет считать, что может повлиять на окружающих только через агрессию, насилие, подчинение, - утверждает Аманова.



Она убеждена, что это не единственная проблема - некоторые мамы и папы, даже самые благополучные, не замечают нетипичное поведение своих детей, списывая всё на "возраст".

  - Нужно повышать осведомленность о психическом здоровье. В первую очередь этим должны заниматься родители. Одна из проблем состоит в том, что родители не всегда различают на раннем этапе те нарушения, которые потом проявляются у ребенка. Часто родители связывают это с возрастом и считают, что это само по себе может пройти. Поэтому отрыв от ребенка, отсутствие доверительных отношений, к сожалению, чаще всего приводят к тому, что дети не могут понять свое состояние, - объяснила она.

Труднодоступная психологическая помощь

Жанат Аманова добавила, что в Казахстане существуют трудности с доступом к психологической помощи.

В сфере образования психологи не имеют полноценного доступа к детям. К тому же, считает она специалистов в Казахстане традиционно не хватает. В стране всего около 8 тысяч психологов на 4 миллиона школьников. Получается, что один школьный психолог в лучшем случае ответственен за 500 детей. В регионах, как утверждает Аманова, на одного специалиста может приходиться вся школа, где учатся более тысячи детей.

  - В наших школах огромное количество детей и недостаточно тех специалистов, которые могут увидеть тех, у которых уже есть какие-то проблемы. У нас дефицит школьных психологов, квалифицированных социальных педагогов. Мы пропускаем таких детей. У ребенка все переживания внутри, а выявить их можно, если он попадет в поле зрения. 

Классы переполненные, учителям очень сложно, а у психологов нет постоянного доступа к детям, - объяснила она.

Ещё хуже обстоят дела в сфере дошкольного образования. По официальным данным, в детских садах работают всего лишь 3 526 психологов. Аманова считает это большой проблемой, потому что многие поведенческие отклонения дают о себе знать в самом раннем возрасте, и, если на это не обратить внимание, то потом справиться с этим будет труднее.

  - Это начинается в дошкольном возрасте, и, если в этот момент ребёнка простить, он приходит в школу с этой проблемой, где становится "неудобным". Такие гиперактивные дети могут всем мешать, потом у них появляется негатив к школе, потому что его не понимают и не принимают. Это только один из примеров, — пояснила Аманова.

Психолог говорит, что чаще всего проблемным детям и подросткам требуется долгосрочная терапия, которая не всем семьям будет по карману. Отметим, что стоимость одного сеанса психотерапевта может доходить до 50 тысяч тенге.

  - Доступность психологической помощи очень низкая - не все родители могут платить. А детям, у которых есть проблемы, нужна долгосрочная терапия, — считает она.

Психолог утверждает, что в Казахстане в принципе отсутствует понятие детской психологии и психиатрии. Отечественные вузы не готовят узконаправленных детских специалистов.

  - У нас нет серьезных учреждений, которые дают качественное дополнительное образование. У нас есть база, на эту базу нужно наложить узкую специализацию, такую как "детский психолог", "детский патопсихолог", "клинический психолог". Востребованность в таких специалистах, как в сфере здравоохранения, так и в образовании, очень высокая. В Казахстане, к сожалению, не готовят таких специалистов. В рамках вузовского образования они получают небольшие часы по этим направлениям, но этого недостаточно, - говорит Аманова.

Психологические проблемы детей

Напомним, в 2023 году Казахстан, по версии организации Wisevoter, по статистике суицида оказался на 19-м месте из 178 стран. В казахстанском филиале ЮНИСЕФ заявили, что суициды занимают третье место среди причин смерти молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет в Центральной Азии.

16 сентября стало известно, что две школьницы выпали с крыши ЖК в Алматы.

Одна из них – дочь известного эколога Евгения Мухамеджанова. За два дня до этой трагедии 12-летняя девочка спрыгнула с 13-этажа ЖК «Ак Алем» в Алматы. 

14 сентября в полиции рассказали, что ученик шестого класса устроил поножовщину в Павлодаре, а в самом начале учебного года ученика девятого класса убили в селе Кенесту Актюбинской области.