Управление занятости и социальных программ Алматы отказало россиянину Наказненко в статусе беженца, передает Ulysmedia.kz.
Казахстан перестает быть безопасной гаванью для россиян, осуждающих войну в Украине и уехавших из страны, чтобы не попасть под мобилизацию. Даже для тех, кто приехал в Казахстан не просто «переждать», а собирался связать с нашей страной свое будущее.
Тому свидетельство дело Евгения Наказненко, которого задержали в аэропорту Алматы еще в сентябре, когда он собирался лететь в Турцию по делам бизнеса.
Евгений Наказненко родился и вырос в Усть-Каменогорске, и когда-то имел казахстанское гражданство. Позже уехал в Россию, где основал сеть языковых школ. В 2022 году, после начала войны, вернулся в Усть-Каменогорск. Получил вид на жительство и открыл языковую школу Oxford Team, где, в том числе, преподавали и казахский. В Россию он не собирался возвращаться – в его планах было открытие сети языковых школ уже в Казахстане. Однако последовал арест.
Причина – Наказненко объявлен в РФ в межгосударственный розыск сразу по двум уголовным статьям – распространение ложной информации о российской армии и оправдание терроризма.
Сейчас в России уголовные дела именно по этим статьям возбуждаются десятками. Под них попадают все, кто в социальных сетях высказывается об агрессии РФ в отношении Украины. По сути, россияне, в том числе и Наказненко, оказываются в орбите уголовного преследования за свои политические убеждения.
Сейчас Наказненко продлили арест на 12 месяцев, так называемый «экстрадиционный» срок. То есть решается вопрос о его высылке в Россию. Однако, адвокат задержанного Мурат Адам считает, что у его подзащитного есть веские основания на получение политического убежища.
- Мы представили доказательства, что в случае экстрадиции, создаются угрозы жизни и безопасности Евгения. Он наполовину украинец, что подтверждено документально. Кроме того, с 2022 года мой клиент в нашей стране организовывал курсы казахского языка, то есть приносил и будет приносить пользу нашей стране. При этом является пусть и бывшим, но соотечественником, который ходил в ясли сад, школу, университет Казахстана. К тому же у него нетрудоспособные родители, которые являются гражданами Казахстана, и находятся на его иждивении, - объяснил Мурат Адам.
По словам адвоката, есть два похожих случая, когда россияне были задержаны в Казахстане по тем же основаниям. Отсидев год в СИЗО, они в итоге получили гуманитарные визы и уехали в западные страны. Еще в одном случае, обошлось без ареста, но итог тот же. Однако, в отличие от Наказненко, они не собирались оставаться в Казахстане жить и работать, рассматривая нашу страну не более как перевалочную базу.
- В лучшем случае ситуация сложится, как у россиян, которым удалось уехать. В худшем будет экстрадиция. Решение принимает генеральная прокуратура, и, если мы узнаем о таком решении вовремя, конечно подадим апелляцию. Но даже в процентном соотношении сейчас я не могу предположить, как все сложится по делу Наказненко, - говорит Мурат Адам.
Есть любопытный факт. Еще в 2023 году казахстанский офис по правам человека выступил с предложением внести поправки в законодательство по вопросам иностранных граждан. Цель – гармонизация законов со взятыми Казахстаном международными обязательствами. Согласно конвенциям о статусе беженцев и против пыток, запрещено выдавать иностранцев в страны, где им угрожает опасность в связи, в том числе, и с политическими убеждениями. Однако вопрос изменения национальных законов так и остался в подвешенном состоянии.
Можно предположить, что Казахстан не спешит с гармонизацией законодательства, чтобы не испортить отношение с Россией. И власти страны сейчас, видимо, балансируют на грани, стараясь сохранить политику многовекторности.
Сейчас есть возможность задерживать россиян, обвиняемых по политическим статьям, и продержав в СИЗО отправлять их в третьи страны. После изменения законов, России придется отказывать. С другой стороны, выдача россиян, также нарушит принцип многовекторности, поскольку статьи политические и это значительно подпортит имидж страны в глазах западного сообщества. И тогда можно забыть об активном экономическом сотрудничестве и инвестициях.