Резонансное дело об убийстве 19-летнего студента Нуржана Берик в баре TEDD, которое рассматривалось в апелляционной коллегии Карагандинского областного суда чуть меньше месяца, завершилось к неудовольствию обеих сторон.
Напомним, судейская коллегия рассматривала сразу две апелляционные жалобы на решение суда района им. Казыбек би. Осужденный Сабур Нуритдинов счел, что суд первой инстанции обошелся с ним очень уж сурово, приговорив к 8 годам лишения свободы за убийство, которое его защитники просили переквалифицировать как совершенное «по неосторожности». Родители убитого парня просили ужесточить наказание, доказывая, что Нуритдинов лишил жизни их ребенка не в одиночку, а в составе самой настоящей криминальной группировки.
Почему апелляционная инстанция, как и сторона государственного обвинения, решила оставить приговор районного суда без изменений, - выяснял корреспондент Ulysmedia.kz.
СВИДЕТЕЛЬ – КАМЕРА НАБЛЮДЕНИЯ
Столь продолжительное разбирательство для суда второй инстанции стало таким же необычным, как и само дело. Рассмотрение апелляционных жалоб сторон началось 12 ноября, и только 4 ноября судейская коллегия огласила свой вердикт.
Напомним, трагедия разыгралась в ночь на 30 апреля 2023 года в карагандинском баре TEDD, куда братья Арман и Нуржан заехали в приподнятом настроении, поскольку накануне старший Арман успешно защитил диплом в Центральной Казахстанской академии и стал магистром, а Нуржан в этот же день на «отлично» сдал нормативы военной кафедры КарГУ. По словам родителей молодых людей, браться собирались поздно вечером вместе выехать в Астану, но родные попросили отложить поездку до утра. Это решение и стало роковым.
В рестобаре TEDD Нуржан столкнулся с Ерсином Макашевым, который приехал туда в компании друзей. Как утверждали на суде родители погибшего, на протяжении трех лет Макащев буллил Нуржана, угрожал, провоцировал на конфликт. Новая встреча в баре обернулась очередной словесной перепалкой, закончившейся убийством молодого парня.
Практически сразу же после трагедии по соцсетям разлетелось видео с камер наблюдения рестобара, на котором видно, что в смертельном конфликте, двоим братьям Берик противостояли как минимум пять человек.
Однако следствие и суд первой инстанции предпочли «не заметить» группового характера преступления, и на скамье подсудимых, а затем и за решеткой оказался только один человек – 27-летний кандидат в мастера спорта по вольной борьбе Сабур Нуритдинов, который внезапно, без видимых причин нанес два удара (смертельный - в носогубный треугольник и удар ногой в солнечное сплетение) Нуржану, после чего парень упал и умер.
И хотя на видео отчетливо видно, как остальные участники «разборки» всячески содействуют убийце – Макашев удерживает Армана, чтобы тот не пришел на помощь брату, Тлемисов наносит Арману удар, все остальные участники инцидента получили статус свидетелей по данному делу.
ВТОРОЙ ТАЛГАР?
На это обстоятельство пытались обратить внимание апелляционной инстанции защитники и родители погибшего Нуржана Берик.
- Почему в талгарском деле, когда организованной преступной группой был убит школьник Шерзат Болат, были арестованы и привлечены к ответственности все – даже те, кто находился в машине - за недонесение, а в нашем случае при очевидных фактах, все ушли от ответственности? – спрашивала мать Айгуль Рахимбекова на суде.
- Почему те, кто способствовал этому преступлению, а также зачинщик конфликта и лидер группировки Ерсин Макашев стали свидетелями?
Причина, по мнению родителей Нуржана, кроется в том, что отец Макашева возглавляет одно из управлений ДКНБ по Карагандинской области, а дядя занимает высокий пост в генеральной прокуратуре. Как они заявили в ходе разбирательства в апелляционной инстанции, если бы расследование проводилось объективно, под следствием, а затем на скамье подсудимых, должны были оказаться еще, как минимум, двое. И тогда преступление, по которому ныне осужден один Нуритдинов, квалифицировалось бы как совершенное «в группе лиц по предварительному сговору», и наказание за него было бы значительно жестче, чем те 8 лет лишения свободы, которые ныне отбывает убийца их сына.
- Поведение Макашева и его компании носило криминальный характер задолго до событий 30 апреля 2023 года, - рассказал отец погибшего Жастилек Рыспеков.
- Еще в начале января 2023 года в том же баре TEDD Нуритдинов нанес ножевое ранение Султану Байболову. А 5 января 2023 года Макашев жестоко избил одноклассника и друга нашего сына Нуржана – Нардана Жазыкбаева. Никто из пострадавших в органы правопорядка своевременно не обратился, очевидно, опасаясь за возможные последствия в виде преследований со стороны компании Макашева.
После убийства Нуржана пострадавшие написали заявления, по ним были возбуждены уголовные дела. Также было возбуждено уголовное дело и в отношении Тлемисова, который беспричинно напал и избил старшего сына Армана.
- Но в марте 2024 года, когда уже шел суд, нам стало известно, что все эти уголовные дела были прекращены еще в октябре 2023 года! Хотя следователь Жасулан Кенжетаев до последнего уверял нас в том, что приобщит их к основному делу.
Отец погибшего Нуржана также сообщил, что собирается призвать к ответственности тех полицейских, кто помог уйти от ответственности другим виновникам смерти его сына, и собирается записаться на прием к руководству МВД.
ВЕРСИЯ ЗАЩИТЫ: ВИНОВАТЫ АСФАЛЬТ И МАШИНА
Впрочем, ни решительный настрой отца бороться за правду до конца, ни слезы матери не пошатнули уверенности и бодрого настроя убийцы их сына. В процессе он присутствовал онлайн, из исправительного учреждения, где отбывает наказание. Но даже через монитор было заметно, что Нуритдинов выглядит свежим и подтянутым, он много улыбался, а речь свою хоть и зачитывал с листа, но голос его звучал уверенно и громко.
Доводы, которые приводили и он, и его защитники (Нуритдинова защищали два адвоката – Курмангазы Баялинов и Серик Куанышев) сводились к разбору экспертиз, проведенных в ходе следствия, и попытке представить дело так, что Нуржан скончался вовсе не от удара, нанесенного осужденным.
Вообще в момент выступлений защитников Нуритдинова, да и его самого, создавалось стойкое ощущение дежавю. Они в красках описывали, как неудачно падал погибший – головой стукнулся о крыло стоящей рядом машины, а лицом – об асфальт, и при этом утверждали, что умереть Нуржан мог вовсе не от удара кулака спортсмена – КМС, а от соприкосновения с поверхностью авто и дорожного покрытия. И на ум невольно приходили эпизоды судебного разбирательства по делу экс-министра нацэкономики Куандыка Бишимбаева, где он так же рассказывал о том, что в смерти его гражданской жены Салтанат Нукеновой виноват… унитаз, который так неудачно оказался в месте ее падений.
Присутствовавшие на процессе родители Сабура Нуритдинова речь защитников и осужденного слушали внимательно, одобрительно кивали. Когда же выступали родители погибшего от руки их чада Нуржана Берик, возмущенно цыкали, неодобрительно косились на выступающих, а отец осужденного, имеющий инвалидность, вскакивал с места и, указывая пальцем вверх, кричал: «Аллах! Аллах!».
Судя по их поведению, складывалось впечатление, что никакого раскаяния, чувства вины или хотя бы сочувствия к семье, потерявшей ребенка из-за их сына, они не испытывают.
ГОСОБВИНЕНИЕ: БЕЗ ОБВИНЕНИЙ И ВОПРОСОВ
Довольно интересной выглядела позиция гособвинителя Бауыржана Альжанова. В процессе рассмотрения апелляционной жалобы потерпевших адвокатами было заявлено ходатайство о проведении экспертизы флеш-карты, на которую с ресивера рестобара TEDD были закачаны все видеозаписи, сделанные тем роковым вечером.
По словам адвоката Ширин Амиргалиевой, именно происходящее в тот вечер в VIP-комнате бара TEDD могло бы поставить точку в вопросе о групповом характере преступления, за которое был осужден один Нуритдинов. Однако записи из VIP-комнаты, где отдыхала компания Макашева (в том числе, и Нуритдинов), и откуда, согласно записям с внешних камер, быстрым шагом дружно направилась на улицу, куда-то исчезли. Адвокат сообщила, что следователь Кенжетаев ввел в заблуждение потерпевших, сказав, что камер в VIP-комнате нет.
- Но, когда спустя время мы пошли в бар, осмотрели помещения, поговорили с персоналом, мы узнали, что в VIP-комнате установлены две камеры, и обе они работали в тот злополучный вечер, - обосновала свое ходатайство адвокат.
- Экспертиза флеш-карты могла бы не только пролить свет на то, что происходило внутри, и позволило бы судить о том, было ли преступление организованным, по предварительному сговору, но и в случае подтверждения того, что записи были удалены, привлечь к ответственности всех виновных.
Удивительно, но категорически против проведения этой экспертизы выступила не только сторона защиты осужденного Нуритдинова, но и прокурор. Он заявил, что такое же ходатайство потерпевших суд первой инстанции отклонил, поэтому возвращаться к данному вопросу не имеет смысла.
Точно так же на вопрос председательствующего судьи относительно позиции гособвинения по поводу апелляционных жалоб сторон, прокурор Альжанов заявил, что, по его мнению, решение суда первой инстанции надо оставить без изменений, по обеим жалобам – отказать.
Апелляционная коллегия так и поступила.
P.S. Тем не менее, родители погибшего Нуржана Берик сдаваться не собираются. Они сообщили Ulysmedia.kz, что будут обращаться в Верховный суд.
- У нас не должно быть двойных стандартов в правосудии, - заявила мама убитого парня.
- И если родители Шерзата Болата сумели добиться того, чтобы полиция признала групповой характер убийства их сына и наличие ОПГ, то у нас случай идентичный, и мы также будем добиваться справедливого решения и наказания для всех виновных.