Выявить хищения и сесть в тюрьму, или Как в Туркестане наказывают за борьбу с коррупцией

Курманов Байтас
Ulysmedia

Около двадцати лет на госслужбе, десятки разработанных законопроектов, блестящая карьера юриста в системе образования – финал: камера в СИЗО. Так сложилась карьера Галымжана Джумашева, которого осенью 2023 года назначили руководителем Управления образования Туркестанской области. Ulysmedia.kz рассказывал о том, что произошло позже.

Назначение выглядело логичным: регион тонул в образовательных проблемах. В 2023 году именно в Туркестанской области наблюдался высокий дефицит ученических мест – парт не хватало почти 50 тысячам школьников. Мониторинг Международной программы Организации европейского экономического сотрудничества выявил, что за 2022 год наименьшие баллы по математике, чтению и естествознанию набрали учащиеся Туркестанской области.

Джумашев должен был навести порядок. Он выяснил, что ущерб бюджету в сфере образования оценивался более чем в 7 млрдтенге. Тогда-то, по словам его близких и адвокатов, и начался конфликт с «теневыми кураторами» образовательных схем.

На фото заметки о выявленных хищениях

Галымжан Джумашев говорит, что его не удивило, чтоего – юриста назначили на педагогическую должность.

  - Чтобы привести в соответствие, в порядок. Я лично помог раскрыть хищения почти на 7 млрд тенге. Однако, как только меня закрыли, все дела почти прекратились.

Вместо благодарности за вскрытые схемы — уголовное дело на 80 томов, давление на семью и одиночная камера СИЗО. Так система отреагировала по попытку ей помешать.

На фото Джумашев на скамье подсудимых

  - Когда он объезжал школы Туркестанской области - был в шоке, что дети учатся на партах ещё Советского союза. Но он пришёл, и разворошил всё. Это им не понравилось. Им видимо нравится так: они будут воровать дальше, а Галымжан апросто закроют, - говорит супруга Джумашева Бану. 

Первые удары и фабрикация дела

Первые подозрения в адрес Джумашевапоявились после конфликта с влиятельной предпринимательницей и бывшим другом семьи Эльмирой Дуйсенкызы. Он говорит, что её бизнес в сфере образования оказался в числе выявленных им нарушений. Как утверждала бывшая член курултая и правозащитница Айгуль Орынбек, а также адвокаты, в списках учащихся колледжейДуйсенкызы числились даже умершие дети – на них она тоже получала государственные гранты.

  - Мы выявили, что у неё до сих пор учатся "мертвые души". Кто её прикрывает — вопрос. Но без серьёзного покровителя такая схема работать не может, - уверен адвокат АлибекСекеров.

Сам Галымжан Джумашев подтверждает, что в Управление образования никто не сообщал, что дети скончались.

С чего начался конфликт?

По словам близких, маховик заработал послеотказа Джумашева участвовать в политических интригах против министра просвещения ГаниБейсембаева. Тогда, подруга семьи Дуйсенкызы подала заявление, которое, как она сама призналась в аудиозаписи АйгульОрынбек, было написано с подачи определённых сотрудников правоохранительных органов. По данным БануДжумашевой, принадлежность голоса была подтверждена в МВД. После заявления начались обыски, допросы и арест.

  - В отношении Эльмиры дело не открывают. Прокуроры знают, в ДЭР знают, но всё затягивается. А вот на Галымжана завели дело моментально, - удивляется Бану Джумашева.

То, что Южно-Казахстанский высший медицинский колледж в течение пяти лет незаконно присваивал стипендии студентов, подтвердили в ДВГА Шымкента, но дело так и не завели.

 



 

На фото скрин публикации А.Орынбек

  - Проведенным внутренним государственным аудитом ДВГА по городу Шымкент в ТОО «Южно-Казахстанский высший медицинский колледж» (далее - Колледж) установлены финансовые нарушения на сумму 204,1 млн. тенге, которые подлежат возмещению в бюджет, при этом в ходе аудита в бюджет взыскано 3,0 млн. тенге. Так, в нарушение пп. 53) ст. 1 Закона РК «Об образовании» и пп. 1) п. 17, п. 18, п. 27 и приложения №1 Постановления Правительства РК от 07.02. 2008 года №116 «Об утверждении Правил назначения, выплаты и размеров государственных стипендий» в течение 2021-2025 годов Колледж незаконно присваивал бюджетные средства, предоставляемые обучающимся для частичного покрытия расходов на питание, проживание и приобретение учебной литературы по неподписанным платежным ведомостям – расходным кассовым ордерам.  В 2021 году на 11,9 млн. тенге (71 студент), в 2022 году на 19,1 млн. тенге (160 студентов), в 2023 году на 43,8 млн. тенге (235 студентов), в 2024 году на 78,3 млн. тенге (210 студентов) и в 2025 году (за 6 месяцев) 50,0 млн. тенге (206 студентов), итого необоснованно присвоено на сумму 203,1 млн. тенге по 286 студентам, - сообщили в департаменте.

  - Уговаривали меня написать заявление на министра просвещения Гани Бейсембаева. Пугали семьёй. Когда я им отказал, тактику они поменяли. Он пришёл ко мне в камеру и сказал, что Эльмира Дуйсенкызы написала заявление вчера. Конечно, мне было плохо. Я переживал. На следующий день я сказал: «вот вытащи меня с женой, и расстреляй. Держали меня в одиночной камере 3-4 месяца. Думали, я морально сломаюсь. В камеру несколько раз заходил ко мне сотрудник КНБ Центрального аппарата, по имени Айдос Бурбаев, несколько раз предлагал, чтобы я признался и переписал имущество, - говорит Галымжан Джумашев.

Дьявол – в деталях

На фото Алибек Секеров, адвокат.

На фото правозащитница Айгуль Орынбек.

Следствие выдвинуло против Джумашевацелую серию обвинений — от мошенничества до незаконного обогащения. Часть эпизодов в суде развалилась: даже прокуратура признала их надуманными.

  - У нас было 11 эпизодов, самые главные из них были выбиты. Прокурор отказался от обвинения в части статьи 366 – получения взятки. Также подстрекательство, 367 в трёх эпизодах – также отказались. Историю с якобы взяткой в 150 тыс. долларов выбили. Прокуратура признала, что факта передачи денег не было, - говорит адвокат Алибек Секеров.

Но полностью снять обвинения никто не решился. Похоже, что система пока не умеет признавать свои ошибки. В итоге остались два спорных эпизода – получение денег и бланков дипломов.

  - Генеральная прокуратура вообще была готова отказаться от всех обвинений, скажу на свой профессиональный взгляд, - утверждает адвокат.

Что касается оставшихся статей, то они у защитников тоже вызывают массу вопросов: рознятся показания свидетелей, не сходятся суммы, даты и детали. К примеру, свидетели говорят, что Джумашев получил более 60 млнтенге за «покровительство» Дуйсенкызы. И пересчитал их со скоростью света. Но, по мнению адвокатов, данные показания не соответствуют законам физики.

  - Я задаю вопрос – сколько купюр было? Он говорит, от десяти по пять тысяч купюр. Хорошо, мы их умножим на шесть – то есть 60 миллионов как шесть тысяч купюр. Даже машинка их будет считать 15 минут. А, представьте, вручную. Он физически не мог за 40 минут посчитать 60 миллионов, - приводит пример Секеров.

Дату передачи этих денег также все называют по-разному.

  - Одни говорят, что передали 11 ноября. Другие – 5 декабря или 7 декабря, то есть у нас по событию совсем разные показания. Я думаю, дату получения 60 млн тенге можно было бы и запомнить. По статье 113 должно быть событие. А события, получается, нет!

 


Публикация А.Орынбек, на фото предположительно Э.Дуйсенкызы.

К тому же, сторона Джумашева поясняет, что эти же 60 млн тенге, якобы, потерпевшая Дуйсенкызы просит и по другому делу – делу бывшего следователя КНБ Мысакбаева, который ранее обещал ей сменить санкцию «содержание под стражей» на «домашний арест», а затем и вовсе закрыть ее дело. Подозрительная сумма – везде фигурируют 60 млн.

  - Я считаю, что вот эти 60 миллионов с самого начала были выдуманы. Потому что это в суде не подтвердилось. К тому же, сумма фигурировала у Мысакбаева по одному и тому же вопросу с разницей в несколько дней, когда сын Эльмиры Дуйсенкызы, якобы, передавал их Галымжану, - утверждает Бану Джумашева.

Эпизод с получением Джумашевым 7,4 млн тенге в виде бланков дипломов тоже, по мнению адвокатов, полон противоречий.

  - Каким образом выдаются бланки дипломов? Все свидетели в системе образования говорят, что физическое лицо не может их получить, т.к. это автомат, выдает его только юридическому лицу. А на это требуется официальный запрос из колледжа.

  - Ни один свидетель не подтвердил, что Галымжан эти бланки заказывал или брал. Он физически не мог эти бланки взять, так как ихпечатает Нацбанком для юр.лиц, - утверждает Бану Джумашева.

Несмотря на все эти доводы и сомнения прокуратуры, Джумашеву собираютсяувеличить срок, а у семьи конфисковать автомобиль.

  - Машина подарила ее родная тетя, которая проживает в Российской Федерации. Этосостоятельная женщина, у которой имеетсянедвижимость в многих странах – мы этодоказали. Она поясняет, что поддерживает единственную племянницу. Это полностью их семейный бюджет, который принадлежитнепосредственно Бану, - объясняет адвокат.

  - Сейчас я узнала, что в апелляции этот автомобиль хотят конфисковать. Я в шоке отэтого. В суде я давала справки, что приобретала валюту, как перевозила. Всё это было обозначено. Суд учёл, арест сняли. Но прокурор обжалует это, - возмущается Сауле Конищева – тетя Бану.

Повышение ставок

На фото судебный процесс по делу Джумашева

С каждой неделей дело набирало обороты. В информационное поле вбросили неподтверждённые данные о «миллиардах», а заявленные суммы ущерба росли как на дрожжах: от 600 миллионов до 1,2 миллиарда тенге.

  - Судья сам удивился: откуда такие суммы? Если бы это было правдой, на эти деньги можно было бы всю систему образования региона обеспечить на годы вперёд. До этого Дуйсенкызы просила, вменяла нам 600 млн и более. А когда мы уже к ее допросу перешли, непосредственно, сумма перевалила за 1 млрд 200 миллионов.

Выяснилось и другое: сын «потерпевшей» проиграл в букмекерской конторе более 600 миллионов тенге. Опять подозрительная часто фигурирующая сумма. И именно эти деньги, по версии защиты, пытались «повесить» на Джумашева.

И похоже «шоу» далеко до финала. По мнению Айгуль Орынбек и Алибека Секерова, негласный проект «Туркестанская гидра» продолжается уже через «кудаги».

Алибек Секеров, адвокат:

  - Она действует только уже не сама, а через своих «кудаги» и других сотрудников. Свидетель бухгалтер, скрывая лицо, даёт подтверждающие показания – суммы нарисованы, выдуманы.

На фото Бурбаев Айдос и свидетельница Агманова Жупар возле здания ДКНБ Шымкента, идут к машине Эльмиры Дүйсенқызы и вместе уезжают. АгмановаЖупар является помощницей Эльмиры Дүйсенқызы и свидетельствует против Джумашева на суде, - поясняет Бану.

Настоящая цель — школа

Но главный мотив истории, по мнению семьи Джумашевых, даже не в деньгах. Всё дело – в школе.

На фото школа, построенная отцом Джумашевых

Эта школа — семейный проект отца Галымжана Джумашева, построенная на средства, вырученные от продажи семейных дома и квартиры. Их проект стал символом труда и гордости семьи.

  - Мы продали дом, сестра - квартиру. Достроили школу вместе. Отец успел увидеть её открытие, а на следующий день его не стало. И тут появилась Эльмира Дуйсенкызы. Женщина не боится ни Бога, ни людских осуждений, ни даже власти, - возмущается Султанхан Джумашев.

Теперь именно эту школу через суд пытается получить Эльмира Дуйсенкызы.

   - В негласном следственном действии она открыто заявляет: "Я заберу эту школу". В апелляции её адвокаты прямо пишут –передать школу потерпевшей стороне. Отец Джумашевых сам строил, дети продолжили, а она хочет её отнять, и там свою преступную деятельность начать, - объясняет АлибекСекеров.

Разочарование и отказ от гражданства

На фото Джумашев.

Галымжан Джумашев в суде он заявил о намерении отказаться от гражданства Казахстана.

  - К сожалению, я отказываюсь от гражданства Республики Казахстан, потому что наш закон не защищает граждан.

Последняя надежда — Президент

На фото Касым-Жомарт Токаев – президент Республики Казахстан

Единственная надежда семьи — вмешательство президента Касым-ЖомартаТокаева, гаранта Конституции.

  - Галымжан очень грамотный юрист. За столько лет в министерстве он писал законопроекты, защищал их в Мажилисе, вводил поправки.
 

Закон об образовании он знает от корки до корки. Посадив Галымжана, страна потеряла одного из самых грамотных юристов в образовании. Человека, который знал систему изнутри, и мог её изменить.

Семье Джумашевых очень непросто справляться с ситуацией, которую трудно объяснить.

На фото семья Джумашевых.

Семья Джумашевых считает, что справиться с «Туркестанской гидрой» под силу только президенту Токаеву. Бану Джумашеваподготовила обращение к Главе государства. Несмотря на возможное несогласие редакции Ulysmedia с позицией героев этого материала,мы решили его процитировать.

  - История Галымжана Джумашева – это не просто частный конфликт. Это зеркаловозросших проблем внутри страны, в которой борьба с коррупцией может обернуться катастрофой для того, кто рискнул нарушить правила игры. Такой подход наносит ужасающий вред репутации нашей правоохранительной системы – чести офицера, - пишет Бану.

Угрозы семье Джумашевых

Сейчас дело Джумашева остаётся лакмусовой бумажкой: готовы ли реальные офицеры страны признать ошибку, готов ли казахстанский суд соответствовать Конституции, требованиям главы государстваи восстановить справедливость, или эта история станет ещё одним символом того, что «коррупционная гидра», сильнее закона.

Смотрите расследование в видеоформате на YouTube-канале Ulysmedia.