Почти месяц Ulysmedia.kz пытается понять: случай с магистрантами, которым вместо престижного двухдипломного образования придется довольствоваться дипломом не самого лучшего казахстанского вуза – это частная осечка или системная проблема. Мы несколько раз спрашивали об этом лично Саясата Нурбека, дождались официального ответа от профильного ведомства, но все равно теряемся в догадках. Можно ли доверять громким заявлениям министра высшего образования или нет? Мы в очередной раз пытаемся найти ответ на этот вопрос.
О проблемах, с которыми столкнулись магистранты Каспийского университет технологий и инжиниринга имени Ш. Есенова мы писали дважды. Сначала – о том, что их, как уверены люди, просто обманули: пообещали два диплома, один из которых – престижного немецкого вуза, а потом о том, как Есенов университет эту проблему пытается замять.
После второй публикации представители актауского вуза все же вышли на связь с редакцией.
Ректор Каспийского университет технологий и инжиниринга имени Ш. Есенова Берик Ахметов записал видео в соцсетях, в котором рассказал, что открыл Казахстанско-немецкий институт устойчивой инженерии в партнерстве с Казахстанско-немецким университетом (DKU). В настоящее время в KINI учатся более 100 студентов на бакалавриате и 4 на магистратуре. И каждому студенту, как и было обещано, доступно образование в Германии, правда, для этого студентам надо заранее собрать сумму из расчета 990 евро на месяц проживания. Это, как говорит Берик Ахметов, требования Германии, с которыми ничего нельзя сделать.
Прокомментировал он и вопрос о том, сколько стоит обучение магистрантов группы Industrial Engineering.
- По части повышенных грантов, хочу сказать следующее, что ВУЗ Есенова пока повышенного гранта не получал, и мы действуем в рамках регулярных грантов, которые составляют примерно 450 тысяч тенге, - заверил он
По телефону с нами связался директор KINI Асхат Жылкайдаров.
Он сообщил, что все магистранты решили продолжить учебу в Актау.
Тут, конечно, с формулировкой «решили» можно поспорить – у студентов просто не было иного выхода, они не успели собрать за неделю по 4 миллиона тенге, которые были нужны для поездки в Германию. Но важнее другое: как так вышло, что на сайте министерства науки и высшего образования говорится о наличие филиала Берлинского технического университета в Актау, а филиала на самом деле нет.
Асхат Жылкайдаров на этот вопрос отвечает достаточно путанно:
- Когда создавали KINI, не было требования создать филиал. Было консорциум немецких вузов из девяти университетов. А потом в 2024 году нас обязали создать этот филиал, для того, чтобы по финансированию вопросов не было, - сказал он.
При этом филиала нет до сих пор, но, как уверяет Асхат Жылкайдаров, он будет. Правда, не ТУ Берлина, а какого-то другого вуза. Какого именно? Пока не известно. Переговоры об этом ведутся через алматинский DKU.
Мы пытались получить комментарий по сложившейся ситуации от министра науки и высшего образования Саясата Нурбека. Дважды при личной встрече он посылал наших журналистов в актауский вуз, но письменно министерство нам все же ответило.
Оно подтвердило, что для магистрантов филиала Технического университета Берлина на базе Есенов Университета в рамках государственного образовательного заказа предусмотрены средства в размере 3,4 млн. тенге. А программа, по которой они поступили, зарегистрирована в реестре образовательных программ как двухдипломная.
При этом, комментируя сложившуюся ситуацию, руководитель аппарата МНВО Мадияр Кожахмет пишет:
- Филиал Технического университета Берлина одобрен в 2024 году решением Министерства от 1 июля 2024 года. На основе принятого решения (далее – Есенов Университет) должен был принять соответствующие меры по дальнейшей реализации.
То есть, и письменно нас, получается, послали в Актау.
Между тем, комментируя положение дел с иностранным образованием на родине, Мадияр Кожахмет сообщил, что в различных формах в Казахстане как по собственным образовательным программам, так и в партнерстве с вузами осуществляют свою деятельность 33 зарубежных вуза, из них 20 в форме филиала.
- У каждого зарубежного вуза свои стандарты и требования к качеству образования согласно его академической политики. Контингент обучающихся по всем формам партнерств с зарубежными вузами составляет более 9 тыс. человек, из них около 2 тыс. по двудипломных образовательным программам, - написал Кожахмет.
На сайте МНВО указано, что стратегическое партнерство заключено с 40 вузами.
Кто путается в цифрах? Сайт или Мадияр Кожахмет?
И самое главное – как должны проверять благонадежность филиалов зарубежных вузов абитуриенты и их родители?
Мы в Ulysmedia старомодны, считаем, что основанием для выдачи диплома в Казахстане являются не перерезанные с участием министра ленточки и не громкие заявления, а банальные – свидетельство о регистрации юридического лица и лицензия на образовательную деятельность.
Но найти эти документы большинства заявленных в Казахстане филиалов зарубежных вузов крайне сложная задача.
Вот, к примеру, в сентябре 2025 года в Астане распахнул свои двери филиал одного из старейших вузов Великобритании - Cardiff University. Ленточку новому вузу перерезала целая правительственная делегация, представители посольства Великобритании прочие весьма уважаемые лица.
Но управляет казахстанским филиалом вуза зарегистрированный годом ранее некоммерческий общественный фонд Qualified Centre of EducationQueen's.
Основной ОКЭД фонда - Прочая деятельность в области образования, не включенная в другие группировки. Это малое предприятие со штатом в 5 человек.
Вишенка на торте: у общественного фонда не работает даже указанный при регистрации сайт.
А теперь вопрос к Саясату Нурбеку: насколько надежен этот филиал британского вуза? Действительно ли страждущие качественного британского образования на Родине, его получат? Или как магистранты Есенов Университета будут через пару лет пытаться понять – это частная ошибка или системная проблема?
Подчеркнем: это лишь один пример, мы не специалисты и не знаем, как правильно проверять благонадежность вузов. Возможно для высшего образования это вполне нормальная схема организации обучения студентов.
Но, если чисто по-человечески, то и разбираться не хочется.
Как и многие казахстанцы, мы полагаем, что если целый министр рекламирует вуз в своих официальных интервью и выступлениях, то все юридические тонкости соблюдены и все лицензии на осуществление образовательной деятельности получены.
Но филиал ТУ Берлина в Актау тоже пышно открывался, министр о нем в соцсетях писал, а получилось так, что филиала нет. Где гарантия, что и остальные оазисы престижного западного образования в нашей степи – не более чем миражи науки?
Поэтому мы вновь просим у министра четких ответов: сколько конкретно филиалов зарубежных вузов уже открыты в Казахстане и получили лицензии на осуществление образовательной деятельности?
Кто и как финансирует филиалы? Кто и как контролирует качество образования в них от головного вуза и от казахстанского министерства высшего образования и науки? А самое главное – кто гарантирует студентам действительно качественное образование?