Договор дороже денег: кто и как «кормит» армию и спецслужбы

Ильяс Бахыт
Коллаж Ulysmedia

В Казахстане все громче говорят о прозрачности государственных закупок. Но жизнь, как обычно, вносит свои коррективы - и иногда они пахнут не свежей выпечкой для столовых, а чернилами поддельных актов и исчезнувших номеров договоров. Анализируя данные с официальных порталов, иногда можно обнаружить целый ряд нестыковок в многомиллиардных тендерах. К примеру, на питание для силовых структур.

В истории одного участника госзакупок, больше похожей на сценарий для детектива о бюджетных миллиардах и поразительной избирательности проверок, разбирался корреспондент Ulysmedia.kz.

ДОГОВОРЫ - ПРИЗРАКИ

Все начинается с, казалось бы, мелочи - с номера договора. Согласно приказу министра финансов РК № 540, каждый договор государственного учреждения должен быть зарегистрирован в специальном журнале с обязательным указанием даты и номера. Без номера - нет регистрации. Без регистрации - нет законной сделки. 

Казначейство такие документы просто не пропустит. Однако, изучая документы, поданные одной из компаний, участвующей в госзакупках - ТОО «Ишметов», в рамках тендеров на питание для МЧС, мы наткнулись на удивительную деталь. За 2015–2018 годы компания в качестве подтверждения опыта предъявляла акты выполненных работ и счет-фактуры за услуги для ГУ «Аппарат акима Южно-Казахстанской области». Во всех этих документах в графе «номер договора» стоит лаконичное «б/н» — без номера. 

Возникает простой вопрос: как акимат в принципе мог заключить и оплатить договор, который с точки зрения бюджетного законодательства… не существует? Либо в акимате годами нарушали все мыслимые правила, либо представленные документы - искусная подделка. Второй вариант, учитывая контекст, кажется более вероятным. 

БАНК, КОТОРОГО НЕ БЫЛО

Но на этом странности не заканчиваются. В том же пакете документов обнаружилась электронная счет-фактура № 35 от 19 декабря 2018 года, выписанная для ТОО «Supervision Technology Company». В ней указан банк - АО «Казкомерцбанк» (Qazkom) с БИК KZKOKZKX.

А также ЭСФ на оказание услуг по организации питания ТОО «Astana Temir Service» от 4 марта 2019 года, где в реквизитах также значится АО «Казкомерцбанк» (Qazkom).

Есть маленькая, но критически важная деталь: к июлю 2018 года бренд Qazkom уже прекратил существование, завершив слияние с Halyk Bank. Все операции были переведены под новый бренд. То есть в декабре 2018 года или в марте 2019 года выписать счет от имени несуществующего банка было физически невозможно. Этот документ - анахронизм, грубая техническая ошибка, которая кричит о подлоге.

Более того, в другой электронной счет-фактуре, которая по правилам формируется автоматически в системе, отсутствуют банковские реквизиты поставщика в обязательном для заполнения разделе. Система просто не позволит создать документ без этих данных. Это означает лишь одно: документ либо сфабрикован вручную, либо каким-то непостижимым образом миновал все электронные фильтры.

Любопытна и связь между компаниями: директор ТОО «Astana Temir Service» одновременно является заместителем директора ТОО «Ишметов». 

Совпадение? Возможно. Но в контексте остальных «совпадений» оно выглядит как часть одной и той же мозаики. 

ОДНА СХЕМА НА ВСЮ СИЛОВУЮ ВЕРТИКАЛЬ?

Самое тревожное - не единичные подозрительные документы, а масштаб. Согласно данным портала госзакупок, ТОО «Ишметов» с помощью одной и той же сомнительной документальной базы выиграло сразу несколько крупнейших тендеров: на питание личного состава и служебных собак для Вооруженных Сил РК на 2022-2025 год, тендер для воинской части 52859 МЧС РК на 2022-2025 год, а также в настоящее время участвует в тендере на питание для Национальной гвардии РК на 2026-2028 годы и воинской части 52859 МЧС РК на 2026-2028 годы. То есть компания с документами, не выдерживающими элементарной проверки на подлинность, претендует на то, чтобы годами кормить тех, кто охраняет безопасность страны. Риски здесь выходят далеко за рамки недобросовестной конкуренции - это вопрос здоровья, боеспособности и, в конечном счете, национальной безопасности. 

Закон «О государственных закупках» прямо гласит: за предоставление недостоверной информации компания должна быть включена в реестр недобросовестных участников. Более того, заказчик обязан в течение 30 дней инициировать этот процесс через суд, как только ему станут известны факты нарушений. Но будет ли это сделано? Или, как в других громких историях, бдительность проверяющих окажется избирательной? На этом фоне приобретает особый вес еще одно обстоятельство. По информации наших инсайдеров, заместитель директора ТОО «Ишметов» Нурлан Кантарбаев фигурирует в уголовном деле как взяткодатель должностным лицам Военного колледжа им. Талгата Бигельдинова МО РК. Обвинение - подкуп для «лояльного отношения при приемке услуг питания». Если это так, то мы видим не абстрактные нарушения, а устоявшуюся модель поведения. 

КАК НАКОРМИТЬ СИСТЕМУ БУМАЖНОЙ «ВАТОЙ»…

Когда складываешь воедино все элементы этой головоломки - договоры без номеров, счета от несуществующих банков, исчезнувшие реквизиты, уголовное дело о коррупции и серия выигранных многомиллионных контрактов для силовых ведомств - картина получается тревожной и слишком знакомой. 

Система государственных закупок должна быть прозрачным механизмом, который экономит бюджетные средства и выбирает лучшего. Но все чаще она напоминает театр, где главную роль играет не качество и цена, а умение создать красивую, но пустую обложку для своего досье. 

Остается последний, самый важный, вопрос: на ком лежит ответственность за то, чтобы правила, прописанные в законах, соблюдались? И почему, когда речь заходит о контрактах на обеспечение армии и спецслужб, эти правила иногда оказываются столь гибкими? Ответа от уполномоченных органов пока нет. Но факты продолжают упрямо складываться в одну и ту же картину. Картину, которая все меньше напоминает декларируемую прозрачность, и все больше — лабиринт, в котором очень легко заблудиться, если только у тебя нет нужной нити. Или нужных «документов».