Уже полтора месяца МСБ Казахстана адаптируется к новым правилам, которые прописаны в новом Налоговом кодексе: НДС повысился с 12 % до 16 %, введена прогрессивная шкала ИПН и так называемый «налог на роскошь».
Как предполагали в министерстве нацэкономики, в связи с этим могут закрыться до 300 тысяч микро-компаний. Однако официальной статистики по количеству ликвидированных ИП пока нет, хотя первые предположения по развитию ситуации уже есть. Так, по словам депутата Айтуара Кошмамбетова, на начало года прекратили деятельность около 35 тысяч компаний, при этом зарегистрировано около 15 тысяч новых, то есть отток бизнеса есть, но резких аномалий пока не наблюдается.
В правительстве говорят о «естественной очистке рынка», сам же бизнес называет ближайшие годы периодом выживания.
Корреспондент Ulysmedia.kz у владельцев магазинов у дома, парикмахерских и других ИП, то есть у тех, кто работает «на земле» выяснял «самочувствие» их бизнеса.
Галина, владелица продуктового и хозяйственного магазинов, в первую очередь отметила снижение покупательской активности.
- Выручка - это вещь плавающая, январь всегда не богат на прибыль, но сейчас стало заметно, что люди покупают товары выборочно и отказываются от мелочей. Многим совсем туго приходится: цены растут, зарплаты нет. Если раньше человек покупал хлеб, молоко и колбасу, то теперь колбасу исключают. В этом январе выручки практически не было, - говорит Галина.
По её словам, свои стены - единственное преимущество. Те, у кого помещение в собственности, чувствуют себя устойчивее. Аренда в городе выросла. Для небольших магазинов это критично: при небольшой марже любое повышение фиксированных расходов бьёт по прибыли напрямую.
К слову, никто из хозяев магазинов с арендой делиться своими проблемами не захотел. Кто-то сослался на то, что скоро на пенсию, поэтому не хочет связываться с государством, кто-то сказал, что ещё не провёл анализ и не понимает всей ситуации, а кто-то, узнав, что перед ними журналист, вообще отказался от разговоров на злободневную тему.
Галина отметила ещё одну проблему - конкуренцию с «теневыми» продавцами. В районе появилось много машин, которые предлагают яйца, мясную продукцию, бытовую химию и сигареты за наличные.
- Табачные изделия резко упали в продажах. И мы точно знаем, что где-то контрабанду продают, об этом покупатели сами рассказывают, что приобрели сигареты дешевле. Приедут на полчаса, расторгуют товар и всё, но эти продавцы не платят ни копейки налогов, которые идут на развитие города, - делится информацией женщина.
Галина говорит, что понимает покупателей: для них это заманчиво - зарплаты не растут, а цены на продукты увеличиваются почти каждый месяц. В итоге легальный бизнес оказывается под давлением: приходится бороться за каждого клиента.
Сфера услуг реагирует осторожно. Владельцы салонов пока ситуацию анализируют.
Как рассказала мастер по женским стрижкам Ольга, в январе посетителей стало меньше, но это как обычно после нового года. Впереди 8 марта - тогда точно станет понятно, есть ли отток клиентов. Цены на услуги в салоне ещё не подняли - боятся потерять клиентскую базу. Район небогатый, и желающие сделать прическу – считают каждый тенге.
Посетительница салона Мария - бухгалтер. Она поделилась своими бедами. По её словам, ее работа стала сложнее, дороже и нервнее.
- Нам сейчас очень тяжело. Нужно закрыть год по старому кодексу и одновременно переключиться на новый. Раньше мы сдавали отчётности через обычный кабинет налогоплательщика, видели все лицевые счета, оплату и статусы деклараций. Это было удобно. Теперь всех обязали подключиться к новому кабинету ИСНА, но система ещё не отлажена: серверы не выдерживают нагрузки, статусы деклараций часто не отображаются, - делится Мария.
В итоге бухгалтеры не видят лицевые счета и не могут понять, сдана ли отчётность или нет - всё висит и тормозит работу. При этом женщина отмечает, что сейчас на бухгалтеров спрос растет, потому что даже те предприниматели, кто раньше сам мог вести расчёты, будут вынуждены нанимать специалистов.
- Как сказал президент, систему для индивидуальных предпринимателей и физических лиц должны упростить, но по факту всё стало сложнее: расчётов больше, сам процесс расчёта налогов и налоговой базы усложнился - проще не стало. Если раньше ИП сдавали отчётность два раза в год, то теперь - шесть раз, потому что добавлена новая налоговая форма. Разберётся ли сам предприниматель - ещё вопрос. Поэтому без бухгалтера не обойтись, -добавляет Мария.
По её словам, это дополнительные траты, ведь бухгалтер бесплатно работать не будет. Введённая форма хоть и не совсем новая, но именно для ИП она обновлённая, и процесс сдачи отчётности, работа с лицевыми счетами, уведомления и камеральный контроль делают ситуацию очень ощутимой для предпринимателей.
В одном из магазинов, что на аренде, наш разговор услышал покупатель и, поняв, что хозяин не хочет давать интервью, сказал, что он может поделиться своими проблемами.
У Евгения тоже статус ИП - занимается установкой автоматических ворот и шлагбаумов. Компания работала по упрощёнке, но теперь он её закрывает, так как изменения ощутимо бьют по карману.
По подсчётам предпринимателя, только содержание ИП будет обходиться в 1,2–1,5 млн тенге в год - без учёта самого налога. Чтобы сохранить прежнюю маржу, цену для клиента приходится поднимать. В итоге люди отказываются от услуги.
По словам Евгения, он такой не один: некоторые его знакомые предприниматели уже закрывают ИП или «замораживают» деятельность на три года - в надежде, что условия пересмотрят.
На уровне макроэкономики реформу называют модернизацией системы, но на уровне двора это выглядит иначе - покупатели экономят, отчётностей стало больше, а главное - расходов, и выручка снизилась и стала нестабильной.
Большинство магазинов у дома пока держатся за счёт собственных помещений, минимальной маржи и личной вовлечённости владельцев. Часто это семейный бизнес, где помогают дети и родственники: кто-то стоит за прилавком, кто-то ведет бухгалтерию. Тем, кто на аренде, придётся задуматься.
Но, как заметил один из предпринимателей – ужаса, о котором все говорили и говорят, не случилось, всем надоело ждать апокалипсиса – еду покупать все равно приходится, поэтому продавцов, которых он отправил в отпуск без содержания, опять позвал на работу.
Рынок пытается адаптироваться к новым условиям, но вопрос - сколько таких магазинчиков и салонов переживут «переходный период» и останутся на плаву, пока открыт.
О том, как правительство Казахстана собирается раскрыть потенциал МСБ и какие меры поддержки готовит мы рассказывали здесь.