Все на лыжи: как Шымбулак превращается в горный кластер и центр туризма

Асель Аубакирова

Горнолыжный сезон 2024-2025 в Алматы стартовал с приятных сюрпризов для гостей – на курорте «Шымбулак» появились новые технологичные фишки, повышающие безопасность и уровень комфорта. В этом сезоне будет открыт новый бугельный подъемник на трассе «Профессор» для учебных катаний. Корреспондент Ulysmedia.kz побывал на курорте.

Ulysmedia

Казахстанцы все больше приобщаются к активному зимнему спорту. Ежегодно снежные склоны Шымбулака принимают более 1,5 млн гостей, в том числе и из-за рубежа. При пропускной способности в 5-6 тысяч посетителей в день курорт нередко принимает и по 10-12 тысяч отдыхающих, что повышает требования к безопасности и комфорту.

Инвестиции в лучшие технологии и безопасность

   - Мы обновили освещение на популярной трассе «Комби-1», установив 204 японских LED-светильника, и фактически исключили с трассы все непросматриваемые участки. Завершаются монтажные работы нового бугельного подъемника для разгрузки потока гостей на начальной трассе «Профессор». Надеемся запустить его уже к новому году. Также чтобы производить более качественный снег и в более ранние сроки проводить открытие зимнего сезона, курорт приобрел и установил 24 дополнительных мобильных снегогенератора итальянского производства и снегоуплотнительные машины большой производительности для работ на крутых и сложных участках трасс, - рассказал руководитель операционного департамента курорта «Шымбулак» Александр Руденко.

В нынешнем сезоне катания стартовали с беспрецедентной акции «Шымбулака» по бесплатному обучению катания на лыжах и сноуборде с инструктором для формирования начальных навыков и культуры поведения на снежных склонах у желающих погрузиться в атмосферу скорости и драйва.

   - Из года в год у нас все больше новичков, которым мы рекомендуем пройти инструктаж по безопасному катанию для минимизации травматизма. Тем более сейчас это совершенно бесплатно. Но заметили, что даже на этих условиях не все гости без базовых навыков перед самостоятельным выходом на трассу, хотят попробовать свои силы вместе с тренером, - говорит руководитель PR-службы Арина Мальковская.     

По ее словам, кроме установки на склонах дополнительного оборудования летом на основной красной трассе «Азиада» курорт протестировал озеленение склона для выравнивания почвы и минимизации камней.

   - На средней станции совсем скоро открытие информационного центра для получения гостями всей необходимой информации, аналогичного тем, которые находится на базовой станции на Медео и в зоне пандуса, где расположены кафе и рестораны. Уже доступен для гостей на средней станции ресторан-отель с шикарными панорамными видами.

Все работы по инфраструктурным фишкам в целом потребовали более 1 млрд тенге инвестиций.

   - Мы понимаем, что большие вложения с медленной окупаемостью неизбежны, но перед нами стоит задача улучшать систему безопасности уже на действующих трассах «Шымбулака» и расширения границ курорта в самом ближайшем будущем.

В июне 2024 года главой государства был утвержден Нацпроект «Алматинский горный кластер» с возможностью объединения двух курортов в один.

   - Во-первых, это позволит разгрузить потоки и увеличить территорию катания и приток туристов до 3,5 млн ежегодно, то есть более чем в 2 раза. Увеличится также и проектная мощность. В 2025 году будут проводиться согласования, а в 2026-м стартует первый этап реализации с расширения сухого лога и строительства канатной дороги к пику Алматинский.

Реализовать проект планируют до 2032 года с поэтапным внедрением и улучшением горной инфраструктуры, в том числе строительством новых горнолыжных трасс, установки оборудования искусственного снега.

   - Мы движемся к уровню известных развитых горных кластеров Австрии, Швейцарии, Италии, - поделилась планами Арина Мальковская.

Природа не прощает ошибок

Шымбулак уже несколько сезонов подряд показывает положительную динамику снижения травматизма на слонах. В этом заслуга не только инфраструктурного развития трасс, но и работы с отдыхающей публикой. Курорт привлекает и экстремалов, сотрудники администрации «Шымбулака» говорят, что лидерами по травматизму неизменно остаются сноубордисты. В среднем их 8 на 10 лыжников, тогда как в целом в мире доля любителей сноубординга значительно ниже – 5-6 человек на 100 лыжников.

- В этом сезоне изменилась ценовая политика «Шымбулака». Уже нет ранее существовавшего молодежного тарифа, что значительно снизило число молодых экстремалов, которые часто не соблюдают правила поведения на трассах и подвергают угрозе не только себя, но и других гостей. У нас в целом уровень травматизма ниже, чем в международной практике. Считается нормой 2,5 случая на 1000 катающихся, на «Шымбулаке» в прошлом году был коэффициент 1,71, а в этом году за месяц работы с момента открытия он снизился до 1,67. В идеале мы хотим добиться снижения до 1, что будет считаться очень высоким результатом, - отметил Александр Руденко.

Арина Мальковская также рассказала, что руководство курорта работает над административным регулированием правил поведения гостей на трассах и введением штрафных санкций за нарушения, поскольку большая часть получаемых на «Шымбулаке» травм связана с игнорированием рекомендаций инструкторов по безопасности катаний.

Но падения сноубордистов и лыжников все равно случаются. Для оказания экстренной помощи каждому на «Шымбулаке» ежедневно в часы катаний работает  служба лыжного патруля и лавинной безопасности, состоящая из 18 человек.

По словам спасателя Александра Голованова, именно он и его коллеги каждый день готовят трассы для гостей – определяют лавинные риски на склонах и принимают решение либо закрыть трассы до стабилизации снежного покрова, либо инициируют спуск лавин специальной пушкой. Все работы по маркировке опасных участков, выставления знаков и оказания помощи любому, кто попал в беду, - обязанности лыжного патруля.

   - Травмы получают и пешие туристы. Чаще всего травмирование происходит во второй половине дня – кто катается с утра, к этому времени устают, плюс поток людей на трассах становится больше. Ночные катания с 19 до 23 часов тоже, как правило, «богаты» пострадавшими. Мы это объясняем тем, что люди после работы хотят сбросить негатив, бдительность притупляется, ведут себя экстремальнее.

Самое важное – как можно быстрее обнаружить пострадавшего, поэтому всех гостей перед выходом на трассы инструктируют, как себя вести, если стали очевидцами столкновения или падения. Александр Голованов рассказал, что около 30% вызовов ложные – либо очевидцы какого-то инцидента ошибаются в последствиях, и на самом деле никто не был травмирован, либо новички, переоценившие свои возможности, застревают на трассах и боятся спускаться вниз. В таких случаях служба спасения «Шымбулака» рекомендует снимать сноуборд или лыжи и добираться до базовой станции пешком.

На «Шымбулаке» отработаны алгоритмы спасения и эвакуации людей в случае непредвиденной или аварийной остановки канатной дороги. Продумано все до мелочей, гостям остается лишь следовать инструкциям и получать удовольствие от активного отдыха, - заверили сотрудники.

Цена удовольствия

В сезоне 2024-2025 стоимость услуг горнолыжного курорта «Шымбулак» подросла. Полный световой день катания с 8.30 до 18.00 стоит 17 тысяч тенге для взрослых и 5 тысяч тенге для детей во возрасте до 14 лет.

Тариф на первую половину дня составляет 13 тысяч тенге для взрослых и 3,5 тысячи тенге для детей. Во второй половине дня катание обойдется в 14 тысяч тенге взрослым и 4 тысячи тенге детям.

Вечерние катания стоят 10 тысяч тенге для взрослых и 5 тысяч тенге для детей         .

Отдельного молодежного тарифа больше нет.

Изменение ценовой политики связано с тем, что поддержание инфраструктуры в рабочем состоянии, своевременный ремонт, профилактическое обслуживание требуют значительных средств. Все оборудование европейского производства, приобретается за валюту. 60% доходов «Шымбулака», инвестируются в дальнейшее инфраструктурное развитие. Золотое правило рынка «цена – качество» в действии.