Почему у казахстанской журналистики два полюса, как относиться к блогерам, что медийщикам подарило время – международный журналист Юсуф Омар в студии Ulysmedia.kz был готов обсуждать любую тему, щедро раздавал советы, не скупился на комплименты и делился своим мнением о решении самых глубоких и важных профессиональных проблем.
Юсуфа Омара называют первым мобильным репортёром. Ещё в 2010 году он проехал автостопом из Южной Африки в Сирию и умудрился на свой смартфон снять репортажи, которые своей оперативностью и откровенностью моментально побили все рейтинги. С тех пор его называют гуру мобильной журналистики.
Журналистика и война, ситуация диктует СМИ особые правила?
– Кстати, не могу не заметить, что Казахстан находится в очень сложной ситуации – у вас самая большая сухопутная граница с Россией. Поэтому и казахстанских властей не много возможностей открыто выражать свою позицию – важнее сохранять нейтралитет. А для журналистов наоборот не должно быть никаких дипломатических правил. Им никто не имеет права диктовать о чём говорить, что снимать и у кого брать интервью. Здесь нужно принимать решение и говорить открыто или стать заложником ситуации и поддерживать чьи-то нарративы. Выбирайте, что вам ближе.
Мир меняется, жизнь преподносит сюрпризы, вы согласны, что и требования к профессии тоже стали другими.
– Не было лучшего времени для того, чтобы стать журналистом, чем сейчас. Никогда ещё не было столько возможностей находить информацию. То за чем когда-то нужно было трое суток шагать и трое суток не спать – есть в твоём компьютере или телефоне. Граждане в соцсетях делятся тем, что видят, журналистам нужно только проверить информацию, проанализировать и помочь людям понять, что произошло. К примеру, когда Дональд Трамп стал президентом в США вырос спрос на традиционные медиа, потому что людям не хватало информации и они искали возможность понять, что происходит. Но соцсети – это и распространение ложной информации. Так что журналисты должны научиться распознавать - где правда, а где - ложь. Мои слова подтверждает война в Украине - если бы люди не делились с нами тем, что происходит с ними, мы бы так и не поняли, что там происходит. Соцсети и медиа должны быть вместе.
Всё не так просто, мне кажется в соцсетях очень много домыслов и откровенно лживой информации.
– Да определённые возможности появились у тех, кто хочет обмануть. На это обычно не обращают внимания, пока они не начинают провоцировать других людей к насилию. Но несмотря на это, всё равно у людей должна быть возможность говорить о том, что их волнует, даже если это негативные вещи. Например, если вы знаете, что кто-то вас обвиняет в том, что не является правдой, у вас должна быть возможность связаться с этим человеком и обсудить проблему открыто. Поэтому, когда вы слышите потенциально опасные вещи, нужно всегда выяснять, кто это и зачем говорит.
Казахстан - уникальный кейс, - так сейчас о нас говорят, вы согласны с этим утверждением?
– Конечно, у вас был президент, который правил очень долго. Ваша элита не привыкла к тому, что её критикуют, политики не привыкли к тому, что доверие граждан нужно заслужить, их очень раздражают неудобные вопросы. У меня есть совет - делайте то, что считаете правильным и актуальным. Сила в ваших руках – вы даже можете помочь правосудию. Но есть и грустные кейсы - когда в журналистов стреляют или сажают в тюрьму. Что делать? Я думаю мы должны бороться за право говорить правду. Здесь тоже могут помочь технологии, когда на вас оказывают давление – не молчите! Вы можете постить скриншоты сообщений или запись звонков, где вас просят о том, чтобы вы удалили статью. Это непривычно и может быть страшно, но очень важно - публика, которая вас читает, она и станет вашим главным защитником.
Как по-вашему, журналистика – профессия опасная или безумно интересная? Почему растёт популярность блогеров?
– Во-первых, хочу обратить ваше внимание на тот факт, что сегодня журналистика - это не профессия. К примеру, вы без диплома не сможете быть адвокатом, чтобы стать журналистом, надо быть просто немножко сумасшедшим. Журналист - это рассказчик фактов. Представьте, вы пришли на футбольный матч, решили заснять это событие и поделились этим в соцсетях - разве вы не журналист? Разницы нет, где опубликован контент – в инстараме или в журнале, стандарты должны быть одни и те же, что у журналистов, что у блогеров - баланс, беспристрастность и честность. К сожалению, границы стерты, но я убеждён, что и те, и другие должны нести одинаковую ответственность перед законом.
Профессиональная честность и монетизация профессиональной деятельности, насколько это совместимые понятия? У нас много лет идёт спор о так называемом госзаказе.
– Конечно, это очень сложная ситуация, но даже если государство поддерживает медиа, нужно предупреждать аудиторию о том, что этот контент проплачен. Хотя существуют разные виды оплаты медиа, например, BBC работают за счет своей аудитории, при этом они сохраняют независимость – на мой взгляд - это самый оптимальный вариант. Я думаю, что журналистика – это всё равно, что Ferrari в кармане, ведь давно доказано, что медиа – это мощный инструмент.
Что мы можем и что должны?
– Мы можем очень много - менять мир просто через какие-то свои истории, рассказывать о том, что происходит в этом мире и выяснять, какие изменения нужны. У нас есть реальная возможность через контент, через мобильную журналистику вдохновлять и поддерживать людей. Не могу не обратить внимания и на то, что в Казахстане медиа разделились на два лагеря. Первый критикует всё подряд, говорит о коррупции, правах меньшинств и женщин, экологии, то есть фокусируется на проблемах, которые очень волнуют общество. И второй лагерь доказывает, что всё в стране прекрасно и замечательно. Хочу напомнить, что есть такое понятие - конструктивная журналистика, которая основанна на поиске решений. Этот вариант я считаю самым успешным и приемлемым, потому что он – прямое доказательство того, что мы многое можем.