Юрист Базарбек: скоро имена хозяев казахстанской земли будут в открытом доступе

Ulysmedia

Земля в Казахстане давно стала предметом судебных споров и причиной акций протестов. Но пока народ на митингах требовал ввести запрет на продажу земли иностранцам, почти у каждой сотки появились отечественные хозяева. Юрист Бакытжан Базарбек в интервью для YouTube-канала Ulysmedia.kz объяснил, кому в нашей стране удаётся обойти закон и захватить в частную собственность поля, горы, парки, пастбища, улицы и дворы.

Земельные скандалы стали обыденными в Нур-Султане и Алматы, здесь традиционными стали митинги и петиции. Что происходит в провинции? Была информация, что на западе страны ситуация ничуть не лучше, чем в столице.

– Никакой логике не поддается то, что происходит в Уральске. В этом городе акимат передал в частные руки землю, которую по закону вообще нельзя продавать. И толку, что народ шумит – на то, что хозяевами Уральска стали 3-4 компании, не обращают внимание ни прокуратура, ни Антикор, ни акимат. Почему-то молчит и городское управление архитектуры, сотрудники которого не могут не видеть, что рекреационные зоны захватили с грубейшими нарушениями закона.

К примеру пойма реки Чаган – уникальная природная зона, где ещё сохранились птицы и животные, занесённые в красную книгу. Мы проверили по базе земельного кадастра и выяснили, что землю в микрорайоне Самал-3 акимат передал неким частным лицам, которые в свою очередь продали её строительной компании. Скоро там начнут вырубать деревья и строить коттеджи.

Почему это происходит, почему не работают законы, почему никто не обращает внимания на экологический и земельный кодексы?

– В статье 58 Земельного кодекса черным по белому написано, что строительство в рекреационной зоне запрещено. А если, несмотря на эту запретную норму, территорию отдают в частную собственность, значит должны вмешаться природоохранная прокуратура, агентство по противодействию коррупции и областной ГАСК. А они молчат! Можно делать вывод, что эти структуры либо бездействуют, либо причастны к этому преступлению. Других вариантов у меня нет.

В ситуации с захватом земель в природных парках прокуроры тоже не проявляли особой заинтересованности.

– Я думаю, что строители, областной и городской акимат взаимодействуют. Мы пытались привлечь акима Уральска к уголовной ответственности, но местные борцы с коррупцией сообщили, что в его действиях нет состава преступления. Теперь весь материал мы передаем в центральный аппарат. Это последняя надежда наказать городского акима, руководителей отдела земельных отношений, управления архитектуры и ГАСК.

Почему ничего не могут сделать общественные комиссии и экологи?

– Мы же знаем, кто их финансирует. В Уральске – это Ерменовы, они полностью захватили власть в городе. Акимат у них в подчинении, в отделе земельных отношений, архитектуры, градостроительства работают сотрудники компании Ерменовых. Ведь государственный аппарат Уральска полностью обслуживает семью Ерменовых. Весь город это знает и понимает, почему для них закон не писан. Удивляет, что аким Западно-Казахстанской области знал о нарушениях и не остановил беспредел. Значит у Ерменовых власть есть, а у него её нет!

После январский событий ситуация должна измениться?

– Пришло время государству вспомнить, что у нас есть закон. 30 лет землю отдавали направо-налево – пора не только остановиться, но и сделать ревизию земельных владений. Я юрист и не имею права верить слухам – полагаюсь только на документы. В результате незаконных действий городской администрации построено три жилых дома. Есть решение Западно-Казахстанского областного суда, вынесенное в 2020 году, и постановление Верховного суда. Вся разрешительная документация, которую получили Ерменовы, аннулирована, и три жилых дома должны быть снесены. А тут выясняется, что нарушен ещё один закон – о долевом строительстве. Печальная история.

То есть, если снесут – начнутся новые скандалы, так как люди, которые вложили деньги в это строительство, останутся ни с чем? Старая власть, которая это всё допустила, начала покидать арену. Сможет ли новая исправить? То, что происходит в Уральске – случай, к сожалению, не единичный. Вспомните столичную проблему – озеро Талдыколь. Здесь аким тоже не прислушался ни к закону, ни к мнению горожан.

– В 2019 году я открыл 121 кадастровый номер о переходе рекреационных зон в частные руки. По ним я передал соответствующее заявление в Департамент Агентства по противодействию коррупции в Алматы. 31 – с нарушениями, но ни одного уголовного дела не возбуждено. В 2021-м мы добились возбуждения уголовного дела по факту незаконной передачи земель Иле-Алатауского национального парка третьим лицам, незаконной застройки, запрета на въезд на эту территорию. Что с этим делом сейчас происходит, на какой стадии расследование, я до сих пор не знаю.

Фактически хозяином Иле-Алатауского национального парка в 2020 году стал гражданин Гужавин. На 49 лет он получил Тургенское ущелье, Большое Алматинское озеро, Аюсай – все самые живописные места. Вы знаете, что экоактивисты боролись, но правительство Мамина сохранило контракт. Есть информация, что сейчас Гужавин передает арендованные земельные участки другим субподрядчикам. Его ответственность в договоре прописана очень поверхностно. Кроме того, в Иле-Алатау есть ещё более ста подобных договоров, в том числе на аренду Шарына, Кольсая, Алтын Емеля. Как это остановить, возможно ли расторгнуть эти договоры?

– Юристы и экологи должны иметь возможность увидеть эти контракты. У нас есть только частичный доступ к ним. Да даже это позволяет понять, что в каждом контракте заложена угроза обществу, животному и растительному миру. Мы готовы не только сделать правовую экспертизу, но и опубликовать её. Люди должны знать, что происходит и принимать решение, что с этим делать.

Сейчас мы готовим судебный иск, но не к Гужавину, а к Министерству экологии. Основной предмет иска – расторжение договора с компанией Гужавина, потому что нормы договора содержат нормы, противоположные законам. В стране 30 лет мы нарушали закон, сейчас настало время остановиться. Если этого не сделать, то неизвестно, чем всё может закончиться.

Президент подписал закон о запрете продажи земель сельскохозяйственного назначения. В обществе это восприняли как победу. Как вы думаете, проблема решена?

– Конечно, это большая победа. В первую очередь, мы заблокировали иностранцев. Как юрист и член земельной комиссии могу сказать, что иностранцы в соответствии со статьями 24 и 37, 97 нашего Земельного кодекса не могут приобретать земли. Но всё равно остались лазейки. К примеру, от имени гражданина Казахстана оформляется право собственности на земельный участок. Так вот он может оказаться фактически в других руках. Нужно досконально проверить всё, что уже узаконено и ни в коем случае не допускать нарушений в будущем.

Не чувствую уверенности в ваших словах, думаете, что опять будет противостояние?

– В парламенте сидят латифундисты, они даже сами возглавляют комитеты, за каждым по 100-300 тыс га, поэтому наши предложения остановить беспредел и сделать ревизию зависают в парламенте. Обещаю, мы проверим, сколько у каждого депутата земли, и тогда станет понятно, почему у нас блокируются важные законопроекты.

30 июня 2021 года Президент внёс некоторые изменения в Земельный кодекс. Основное – это открытие земельного кадастра. Скоро имена собственников земель сельскохозяйственного назначения и землепользователей появятся в открытой базе. Очень надеюсь, что благодаря этому закон будет трудно нарушать.