Дефицит бюджета: занимает правительство, отдают граждане?

Ulysmedia

В Мажилисе Парламента представили главный экономический документ страны – трехлетний бюджет.

Коллаж Ulysmedia

Министерство национальной экономики при формировании бюджета заложило стоимость нефти на уровне $60 за баррель. Заместитель министра Азамат Амрин, представляя законопроект депутатам, поделился оптимистичными планами по росту ВВП на 5,2% уже к 2026 году.  Почему не все депутаты и эксперты согласились с такими оценками, разбирался корреспондент Ulysmedia.kz.

ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА ЗА ДВА ГОДА ВОЗРАСТЕТ С Т1,4 трлн ДО Т3 трлн.

Согласно проекту бюджета, Казахстан планирует увеличить добычу нефти до 107 млн тонн к 2026 году. В связи с этим, депутат Альберт Рау поинтересовался у вице-министра Азамата Амрина, позволяют ли нарастить добычу обязательства, взятые страной в рамках «ОПЕК».

Согласно прогнозу, дефицит бюджета достигнет Т2,9 трлн в 2022 году и Т2,6 трлн в 2023 году. Учитывая, что дефицит республиканского бюджета в 2019 году утвержден на уровне Т1,4 трлн, в 2020 году - на уровне Т2,4 трлн, а в 2021 году - на уровне Т2,7 трлн, мы видим, что доля этой суммы в ВВП растет из года в год.

ПРЕЗИДЕНТ: «НЕ ПРИКАСАЙТЕСЬ К НАЦИОНАЛЬНОМУ ФОНДУ»

В ежегодном послании Касым-Жомарт Токаев раскритиковал растущий дефицит бюджета и количество трансфертов из Национального фонда.

«Во многом благодаря низкому госдолгу и наличию значительных резервов, Казахстан сравнительно успешно преодолевает последствия пандемии. Это наше серьезное конкурентное преимущество, и сейчас важно его не растерять. Однако в последнее время появилась тенденция, когда для покрытия расходных обязательств увеличивается дефицит бюджета и трансферты из Национального фонда. Все время идти по такому легкому пути не получится. Запас финансовой устойчивости не безграничен», - сказал глава государства.

ДВА СПОСОБА ИЗБЕЖАТЬ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА

Что предпримет правительство для того, чтобы избежать дефицита? Насколько целесообразно увеличивать расходы и есть ли возможность их оптимизировать? Эти и другие вопросы, по просьбе редакции Ulysmedia.kz, прокомментировали экономисты Расул Рысмамбетов и Айдархан Кусаинов.

Насколько серьезны сложности у бюджета и адекватна ли величина расходов из-за пандемии?

По мнению Расула Рысмамбетова,  правительство Казахстана пытается осуществить так называемую контрциклическую политику – пытаясь увеличить ВВП за счет значительных государственных затрат. А формула ВВП состоит из внутреннего потребления, инвестиций, госзатрат и чистого экспорта (G=C+I+G+NX).

«Поэтому контрциклическая политика в том, чтобы увеличить ВВП или сохранить его любой ценой. Мы знаем, что в Казахстан меньше инвестируют, упало потребление и экспорт. А значит, если увеличить госрасходы, то ВВП не падает так сильно. Однако, нередко правительство вкладывает деньги в строительные проекты, лишь часть из которых инфраструктурная, что является стратегическим просчетом в горизонте пяти лет. Да, на уровне трехлетнего бюджета и среднего ВВП – увеличение госрасходов поддерживает эффективность правительства, однако нередко эти расходы уходят в песок, безвозвратно», - говорит эксперт.

Как Казахстан будет финансировать этот дефицит? Это внешние заимствавания или вновь трансферт из Нацфонда?

«У Казахстана две альтернативы – Национальный фонд и/или внешние займы. Так как внешние займы требуют времени на подготовку, то быстрее всего занять у Нацфонда, потому что там нет жестких процедур и многие из них можно «проскочить» из-за сложной ситуации в экономике. К сожалению, скорее всего, дополнительные деньги правительство будет брать в Нацфонде», - поделился своим мнением экономист.

Эксперт не исключает, что если Минфин будет выпускать высокодоходные бумаги, то на первый взгляд это не будет нарушать приказа президента и можно будет представить процедуру инвестированием в ценные бумаги. Это, считает Расул Рысмамбетов, не меняет сути и будет все тем же расходованием средств Нацфонда.

Можно ли оптимизировать (сократить) расходы бюджета? Из Вашего опыта - на сколько процентов это можно будет сделать?

«Не думаю, что 15% сокращение бюджета достижимо, однако на 10% можно сократить расходы легко, без вреда для простых людей. Это остановит какие-то проекты, однако их можно будет продолжить позже. Самое главное в бюджетных действиях – можно будет пересмотреть часть расходов и перенаправить их на более приоритетные направления.

При нынешней экономической политике правительства - будет ли дефицит бюджета расти или уменьшаться?

«К сожалению, пока правительство не представило четкой модели того, как будет расти экономика Казахстана. Большая часть планов – это госпрограммы, прорывные проекты и значительные капитальные затраты. Мало работы с проблемными активами в экономике в целом и в каждом отдельном регионе. Боюсь, что это приведет к дальнейшим расходам из Нацфонда по ранее упомянутой схеме».

ПРОГНОЗ СТОИМОСТИ И ДОБЫЧИ НЕФТИ НЕОБХОДИМО ИЗМЕНИТЬ

Другой экономист - Айдархан Кусаинов -также отметил значительный дефицит бюджета. По его словам, возможности для того, чтобы хоть как-то сократить расходы отсутствуют.

«Правительство скорректировало свой план до $60 долларов за баррель. Фактически, если мы посмотрим на гарантированные и целевые трансферты, мы поймем, что $60 за баррель нефти нас не спасут. Очень сложная ситуация. В то же время сценарий Нацбанка более реалистичен, чем сценарий правительства. Нацбанк прогнозировал $50 за баррель. Другими словами, у нас есть некий фонд, который завтра не будет надежным. А чтобы «исполнить» бюджет, нам нужно больше $60 за баррель. Мы снова на грани. Это показывает, что мы не пытаемся избавиться от нефтяной зависимости», - сказал он.

Экономист отметил, что в представленном членами правительства плане не оговаривается, что дефицит бюджета будет покрываться за счет внешнего долга.

«Похоже, он верит только в трансферт из Нацфонда. Лично я в течение следующих пяти лет не видел, чтобы первый проект бюджета соответствовал окончательному проекту бюджета. У нас всегда есть дополнительные расходы. Поступления из Нацфонда, наконец, увеличатся. Учитывая этот опыт, подобная тенденция сохранится. В нашей стране расходная часть бюджета не соответствует $70 за баррель. И все последующие изменения приводят к дальнейшим расходам бюджета не только в Казахстане, но и во всем мире», - сказал он.

Экономист сказал, что необходимо сократить расходы бюджета, а прогноз стоимости нефти скорректировать до $50 за баррель.

«Неразумно думать, что здесь можно оптимизировать расходы бюджета. Есть проблема, которую нужно уменьшить. Это требует политической воли. Здесь не о чем беспокоиться. Текущее направление государственной политики неудовлетворительное. С точки зрения денежно-кредитной политики нет прогнозов ослабления тенге по отношению к рублю. То есть, предположение о сокращении импорта необоснованно. Даже во время коронавируса у нас был рост импорта. Объективно цена на импортные товары невысока, она будет расти и дальше», - перечислил факторы Кусаинов.

Вместе с тем экономист сомневается в планах правительства и Нацбанка удержать инфляцию в планируемом коридоре 4-6%, которая по его словам, отдаляется от этого коридора все дальше, а предлагаемые меры, считает Кусаинов, вряд ли позволят удержаться в нем.