После декабрьских событий прошло 36 лет – срок не большой, но и не маленький, ведь это успело родиться и вырасти новое поколение, которое об этой трагической странице новейшей истории Казахстана могут узнать только из учебников и воспоминаний взрослых. Связать прошлое и настоящее, выяснить, что знает молодёжь о Желтоксане, который называют «предвестником независимости», решила корреспондент Ulysmedia.kz.
«Без гугла ничего не знаю»
Мы провели опрос среди молодежи 14-20 лет. И результаты, если честно, неутешительные. Большинство знают, что что-то было – «революция», «протесты», «митинги». Несколько человек признались, что без гугла не могут вспомнить вообще ничего. Один 18-летний человек уверен, что это был «переворот, чтобы свергнуть власть и отмыть деньги», а историей он вообще не интересуется, потому что считает её недостоверной.
Ещё несколько респондентов вспомнили, что тогда фигурировали имена Кунаева и Колбина, а другим пришли на ум «страшилки», которые рассказывали на уроках учителя истории – о том, что людей бросали в снег и заставляли лежать, и жестоко избивали на улицах. Другая девушка отметила, что память родителей о Желтоксане проснулась после январских событий 2022-го.
Ни контента, ни системного мышления
Почему же молодежь так мало знает? Ведь вроде и в СМИ об этом пишут в памятную дату, и на уроках в школе проходят – в 9 и 11 классе, а ещё в университетах на первом курсе. Почему в юных головах эта информация не удерживается?
Учитель истории с 30-летним стажем Людмила Пилипенко считает, что этому есть много причин. Первая – недостаток времени на изучение.
- У меня язык не повернется сказать, что в рамках школьной программы по истории хоть одной теме уделяется достаточно времени – мы ведь ограничены в часах, есть и другие важные предметы. На декабрьские события выделяется 2 учебных часа, но в 9 классе эту тему проходят в рамках перестройки, в 11 – в рамках пути к независимости Казахстана. Много это или мало? Судите сами: на первую мировую войну выделяется 3 учебных часа, - объяснила учитель.
Людмила Ивановна заметила, что у школьников 14-16 лет не только декабрьские, но и другие события не вызывают особого интереса. И дело не только в индивидуальных особенностях подростков, но и в повальном отсутствии системного мышления. Они могут выучить лишь пару-тройку дат, имен и названий, но не понимают сути событий. А потом и их забывают, в памяти остаются лишь стереотипные фразы типа «борцы за независимость».
- Сама программа и система обучения не направлены на развитие системного мышления. Даже у взрослых сегодня такое мышление исчезает, и его заменяет клиповое. Что уж говорить о детях? И дело не в конкретном событии – даже если спросить про любое другое, вряд ли они дадут глубокие, развернутые ответы.
Кроме того, отмечает учитель истории, по декабрьским событиям практически нет качественного контента – художественных и документальных фильмов, интересной современной прозы. А дети запоминают лишь то, что произвело впечатление и яркие образы. Их, например, захватывают увлекательные истории про Древний Египет, они могут посмотреть «Мальчик в полосатой пижаме» и узнать больше о фашизме, а о Желтоксане ничего подобного нет.
- Признаться, у меня есть ощущение, что именно по этой теме я что-то недодала своим ученикам, потому что я сама эту тему не люблю, там много неоднозначного. Девятиклассники по возрасту и уровню развития еще не способны глубоко копнуть, а без этого будет только субъективное, одностороннее видение. Для меня как для историка это событие превратилось в то, что используется в пропагандистских идеологических целях, но объективности истории, официальной статистики тут нет. Полагаю, что думающего человека такая односторонность отталкивает. А рассказывать страшилки про издевательства и насилие, я думаю бессмысленно.
Помнить – это опасно
Кандидат исторических наук Асылбек Бисенбаев отметил, что в истории любого народа или страны есть вехи, которые обрастают многочисленными мифами и историями. Одно из таких для Казахстана – декабрьские события 1986-го. Это был протест против многих обстоятельств, которые сложились в Советском Союзе – например, расхождениями между словом и делом, демократизацией и подавлением мнения народа, против назначения на руководящий пост – в данном случае, Колбина - минуя партийную организацию и общественное мнение.
- История воспринимается следующим поколением не только на уроках в школе. Сейчас об этом забыли, потому что во время декабрьских событий последующие руководители Казахстана были у власти и вовсе не на одной стороне с протестующими – Назарбаев, например, тогда был председателем Совета министров, да и многие другие занимали высокие посты. Под давлением общественности они потом переименовали улицу, поставили памятник, но, поскольку дело всё-таки было в Советском Союзе, Кремль заставил все организации заниматься репрессиями против тех, кто выступал в декабре.
Бисенбаев отметил, важность декабрьских событий в том, что это было первое выступление против советской системы, и это произвело впечатление на другие регионы.
- Я как-то был в Прибалтике, и там помнили, что казахстанцы первые выступили против советской власти, и с уважением к нам относились. Желтоксан показал, что в случае необходимости народ может выступить, а это вряд ли нравится существующему режиму, поэтому ему невыгодно об этом сильно напоминать. Вдобавок, у нас 16 декабря принимались решения насчет государственных праздников, Дня независимости в частности, и это нивелировало историческую дату.
Уроки истории
По словам историка, Желтоксан везде упоминается, но без глубокого анализа. Парламент как-то создавал комиссию, она даже работала, но всю историю событий так и не удалось поднять. В самих событиях есть определенная двойственность – например, говорилось, что некие потусторонние силы приносили наркотики, спаивали молодежь, провоцировали, выводили на улицу. Здесь много схожего с недавними январскими событиями, и потому, по мнению Бисенбаева, у властей теперь еще больше поводов забыть декабрьские события.
И всё-таки, о декабрьских событиях надо помнить. И не только потому, что с этого момента, по мнению многих историков, начался путь Казахстана к независимости. Важно то, что это было выступление народа против политики властей, игнорирующих потребности населения.
- Нужно понимать, что демократизация, о которой сейчас много говорят, должна быть реальной, а не заявленной. В 1986 году народ показал, что способен оказать сопротивление властям, которые его ни во что не ставят. И в последний год учитывать возможность такого развития событий в Казахстане стало особенно важно.
Помнить важно, но как, если Желтоксан «проходит мимо» подростков в школе, посмотреть и почитать об этом нечего, а статьи в СМИ молодежь тоже мало интересуют? Остаётся только семья – родители и другие ответственные взрослые, которые расскажут ребенку о декабрьских событиях. Так, например, было со мной. Мама рассказывала, что в этот день моя бабушка позвонила ей с работы и сказала сидеть дома, потому что на улицах происходит что-то странное и страшное. И я, когда читала о Желтоскане сразу представляла бабушку, которая пряталась от беспорядков – эта картина и помогла понять и запомнить всё, что удалось прочитать о событиях 16 декабря 1986 года в Алматы.