Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич: о чём казахстанцы просили Токаева в 2022 году

Курманов Байтас

В уходящем году, богатом на события, казахстанцы неоднократно обращались к президенту Токаеву с самыми различными просьбами. Казалось бы, большинство проблем жителей должны были бы решать местные власти, но тем не менее, граждане упорно продолжают просить помощи напрямую у главы государства. Ulysmedia.kz решил разобраться, почему так происходит и проанализировал часть петиций.

Коллаж Ulysmedia

Социальная дилемма

Граждане обращались к президенту Казахстана по самым разным поводам. Всего на сайте размещено несколько десятков петиций и обращений. 70 процентов – это жалобы социального характера. Напрашивается вывод, что граждане, исчерпав возможность решить вопрос на региональном уровне, начали искать помощи у президента.

Так, жители поселка Подстепное в ЗКО обращались к президенту с просьбой построить дороги. В частности, в видеообращении звучит информация, что за 30 лет независимости в их поселке была построена всего одна дорога, несмотря на то, что он находится совсем близко от областного центра - города Уральска.

Или взять село Сайын Шапагатов в Мангистауской области, где по заявлениям сельчан, стая бродячих собак нападала на детей, а местный акимат никак не желал реагировать на ситуацию. Не найдя поддержки у районных властей, жители были вынуждены просить помощи у президента.
Не обошлось и без проблем с изношенными ТЭЦ. Здесь речь идёт о скандальном ЧП в Экибастузе, к которому до сих пор приковано внимание. На заседании правительства президент назвал эту аварию катастрофой и сказал, что на восстановление теплоэнергетических мощностей потребуется 4 триллиона тенге. То, что на этот раз воззвания дошли до адресата говорит и комментарий заместителя генпрокурора Жандоса Умиралиева.

- По Экибастузу уголовное дело возбуждено и расследуется специальными прокурорами прокуратуры Павлодарской области. Мы определяем круг лиц, назначены ряд экспертиз, в том числе нацеленные на конкретное установление причастных лиц. Потому что там были соответствующие свои технические неполадки, и мы должны определить, получить именно техническое заключение.

Несправедливый Казахстан

Политических обращений к главе республики в разы меньше – из общего числа всего лишь 26 процентов.
В основном они касались репрессий, ограничения свободы слова и коррупционных скандалов.
14 января стало известно о видеообращении жителей села Жынгылды Мангистауской области, где сельчане требовали прекратить репрессии в отношении участников акций протеста. Они заявляли, что «в дома митинговавших незаконно вламываются, избивают и забирают, заставляют признаться в том, чего не совершали».
 
Однако уже вечером того же дня Токаев поручил Генпрокуратуре «в случае отсутствия отягчающих обстоятельств принять меры по смягчению наказания». Неизвестно, связано ли это с обращением жителей Мангистау.

Юрист из Алматы обращался к Токаеву с просьбой остановить массовую застройку в горах, которая мало того, что опасна из-за вероятности оползней, так еще и уничтожает яблоневые сады - визитную карточку города. Несмотря на то, что запрет президента на подобную стройку уже есть, а в отношении чиновников организованы проверки, разрешения продолжают выдавать. По мнению юриста, это связано с влиянием застройщиков на местные власти. Найти свидетельства какой-либо реакции президента Токаева на это обращение нам не удалось.

В декабре был арестован журналист Михаил Козачков. Следствие вменяет ему нарушения закона сразу по трём статьям уголовного кодекса. За коллегу вступился Союз журналистов Казахстана, а также многие известные представители профессии. Не остались в стороне и правозащитники. Президент Международного фонда защиты свободы слова «Әділ сөз» Карлыгаш Джаманкулова заявила, что дело Козачкова для генпрокурора Асылова «тест на приверженность идеям справедливого Казахстана, которые были объявлены президентом страны». В Акорде на это отреагировали заявлением, что дело журналиста должно рассматриваться исключительно в правовом поле.

Мы всего лишь исполнители

Если смотреть по областям, то статистика относительно равномерна по всем регионам республики. Тем не менее, лидером по просьбам к президенту является Алматинская область.
Обращения ее жителей составили 18 процента от общего числа.

Связано ли это с тем, что регион один из самых густонаселенных в Казахстане, неизвестно.
На втором месте Мангистауская область, одна из самых бедных в республике, с цифрой в 14 процентов. Её жителей больше всего волновали социальные вопросы. В феврале жанаозенцы вышли на акцию протеста, требуя решить проблему безработицы.

   - Всю информацию отправляем в областной акимат. Мы всего лишь исполнители», отреагировали тогда в городском акимате.

Третье место делят между собой Акмолинская и Восточно-Казахстанские области. Во всех этих регионах процент обращений составил 9 процентов от общего числа. И хоть цифра мала, проблемы там отнюдь не детские. Астанчане заявляют о системном уничтожении группы озёр Малый Талдыколь и их устойчивой экосистемы, в то время как жители села Маралды говорят о противостоянии золотодобывающей компании и местной организованной преступности, которые борются за месторождения золота. Нам не удалось найти реакции Токаева на этих обращения.

Вот где точно нет проблем

Приз зрительских симпатий получает выделившаяся среди всех Улытауская область. Она стала единственным регионом, который отправил обращение президенту не с целью найти помощь, а с благодарностью. В челобитной говорится, что решение о создании Улытауской области - это «великий подарок для священной земли Улытау», а также «начало светлых дней и великих реформ Нового Казахстана». Обращений с жалобами из этого региона нам найти не удалось. Видимо, все довольны.

Где же найти справедливость

Президент редко реагирует на обращения жителей, во всяком случае, в открытом виде. Возможно, это даёт ему хорошую возможность лишний раз указать на «проблемы на местах», но не всё, о чём просят граждане, удаётся решить.

Найти статистику по обращениям в запущенную в 2019 году «виртуальную приемную», где можно написать президенту, нам не удалось. Она не особо мелькает в заголовках, из чего напрашивается вывод, что приёмная особой популярностью не пользуется.

Нельзя не обратить внимания и на тот факт, что петиции, как правило не собирают большого числа подписей, а в основном привлекают отдельные социальные группы. К примеру, одна из самых популярных петиций «О восстановлении базовой пенсии и полной выплате пенсионных накоплений» была опубликована 19 ноября и уже собрала около семи тысяч голосов.

Подводя итоги, можно сказать лишь одно, несмотря на разношерстную статистику обращений, все они объединяются под одним лозунгом — поиском утерянной справедливости, которую казахстанцы далеко не всегда могут найти по месту жительства – в своих аулах и городах.