Нашумевший судебный процесс по делу Биртанова навеял тематические воспоминания. Их много, тем более, что, громкие приговоры за независимые десятилетия сотрясали казахстанское общество чуть ли не каждый год. За решетку отправляли и министров, и премьеров, и акимов, и успешных руководителей квазигоссектора. Но, что любопытно, многие довольно быстро, то есть раньше срока, определённого судом, возвращались из мест не столь отдалённых. Корреспондент Ulysmedia.kz собрала самые громкие приговоры и выяснила, чем сейчас занимаются бывшие сидельцы.
Стоит заметить, что это не полный список тех, кто попробовал тюремную похлёбку, но бывшие осуждённые, о которых мы расскажем в этой статье, не только адаптировались к статусу «отсидевший», но и вполне успешно используют его на жизненном поприще.
- Люди, которым государство дало возможность разбогатеть, я по пальцам всех знаю, и я знаю, как они богатели. Каждого, кто в Казахстане сейчас состоятельный - я могу любого взять за руку и отвести в суд, - когда-то предупреждал Назарбаев.
В суд действительно попали многие, но есть и те, кого осудили заочно. Например, Акежан Кажегельдин, Мухтар Аблязов, Виктор Храпунов и Рахат Алиев успели вовремя покинуть страну. Последний, к слову, уже на погосте одного из европейских кладбищ, а бывшие премьер, чиновник и банкир, видимо, совсем не плохо чувствуют себя на чужбине. Они стали звёздами YouTube и, поражая простого обывателя своей осведомлённостью, каждый день читают лекции, дают комментарии и пространные интервью о ситуации в Казахстане. То есть, на уголовное преследование казахстанским властям они отвечают преследованием политическим.
Мухтар Джакишев
Журналисты отмечают, что уже из один из бывших сидельцев уже звучит чуть-ли не из каждого «утюга».
У Мухтара Еркыновича Джакишева – УДО, то есть на свободе жить он должен предельно осторожно под постоянным контролем правоохранительных структур. Но особый статус не мешает ему выступать на всевозможных форумах и давать интервью различным СМИ. Он сражает публику эрудированностью, экономической подкованностью, прагматизмом и откровенностью. У него есть свои рецепты вывода страны из кризиса, но во власть он не рвётся – занят развитием собственного бизнеса.
Судебный процесс Джакишева проходил под грифом секретно – в прессу просачивалось только то, что принято называть официальной информацией. Обвинили знаменитого на весь мир топ-менеджера по нескольким статьям (присвоение чужого имущества, мошенничество, подделка документов и злоупотребление должностными полномочиями) и отправили в колонию на 14 лет.
Джакишева в Казахстане частенько называют жертвой старого режима, а его освобождение расценивают как признание этого факта новой властью. Стоит заметить, что сама жертва пока не пишет заявлений о своей реабилитации, хотя и не скрывает, что обвинение всё равно что карточный домик, который только толкни – рассыплется. А ещё суд определил ущерб, который Джакишев нанёс государству – 99,6 млрд тенге. Первое прошение об УДО было отклонено как раз из-за того, что деньги Джакишев не выплатил, но уже в марте 2020-го из колонии его условно-досрочно выпустили, хотя почти сто млрд тенге с него так и не взыскали. Почему об ущербе забыли и почему судья, который его назначил, молчит - эти вопросы пока остаются открытыми.
Ерлан Арын
Экс-аким Павлодарской области Ерлан Арын был осуждён в 2014 году за мошенничество на сумму 1 млн 650 тысяч тенге, взятку в более 5 млн тенге за победу в тендере и легализацию денежных средств, добытых преступным путем. Его приговорили к трём годам лишения свободы условно. Также суд лишил его права работать на государственной службе в течение пяти лет.
Что любопытно, на суде Арын вину не признал, но попросил прощения у Назарбаева, сказав, что его «подвёл». В 2018 году СМИ сообщили, что Ерлан Арын возглавил институт "Рухани жангыру" Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева. Любопытно, как бывший чиновник, которого осудили за коррупцию и мошенничество, смог возглавить институт, который отвечает за национальные духовные ценности.
Нартай Дутбаев
Дутбаева, ранее возглавлявшего КНБ, в 2016 году задержали его же бывшие коллеги по подозрению в разглашении государственных тайн и превышению полномочий. В 2017-м суд вынес приговор – 7,5 лет лишения свободы и запрет работать на госслужбе до конца жизни. Но потом со сроком наказания начались какие-то игрища: в 2018-м Дутбаеву добавили несколько статей – злоупотребление властью, присвоение вверенного имущества и отмывание денег и увеличили срок до 12 лет. Но через год срок сократили до 11 лет. А в 2020 и вовсе выпустили по УДО. То есть отсидел он всего немногим больше трех лет. Почему отпустили раньше, не совсем понятно, хотя официальный комментарий по этому поводу предельно ясный – Дутбаев отбыл больше половины срока (согласно поправкам в УК, 1 день в СИЗО считается за 1,5) и находится в возрасте 64 лет. Кстати, в начале этого года Дутбаев активно комментировал действия КНБ и Карима Масимова во время январских событий.
Галымжан Жакиянов
За бывшим акимом Семипалатинской и Павлодарской областей закрепилась слава оппозиционера, а своё уголовное дело он сам называл политически мотивированным. И действительно, Галымжан Жакиянов был одним из лидеров общественного движения «Демократический выбор Казахстана» (признано экстремистским в Казахстане). Напомним, другой опальный лидер этого движения – Мухтар Аблязов.
В 2002 году Жакиянов был приговорен судом к 7 годам лишения свободы за коррупцию и превышение должностных полномочий. Более того, суд обязал его вернуть $116 тысяч государству за причинение ущерба. В 2006-м Жакиянов вышел по УДО, из колонии его встречали соратники – Алтынбек Сарсенбаев, Булат Абилов, Серикболсын Абдильдин и Ораз Джандосов. А потом он надолго пропал с медийных радаров. В 2012-м переехал в США и даже поступил в университет MIT, а позже ходили слухи о том, что он занялся бизнесом то ли в Монголии, то ли в Китае. И в этом году они частично подтвердились - летом сразу несколько монгольских СМИ написали, что Жакиянов попал в коррупционный скандал, а его компания по добыче полезных ископаемых не платит налоги. Однако сам Жакиянов эту информацию опроверг. Кстати, после января Галымжан Бадылжанович прибыл в Казахстан и активно комментировал январские события и политическую обстановку в стране.
Куандык Бишимбаев
Куандыка Бишимбаева, как, впрочем, и многих других высокопоставленных чиновников, «ломала» знаменитая Олеся Кексель. Одного из самых молодых министров, яркого «болашакера» обвинили, а затем и приговорили за взятку и хищения.
Министерство национальной экономики он возглавил в 2016 году, но уже через несколько месяцев оказался в СИЗО. Первым информацию о расследовании озвучил сам Нурсултан Назарбаев. Основанием для обвинения стал один из самых громких и дорогих казахстанских проектов – кызылординский стекольный завод. Кексель, которая курировала дело Бишимбаева, не только отправила за решётку чиновника - в результате её прокурорской активности от проекта отказался американский инвестор, объект, который на 70 процентов был готов к запуску - заморозили, потом передали китайским бизнесменам. Запустили стекольное производство только в этом году. Суд Бишимбаева приговорил к 10 годам колонии, конфисковал имущество и запретил пожизненно занимать руководящие должности на государственной службе.
А уже в 2019-м МВД начало расследование по заявлению о пытках в отношении самой Кексель - экс-начальника службы спецпрокуроров Генеральной прокуратуры и главного обвинителя в громких коррупционных делах экс-премьера Серика Ахметова, бывшего министра национальной экономики Куандыка Бишимбаева и многих других.
Кексель инкриминировали умышленное причинение физических и (или) психических страданий, совершенное следователем, лицом, осуществляющим дознание, или иным лицом с их ведома, с целью получить от пытаемого или другого лица сведения или признания.
По статье УК РК ей грозило до пяти лет лишения свободы, но очень скоро дело прекратили из-за отсутствия состава преступления.
На судебном процессе Бишимбаев вину не признал, но тем не менее попросил прощения у своей семьи, у Назарбаева и у казахстанцев. В 2019-м Олеся Кексель покинула прокуратуру, а осуждённый Бишимбаев – свободу по УДО.
Серик Ахметов
Серик Ахметов в 2014 году занимал пост министра обороны Казахстана, а до этого был премьер-министром страны, областным акимом – послужной список на удивление богат. Тем не менее через пару недель после отставки в минобороны его арестовали, а уже в 2015-м осудили за коррупцию и нанесение ущерба государству в размере $3,5 млн. Получил он 10 лет тюрьмы, конфискацию и запрет занимать государственные должности в течение 5 лет после освобождения. На суде Ахметов попросил прощения у Назарбаева, сказал, что «не оправдал его доверие», назвал его своим «учителем» и «наставником».
Ещё во время процесса в обществе было много разговоров о его невиновности, а некоторые общественные деятели были уверены, что Ахметов в тюрьму попал ненадолго. И действительно, уже в следующем году адвокаты Ахметова сообщили, что он «чистосердечно раскаивается», а его родственники полностью возместили ущерб в 2, 255 млрд тенге. И апелляционный суд снизил срок наказания до 8 лет. Затем в связи с амнистией в честь 25-летия независимости суд опять сократил срок Ахметову, на этот раз чуть больше, чем на полтора года. А в 2017 экс-премьера и вовсе выпустили, заменив лишение на ограничение свободы до конца срока наказания.
Интересно, что в этом году Серик Ахметов обратился в Верховный суд с требованием оправдать его по всем обвинениям.
Вместе с Ахметовым по делу среди прочих проходил бывший аким Карагандинской области Бауржан Абдишев. Его приговорили к 5 годам лишения свободы. Он тоже просил прощения у Назарбаева и добавил, что он «был и есть солдат президента». Любопытно, что Абишев тоже не отсидел весь срок наказания - вышел по УДО в 2016 году.
Жаксылык Кулекеев
В 2008 году бывшего министра образования и науки и бывшего президента нацкомпании «КТЖ» Жыксылыка Кулекеева осудили на 3 года лишения свободы за превышение служебных полномочий. На суде он заявлял, что обвинения – это «преступная провокация» против него, да и после освобождения говорил, что дело против него было «сфабриковано». Из колонии он вышел в уже в 2009 по УДО. А через год занял должность управляющего директора по корпоративному развитию Казахского института нефти и газа. Сейчас Кулекеев - советник председателя правления АО НК «КазМунайГаз» и научный руководитель Центра исследований прикладной экономики (Applied economics research centre - AERC).
Жаксылык Доскалиев
Судья отправил его в колонию на семь лет. Чиновника, дважды побывавшего в кресле министра здравоохранения, в 2011-м обвинили в превышении власти, коррупции и растрате. За заслуженного доктора на судебном процессе вступались многие, но фемида была неумолимой – срок и конфискация.
Деятельность министра-реформатора дорого обошлась казне. Например, на программу «Салауатты Казахстан» выделили 3,7 млрд долларов США. Деньги потратили, но продолжительность жизни, как было обещано Доскалиевым, не увеличилась. Провалилась и идея с телемедициной – лечить на расстоянии не получилось. Были ещё громкие проекты, связанные со строительством, на которые тоже ушли миллиарды из бюджета.
В результате Доскалиев провел за решёткой недолго – написал прошение о помиловании и через полтора года Назарбаев его отпустил на свободу.
С 2013-го Доскалиев работает в Республиканском центре трансплантации, вернее руководит этой медицинской структурой. Ведёт себя скромно: лечит, консультирует, выступает на профессиональных конференциях. Однако обида иногда проскальзывает в постах на Facebook. Например, он поддержал ещё одного осуждённого министра здравоохранения - записал видеообращение, в котором так и заявил, что «бросили Биртанова на растерзание собакам».
Триумфальные последствия
Мухтар Джакишев два года назад не вышел, а выехал из колонии на красивом черном автомобиле. Его встречали толпы сторонников, которые так и не поверили в его виновность. Реакции судейского корпуса на видео, которое было растиражировано во всех СМИ, не последовало – им явно не до этого – практически все, кто сажал, продолжают вершить правосудие.
Покаяние перед Назарбаевым, примерное поведение, непризнание вины и выход по УДО – вот что объединяет почти все эти дела. Если предположить, что за ними стоят не реальные преступления, а политические игры, то УДО вопросов не вызывает. Но напрашивается ещё один вывод – играй по правилам и тебя помилуют. И неважно, насколько жесткое наказание предписывает закон за коррупцию или превышение должностных полномочий – можно особо не бояться. Но так было при старом режиме. А как будет в Новом Казахстане? Это мы ещё увидим. Елжан Биртанов, по крайней мере, пообещал, что ещё поборется.