Женись и бей: почему в Казахстане так лояльны к домашним тиранам

Ulysmedia

Астанчанина, жестоко избившего жену в лифте, суд на четыре года лишил свободы. Корреспондент Ulysmedia.kz разбирался, почему это наказание стало резонансным, а борьба за внесение поправок в законодательство - перманентной.

Коллаж Ulysmedia

История одной жертвы

В мае этого года Казнет всколыхнул видеоролик, поражающий своей жестокостью. На кадрах видно, как в лифте многоэтажки мужчина жестоко избивает свою супругу. Ролик стал вирусным, все следили за продолжением истории. Позже выяснилось, что в результате нападения потерпевшая получила несколько переломов и сотрясение мозга, но на этом её злоключения не закончились. На следующий день Елнур Байметов продолжал истязать свою жертву, но женщине удалось сбежать и обратиться в полицию.

Избиение в лифте произошло в ночь с 27 по 28 марта, видеоролик распространился в сети намного позже и стал решающим обстоятельством. Адвокаты Аружан Жолдияровой уверены: если бы в лифте не оказалось камеры, то добиться правосудия не удалось бы.

По заявлению пострадавшей полиция возбудила уголовное дело. Разбирательство длилось больше полугода. На днях районный суд №2 Есильского района Астаны вынес приговор. Байменова Елнура признали виновным и приговорили к 4 годам и 8 месяцам лишения свободы.

Сам подсудимый с обвинением не согласен. Он и его адвокаты намерены оспорить приговор и уже подали апелляцию.

Во время разбирательства сторона потерпевшей воздерживалась от комментариев. Только после вынесения приговора Аружан Жолдиярова смогла собраться с силами и рассказать свою историю.

Бьёт – значит бьёт

Ты его спровоцировала! Сама напросилась! Ну не на пустом же месте он взбесился! Жертвы бытового насилия такие фразы слышат часто. Женщину, которую муж избил до потери сознания, спросили: а с чего все началось? в чем причина?

     - Не то сказала, ему что-то показалось, с ребенком на руках и с большим животом ты куда-то выходила и с кем-то общалась... Когда у нас был медовый месяц, мне позвонила сестренка и я отвернулась, чтобы с ней поговорить. Он подумал, что я говорю с мужчиной. Я показала ему телефон, предложила позвонить сестре снова, но он даже смотреть не стал. Ударил в челюсть. Потом начал душить. Мне некуда было бежать. Чужая страна, на крики никто не отзывался, – поделилась своей историей Аружан.

Но беспочвенная ревность – далеко не единственная причина побоев. Оказывается, для того чтобы схлопотать хук справа достаточно сказать лишь одно слово – нет.

     - Я уложила ребенка, и сама готовилась ко сну. Он попросил меня сделать массаж ног, но я отказалась. За это он меня избил. Его родители, которые жили на первом этаже, услышали крики и пришли. Но когда я хотела уйти, они не отдавали мне моего ребенка. Они говорили, что я сама виновата, что не должна была отказывать мужу, - вспоминает подробности женщина.

Эта история вызывает бурю эмоций: жалость, гнев, чувство несправедливости и отвращение.

Лицемерие хуже жестокости

Свекровь – женщина, которая сама проходила подобные правила устройства семейной жизни, прекрасно понимала, что приходится переживать ее невестке. По словам Аружан Жолдияровой, мать домашнего тирана не раз становилась свидетелем жестоких сцен. Но вместо того, чтобы остановить его и заявить в полицию, Гуляим Шунгараева уверяла невестку, что нужно просто потерпеть, ведь именно в терпении кроется женская мудрость.

При этом сама Гуляим Шунгараева – не просто домохозяйка. Она член партии Amanat и активистка общественного объединения по делам женщин и детей Шымкента. Кроме того, мать подсудимого баллотируется в депутаты городского маслихата Шымкента. Вот такие дела.

В одном из своих интервью Гуляим Шунгараева заявила, что сына не защищает. Но и своей вины в происходящем не признала, ведь "это произошло в Астане, а не в Шымкенте" и дети в этот момент с ней "не жили".

Попробуй докажи

Избив супругу в лифте, Елнур Байметов не успокоился. Утром он разбудил жену и продолжил издевательства.

     - Он разбудил меня утром, отвел на кухню, усадил на стул и стал бить. От шума проснулся ребенок, я, конечно, не смогла убежать, – едва сдерживая слезы, рассказывает женщина.

Адвокат потерпевшей Саида Сулейменова назвала дело сложным, а тактику защиты подсудимого, мягко говоря, не однозначной.

    - Он пытался использовать наличие двух детей в качестве смягчающего обстоятельства. Хотя дети полностью находятся на иждивении потерпевшей. В целом, сторона защиты делала всё, чтобы затянуть рассмотрение дела. Они создавали волокиту - то материалы дела переводили на казахский, то на русский, то ещё что-нибудь придумывали, – объясняет адвокат.

По её словам, Байметов признавал свою вину, но только в части административных правонарушений. Он уверял, что инцидент, попавший на видео, был единственным эпизодом насилия с его стороны.
Для потерпевшей было принципиально важно доказать, что муж избивал её многократно, ведь в противном случае, агрессор мог отделаться лишь административным взысканием.

Доказать системность побоев – задача не простая, но травмы Аружан Байметовой были настолько серьезны, что судебные медэксперты смогли обнаружить несколько застарелых переломов. Таким образом, действия Байметова всё-таки переквалифицировали по статье 110, часть 2, УК РК – "Истязание".

Президент общественного фонда НеМолчи Дина Смаилова говорит, что статью 110 суд применяет крайне редко, поскольку большинство пострадавших от бытового насилия не имеют доступа к квалифицированным адвокатам и не могут доказать систематичность побоев.

    - Сейчас переломы конечностей, ножевые ранения без проникновения и сотрясения мозга квалифицируют как вред средней степени тяжести. В итоге, агрессору дают 15-20 суток. Он отсиживается, приходит домой и снова бьет жену. Мы хотим добиться изменений в законодательстве, чтобы уже после второго эпизода агрессоров наказывали уголовно. Хотя бы так, – завила она.

Пока правозащитники пытаются добиться реформ, сотни казахстанских женщин нуждаются в помощи.

Поэтому Аружан Жолдиярова решила передать деньги, полученные от бывшего мужа в качестве компенсации за моральный ущерб, в фонд НеМолчи – два млн тенге направят на оплату услуг адвокатов.

Что курица, что человек

Фонд много лет помогает жертвам бытового насилия. У руководителя организации накопилось множество леденящих душу историй, которые доказывают: законодательство недостаточно эффективно.

    - На днях вышел приговор в Уральске. Женщина неоднократно писала заявления. У неё было все: защитные предписания, особые требования. Но ничего не помогало. Однажды она вызвала полицию и прямо на глазах двух оперативников мужчина начал ее пинать. В результате пострадавшая теряет сознание и матку, – рассказала правозащитница.

Здоровая 30-летняя женщина потеряла возможность иметь детей, а виновнику дали три года – это минимальный срок по статье 106 "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью".

    - Мужчина сидел трижды. В первый раз он сидел за то, что украл двух куриц. И за это преступление ему тоже дали три года, за вторую кражу он получил пять лет. Что курица, что матка. Вот как наше государство уважает женщин, – возмутилась Дина Смаилова.

Она убеждена, что побои и причинение легкого вреда здоровью необходимо криминализировать, ведь ежедневно около 500 казахстанских женщин подвергаются домашнему насилию. Каждый год от рук домашних тиранов погибают около 400 казахстанок. И чтобы спасти тех, кто ещё живёт в надежде на «стерпится-слюбится», нужно добиваться неотвратимого наказания.