Уральск продолжает бурлить из-за сделки по продаже терминала местного аэропорта российской компании. Редакция Ulysmedia.kz выяснила, что это решение тайно было принято ещё в ноябре 2022 года, но гриф «секретно» власти неожиданно сняли с информации о продаже стратегического объекта только несколько дней назад.
Дозированная информация
По законам жанра, когда молчать уже было нельзя, власти ЗКО объявили пресс-конференцию и на растерзание журналистам отправили двух областных менеджеров - начальника управления пассажирского транспорта и председателя правления АО «СПК Aqjaiyq».
Однако выяснить, как 6,6 миллиардов, которые отправлялись несколько лет на восстановление аэропорта будут возвращаться в бюджет, они не смогли. Уральские журналисты, как того и следовало ожидать, разошлись с чувством нелегкого разочарования, а СМИ из сопредельного государства тут же объявили, что российский аэропортовый холдинг впервые купил актив за рубежом. Российская компания «Аэропорты регионов» приобрела аэропорт в казахстанском Уральске и намеревается развивать на его базе транзитный хаб.
Уральск – город «хлебный»
Что привлекло российский авиабизнес в Уральске, не из добрососедских же чувств было принято решение помогать в развитии аэропорта в другой стране?
- Удобное расположение аэропорта на северо-западе Казахстана позволяет развивать здесь транзитные перевозки и формировать на его базе региональный хаб.
Российское издание РБК в своей публикации процитировало представителя «Аэропортов регионов», о том, что в 2022 году в Уральске уже построен новый пассажирский терминал. Инвестиции будут направлены в основном на приобретение современной спецтехники, привлечение новых технологий и сервисы.
Все знали, но молчали
Тут бы и успокоиться – продали и продали, как в своё время и алматинский аэропорт, но медийную братию очень задело, что разговоры то шли об этой сделке несколько месяце и они стучали в двери высоких кабинетов – расскажите, мол, что происходит? Но начальники, как партизаны на допросе держались стойко и ни слова не проронили о том, что вопрос с передачей аэропорта россиянам уже давно решён не только на местном, но и правительственном уровне.
Смаилов знает всё
Накануне масла в огонь подлил документ, который появился на странице уральского блогера в ФБ. Постановление под заголовком «Об отчуждении стратегического объекта» было принято премьер-министром ещё в ноябре прошлого года. В нём, со ссылкой на Гражданский кодекс, говорится, что ТОО «Беркут аэропорт» - держателю 100 % доли участия в ТОО «Международный аэропорт «Орал» следует совершить сделку по отчуждению 100 % доли участия в ТОО «Международный аэропорт Орал» в пользу ТОО «Орал аэропорт холдинг».
Автор публикации в Facebook - Айболат Букенов не назвал инсайдера, но возмущён тем, что самих западноказахстанцев никто не спросил – согласны ли они с решением продать аэропорт россиянам или нет.
- У нас за спиной акимат, СПК, и премьер-министр договорились и продали. Мы же слышали о том, что готовится такая сделка, почему никто не объяснил, что происходит. Даже вице-премьер Кульгинов сделал вид, что не в курсе, - сказал блогер корреспонденту Ulysmedia.kz.
Действительно, Алтай Кульгинов в кулуарах сообщил журналистам в Астане, что стратегические объекты, которые государство отремонтировало, принадлежат государству и подтвердил: да, там были проблемы, когда терминал находился в частной собственности.
- Но этот частный собственник ни копейки не вложил, чтобы отремонтировать ни взлетно-посадочную полосу, ни терминал, это все сделало государство. Поэтому надо разобраться, - объяснил ситуацию г-н Кульгинов и подчеркнул, что ремонтом аэропорта в свое время занимались профильное министерство, областной акимат.
- Все это при поддержке государства было сделано, - расставил акценты вице-премьер.
Кто лукавит
И хотя никто не может поручиться за достоверность «слитого» в соцсети постановления Правительства, которое выложил у себя на странице ФБ уральский блогер, оно вызвало новую волну переполоха. По крайней мере граждане чувствуют себя обманутыми и требуют объяснить, почему деньги в аэропорт вложили казахстанские, а транспортный хаб будет развивать российская компания.
А ещё мы хотим понять: почему ни местные власти, ни правительство честно не рассказали, по какой причине возникла необходимость продавать стратегический объект иностранцам.
Наша справка
Новый хозяин уральского аэропорта – российский олигарх Виктор Вексельберг, Forbes оценивает его состояние в $5,5 млрд. Его называют одним из приближённых бизнесменов к президенту России Владимиру Путину. Вексельберг находится под санкциями США с 2018 года. После российского вторжения в Украину США и Великобритания ввели против него дополнительные ограничения – в том числе и арест его имущества, включая одну из его яхт.