Что нам стоит партию построить: как Respublica связана с олигархом Аблазимовым

Курманов Байтас

Предысторией создания партии Respublica ее лидер Айдарбек Ходжаназаров называет речь президента Касыма-Жомарта Токаева о необходимости изменить «правила игры», которые способствовали росту влияния 162-х человек, владеющих половиной благосостояния Казахстана. О новых задачах глава государства заявил на встрече с бизнесом после трагических событий января 2022 года. Эту историю Ходжаназаров пересказывает сейчас в многочисленных интервью. При этом кое-какие детали он опускает. Например, связь с бизнесменом Бахаридином Аблазимовым, занимающим 28 строку в списке богатейших людей Казахстана.

Коллаж Ulysmedia

Речь президента и вибрации Айдарбека

Айдарбек Ходжаназаров называет себя колхозником, простым парнем от сохи, расширившим сначала фермерское хозяйство отца, а затем наладившим бизнес-процессы в «КазАгро». На подозрение о финансировании партии олигархами он отвечает:

    - Никого не хочу обидеть, но журналисты и расследователи дальше второй страницы Google не заходят.

Корреспондент Ulysmedia.kz решила исправить это досадное недоразумение и нашла интересные данные о том, как лидер новой партии связан с одним из богатейших бизнесменов страны.

Айдарбек в своей красивой истории о создании Respublica упоминает о «внутренних вибрациях» в момент упомянутой нами речи Токаева, называет задачи, поставленные президентом, «расчисткой авгиевых конюшен», а себя ни много, ни мало Гераклом, способным это сделать. Действительно, если судить по информации из открытых источников - это новый вызов для предпринимателя, засветившегося ранее в нашумевшем деле о банкротстве крупнейшего аграрного холдинга «Иволга» и в попытке освоения бюджетных 70 млрд тенге по проекту электронных браслетов для осужденных.

«Иволге» приказано долго жить

Эти два факта связывают его с бизнес-структурами Бахаридина Аблазимова из топ-50 казахстанского Forbes-2022.  «Олжа Холдинг» — один из активов диверсифицированного бизнеса олигарха. Его дочерняя компания «Олжа Агро», которую возглавляет Айдарбек Ходжаназаров, в декабре 2017 года получила в доверительное управление костанайский крупный агрохолдинг «Иволга», оказавшийся на грани банкротства. Эта компания была основана в 1992 году и занималась растениеводством, животноводством, производством сахара, семеноводством, переработкой и хранением зерна. Земельный фонд холдинга оценивался в 1,5 млн гектаров. Проблемы предприятия заключались в многомиллиардных долгах перед кредиторами. Только Народному банку РК «Иволга-Холдинг» задолжал 160 млрд тенге, что позволило ему принять статус мажоритарного кредитора.

Но ожидания владельца «Иволги» Василия Розинова от доверительного управления «Олжа Агро» не оправдались. Вместо оздоровления и закрытия долгов новые управленцы открыли параллельные существующим в структуре «Иволги» фирмы. Была, например, «Ряжское», появилась «Олжа-Ряжское», в которую и шла выручка от производства.

Уже через 2,5 месяца управления холдингом Ходжаназаров пришел к выводу, что вывезти «Иволгу», владеющую 13 сельхозпредприятиями и 5 элеваторами, из патовой ситуации невозможно и запустил через суд при поддержке основного кредитора процесс реабилитации.

   - При этом холдинг «Олжа-Агро» продолжает пользоваться имуществом «Иволги», вести хозяйственную деятельность и с помощью вновь созданных собственных фирм извлекать прибыль, — пишет юрист Кристина Карпова.

  - Если бы «Олжа» выполнила свои обязательства, то этого суда не было бы, — сказал в своём последнем слове на суде владелец некогда крупного агрохолдинга Розинов, на которого в сентябре 2019 года было возбуждено уголовное дело по обвинению в мошенничестве.

70 млрд тенге за браслеты

Вторая ситуация более чем неприятная для реноме, которое, как следует из интервью, весьма заботит Айдарбека Ходжаназарова.  Речь идет о мегапроекте по производству электронных браслетов для казахстанских осуждённых. Заняться им в 2015 году решила компания KazTechInnovations, которая также входит в «Олжа Холдинг», за 70 млрд тенге или $373,5 млн. Из этой суммы $13,8 млн были выделены на создание программного обеспечения, сообщил тогда на брифинге глава МВД Калмуханбе Касымов.

  - Что такое электронное слежение — это не то, что браслет повесил на руку, а мы сидим и смотрим — следим за ним. Нет. Браслет — это конечный результат. В первую очередь мы должны в каждом районном отделе внутренних дел — это 278 районов поставить экраны и разместить там всю нашу программу. И когда браслет «одевается», то мы на карте будем видеть, где находится наш подконтрольный. Как только программа будет утверждена, мы создадим всю эту систему к 2017 году. И к 2018 году мы начнём приобретать браслеты, которые будем «одевать» нашим осуждённым, — делился планами Касымов.

В феврале 2016-го комитет уголовно-исполнительной системы МВД РК сообщал об апробации первых браслетов на осуждённых. Затем сроки внедрения системы были перенесены на 2017 год. А в 2020 году МВД вовсе отказалось от проекта из-за его дороговизны. С 2021 года ведомство арендует браслеты для слежения за осужденными. В том году на эти цели были выделены 23 млн тенге.

Кто и как воспользовался $13,8 млн, выделенными на этот проект, остается загадкой.

Айдарбек Ходжаназаров называет себя агроспасителем и ведёт в Youtube канал с аналогичным названием. Он планирует сменить его на «партиястроитель». По его словам, на создание Respublica без учета имиджевых и рекламных расходов понадобились 40-50 млн тенге. Эти деньги вложены казахстанскими  предпринимателями нового поколения, одно из главных достоинств которых в отсутствии связей с олигархами.

   - Нас не купить, у нас свои принципы, с которыми мы идём в политику. Мне есть что терять — мою репутацию, мой самый главный актив, — говорит лидер партии Respublica.

Без сомнения, это очень правильные слова. Но как быть с тем, что уже возникли вопросы по поводу её незапятнанности?