Предвыборный марафон за депутатский мандат завершился, но настоящая битва пока остаётся в тени – матёрые чиновники замерли в ожидании – кто всё-таки возглавит правительство, которое теперь должен сформировать Токаев. Корреспондент Ulysmedia.kz решил изучить биографии потенциальных кандидатов в премьеры.
Обладатель «Паспорта свободы»: Акежан Кажегельдин
Сейчас его называют оппозиционером, но мало кто знает, с чего начинался этот путь. Будущий политик родился в Семипалатинской области, получил педагогическое и экономическое образование. Начал свою карьеру с должности учителя, но спустя несколько лет решил пойти по партийной стезе и поступил на службу в районный исполнительный комитет. В 1987 году Кажегельдин перебрался в Москву, возглавив кооператив «Созидатель», но спустя год вернулся на родину и занял пост директора промышленного предприятия.
В 1991 году, когда Казахстан обрёл независимость, и Кажегельдин получил должность главы областной администрации. В 1993 году он совершил карьерный скачок и стал первым заместителем премьер-министра, а менее чем через год – премьер-министром Казахстана.
В 1998 году Акежан Магжанович лишился этой должности и стал внештатным советником президента. В том же году он выдвинул свою кандидатуру на президентские выборы против Назарбаева, который сам поставил его во главе правительства. Разумеется, оппозиционер проиграл. Тогда несостоявшийся президент перебрался за границу и создал Республиканскую народную партию. Спустя несколько месяцев его объявили в международный розыск.
Тогда Кажегельдина обвинили во всех грехах: превышении служебных полномочий, незаконном приобретении, хранении и передаче оружия, уклонении от уплаты налогов, вымогательстве и неоднократном получении взяток, размеры которых исчислялись миллионами долларов.
Суд прошёл в заочном формате, политика признали виновным и приговорили к 10 годам лишения свободы. Но приговор не был исполнен, ведь в страну Кажегельдин так и не вернулся. В 2002 году Европейский конгресс признал экс-премьера политическим беженцем и вручил ему "Паспорт свободы", который служит знаком поддержки демократической оппозиции в тех странах, где нарушаются права человека.
С тех пор он почти не принимал участия в политической жизни страны, но в январе 2022 года, когда страну сотрясали протесты, Кажегельдин выступил с заявлением, назвав происходящее "абсолютно предсказуемым". По его мнению, это недовольство росло годами, ведь трудящимся в Казахстане платят "убийственно, унизительно мало".
- Я вообще поражаюсь терпению этого народа, – заявил бывший премьер-министр.
Он посоветовал Токаеву "вступить в диалог со своей нацией и попробовать договориться со своим народом" и добавил, что жёсткие меры можно применять по отношению к врагам, а не к согражданам. Тогда Кажегельдин выразил готовность наладить диалог с действующей властью. Удалось ли ему это – пока неизвестно.
Аким всего на свете: Канат Бозумбаев
Будущий чиновник родился в Алматы, окончил Казахскую государственную академию управления по специальности "экономист" и начал карьеру в строительной компании «Эдем лтд». Всего через год молодой специалист стал помощником акима Алматы.
Бозумбаев работал в отделе региональной политики и финансовом департаменте министерства экономики, национальной компании «КазТрансОйл», департаменте нефти и газа Минэнерго – и везде был руководителем.
В 2000-м, когда ему едва исполнился 31 год, Бозумбаев получил пост вице-министра энергетики, а ещё через год стал президентом открытого акционерного общества KEGOC. В этой должности чиновник провёл целых семь лет. Немного поработав в "Самруке", специалист подался в акимы. Четыре года Бозумбаев возглавлял Жамбылскую область и ещё через три года – Павлодарскую. В 2014 году, общаясь с Павлодарскими студентами, чиновник рассказал о тяготах чиновной жизни и добавил, что "жизнь акима не такая уж и длинная, как говорится, от сумы не зарекайся".
В 2014 году в сети появилось фото, где Канат Бозумбаев запечатлён с закрытыми глазами на очередном послании президента. Разразился скандал, поскольку пользователи сочли, что чиновник просто спал. Сам Бозумбаев прокомментировал это так: я же не дурак, чтобы спать на послании главы государства.
В 2016 году он получил пост министра энергетики и снова столкнулся с критикой. Будучи главой министерства, Бозумбаев допустил дефицит бензина в нескольких регионах. Тогда действующий премьер-министр страны Бозумбаеву вынес выговор, а его заместителя уволил.
Но до сумы дело не дошло. Потом он служил помощником президента, но в конце 2021 года вернулся к привычному занятию -- стал акимом Алматинской области, но провёл на этом посту всего полгода.
В сети распространилась информация, что Бозумбаеву поручили "отжать" активы Болата Назарбаева в пользу действующей власти, а когда ему это не удалось - сняли с должности. Официально чиновник покинул пост "по причине перехода на другую службу", но никаких упоминаний о новой должности в открытых источниках так и не появилось.
Секретное оружие президента: Тимур Сулейменов
Тимур Сулейменов получил блестящее образование – окончил Павлодарский государственный университет по специальности менеджмент и Мэрилендский университет по программе «Болашак». Сразу после обучения специалист получил должность главного консультанта в аудиторской компании «Эрнст энд Янг Казахстан». А уже в возрасте 31 год стал вице-министром экономики и бюджетного планирования.
В 2016 году Сулейменова назначили министром национальной экономики, а в 2019 году – зампредседателя Нацбанка. Вот такая стремительная карьера.
Будучи министром, Сулейменов часто сталкивался с критикой: экс-президент Назарбаев был недоволен его бездействием в сфере коммунальных услуг, Бакытжан Сагинтаев, будучи премьер-министром, назвал его доклад на заседании правительства излишне оптимистичным и малореалистичным, а спикер мажилиса Нурлан Нигматулин упрекнул министра в "переобувании" в сфере законотворчества.
В 2019 году Сулейменов получил должность помощника президента, но продержался на посту всего 4 месяца. Сейчас он работает первым заместителем руководителя администрации президента. Любопытно, что за это время чиновник успел побывать в совете директоров фонда самых "злачных" организаций – фонда "Самрук-Казына", холдингов "КазАгро" и "Байтерек".
Тимура Сулейменова называли фактическим спичрайтером Токаева в социально-экономической сфере и его "секретным оружием". В сети распространилась информация, что именно он составляет президентские программные выступления.
Муки выбора
Кого президент поставит во главу правительства? Скандального Кажегельдина, покорного Бозумбаева или перспективного Сулейменова? Кроме того, на горизонте еще несколько потенциальных кандидатов – народный любимец Ногаев, скомпрометированный Жумангарин и молодой Асет Иргалиев.
Так или иначе, принципиально новых людей в этом списке нет. Могут ли чиновники, воспитанные Назарбаевым, перерасти режим, который их породил, и предложить стране нечто большее?
Пока президент испытывает муки выбора, казахстанцы видят кандидатуру главы правительства вполне определённо. У подписчиков Telegram-канала "Выход к правде" спросили, кого они считают лучшим кандидатом на должность премьер-министра?
В опросе приняли участие две тысячи человек и 43 % из них проголосовали за Мухтара Джакишева – экс-президента "Казатомпрома", который недавно по УДО вышел из тюрьмы. На втором месте оказался аким Алматы Ерболат Досаев (14 %), а на третьем – аким Мангистауской области Нурлан Ногаев. Эти кандидаты стали героями нашего обзора.
Неочевидный выбор: Мухтар Джакишев
Попробуем разобраться, в чём же причина такой народной любви? Джакишев родился в Алматы, окончил Московский инженерно-физический институт по специальности физик-инженер и поступил на службу в КазГУ в качестве помощника преподавателя.
Потом работал в уголовном розыске Москвы, занимался бизнесом, успел вытащить из руин «КазАтомПром», поработать вице-министром энергетики и вернуться в «КазАтомПром».
Джакишев провёл на этом посту девять лет и вывел нацкомпанию в мировые лидеры.
Но руководителя задержали прямо на рабочем месте, обвинив в "растрате вверенного государством имущества в виде долей в крупнейших урановых месторождениях Казахстана путём их отчуждения в пользу ряда фирм, зарегистрированных в оффшорных зонах" и присвоении вверенного имущества в крупном размере, совершённом группой лиц, а также нанесении ущерба урановой отрасли Казахстана.
Судили Джакишева в закрытом формате. Общественность охарактеризовала этот процесс как "очень странный и засекреченный", в итоге Джакишева приговорили к 14 годам лишения свободы и он, в отличие от других осужденных чиновников, отбыл срок практически до конца.
Несколько раз Джакишев просил об УДО, но ему упорно отказывали -- не вернул нанесённый государству ущерб. В нескольких городах Казахстана даже проходили пикеты: активисты требовали освобождения осужденного, называя его политзаключенным.
На УДО экс-президента «КазАтомПрома» отпустили в 2020 году, после 10 лет тюремного заключения. Теперь Джакишев выступает на бизнес-форумах, делится собственным видением развития страны, занимается созданием собственного бизнеса и возвращаться во власть не желает. Как говорит он сам – это слишком большая ответственность.