Редакция Ulysmedia.kz внимательно следит за тем, как и что меняется в Казахстане.
Свобода слова
Никто не запрещал проигравшим выборы кандидатам говорить о нарушениях во время голосования и демонстрировать доказательства вбросов, «каруселей» и подтасовки при подсчёте голосов. Тем не менее выборы признаны вполне себе демократичными.
Обновлённый мажилис
В нижнюю палату парламента пришли новые и уже закалённые борцы за народное счастье, которые знают, когда кивать и аплодировать, а когда и просто кнопку нажимать. Но и те, кто впервые попал в законодательную ветвь власти сразу дали понять - выборы закончились, а вместе с ними и заигрывания с электоратом и журналистами. По крайней мере, никого из вновь избранных не смутило закрытое совещание ЦИК, где наконец-то объявили итоги выборов. Мало того, молодые, креативные, стильные и спортивные народные избранники в первый день своей работы в парламенте дали понять, что направо-налево словами разбрасываться не собираются и продемонстрировали, что бегать от журналистов уже научились.
Правительство
Уже несколько недель кабмин пребывает в заторможенном состоянии – ждали отставку. Проблемы с инфляцией, ипотекой, кредитами, всевозможными дефицитами затмили предвыборные скандалы. На фоне этого разгула демократии было понятно, что на левом берегу столицы формирование кабмина в политической повестке дня стоит уть ли не на первом месте. По крайней мере неожиданно захромала информационная безопасность главного аппарата. Из АП, чуть-ли не каждый день, просачивалась новая фамилия претендента на пост премьера. Был и Жумангарин, и Досаев, и Ногаев, но в последние дни всё чаще источники утверждают, что главой кабмина останется Смаилов.
Про него можно сказать, что он чист, как лист в новой школьной тетрадке - всю сознательную жизнь был государевым человеком, то есть работал на госслужбе и ничем себя не запятнал. Был обласкан первым президентом и получил доверие второго. Злые языки утверждали, что, якобы, есть у Смаилова и зарубежные счета, и недвижимость, но доказать, что он такой как все – не удалось.
Алихан Смаилов человек образованный – у него за плечами КазГУ и магистратура КИМЭП. Чуть ли не со студенческой скамьи он стал работать в Высшем экономическом совете при президенте РК. Понятно, что в такие структуры с улицы не берут, поговаривали, что посодействовал сам Назарбаев. Однако, кроме того, что Смаилов из рода шапрашты, других доказательств связей с Нурсултаном Абишевичем интернет не хранит.
Премьер
Нельзя сказать, что путь в правительство у него был стремительным – долго служил замом в различным ведомствах, пост министра финансов ему в 2018-м доверил Сагинтаев. К слову, уже тогда Назарбаев не скрывал своего лояльного отношения к Алихану Смаилову. Журналисты до сих пор вспоминают как на одном из заседаний правительства первый президент велел пересадить министра поближе к правительству. Это вызвало шквал комментариев и Назарбаев, и сам Смаилов оправдывались и говорили, что тут ничего личного.
- Это не ради того, чтобы я сидел ближе. Это было сделано специально для того, чтобы поднять статус министерства финансов, - прокомментировал Смаилов.
Сказать, что Смаилов - чиновник без инициативы тоже нельзя. Одно из его предложений на посту министра финансов не прошло незамеченным и даже вызвало бурную реакцию – он собирался обложить все безналичные платежи предпринимателей налогом.
- Необходимо обратить особое внимание на решение проблемы фискализации денежных переводов, поступающих предпринимателям от потребителей через банковские мобильные приложения. Мы видим, что хорошими темпами идёт развитие безналичных платежей, двузначными цифрами объёмы расширяются. Но вместе с тем стоит задача – полноценно охватить налогообложением деятельность предпринимателей, которые обязаны платить соответствующие налоги, с учётом тех освобождений, которые в настоящее время были предоставлены, – заявил министр.
В январе 2022-го Смаилов шагнул на верхнюю ступеньку в правительстве – стал премьером. Сейчас он не скрывает, что время ему выдалось не простое, но судя по комментариям, которые он щедро раздаёт в последнее время, оптимизма не растерял.
- Мы были в прошлом году в очень сложных условиях. Тем не менее мы сумели обеспечить реальный рост экономики на 3,2 процента. При этом два международных агентства подтвердили наш суверенный инвестиционный рейтинг, даже улучшили прогноз. В целом считаю, что в прошлом году, несмотря на сложные условия, экономика наша сумела устойчиво развиваться, - сказал Алихан Смаилов.
Всё время, что Смаилов провёл в кресле руководителя кабмина, он подчеркивал, что твёрдо следует курсу президента Токаева и проявлял чудеса дипломатии и делал только то, что говорил президент, обещал исправить то, на что указывал глава государства, увольнял тех, кто становился неугоден Акорде. Может быть поэтому его кресло не пошатнули проблемы, с которыми столкнулась страна? Инфляция, аварии, пожары, потопы, нищета, проблемы с транспортировкой нефти и энергетикой, разграбленный Нацфонд, кредиты – Смаилов всегда был рядом, но пока ещё ничего не сделал, чтобы всё это решить и сделать жизнь казахстанцев более-менее стабильной и прогнозируемой.
Впрочем, ни премьер, ни члены правительства не скрывают, что они готовы к любому исходу событий.
Сегодня неожиданно президент Токаев заявил, что реальная дебюрократизация так и не произошла.
- Правительство медлит с принятием важнейших решений, которые вязнут в рутине бюрократии и многочисленных согласований между ведомствами, между правительством и администрацией президента.
Министры опасаются принимать решения, перекладывают ответственность на коллег или подчиненных. Всё это недопустимо.
Так может быть на скамейке «запасных» премьеров, кроме Смаилова, есть кто-то ещё?