Новая должность: как Олжас Бектенов из проверяющих попал в проверяемые

Курманов Байтас

Президент Токаев продолжает повышать производительность правительства, то есть пересаживает одних на места других. На этот раз ротация коснулась Олжаса Бектенова, который, возглавил администрацию президента и стал объектом для наблюдений и проверок некогда родной службы — Антикора. Корреспондент Ulysmedia.kz разбирался, почему выбор главы государства остановился на бывшем борце с коррупцией.

Коллаж Ulysmedia

Громкая история восхождения

Олжас Бектенов пришел заместителем председателя агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции в 2018 году, имея трудовой багаж в виде должности начальника департамента финансовой полиции, руководителя Антикора по Астане, руководителя аппарата акима Астаны, заведующего секретариатом руководителя администрации президента. Так совпало, что в июне того же года было возбуждено громкое коррупционное уголовное дело, фигурантами которого стали шесть чиновников, а ответсек министерства иностранных дел Анарбек Карашев обвинен в получении взяток на сумму свыше 10 млн тенге.

Не прошло и двух недель после этого громкого события, как с поста прокурора Алматы был уволен Габит Миразов за покровительство осужденному экс-председателю «Астана ЭКСПО-2017» Талгату Ермегияеву. Всего за полгода по коррупционным правонарушениям были привлечены к ответственности 278 госслужащих, из них 48 уволены. Громкими стали увольнения руководителя департамента юстиции Астаны Мурата Абилова, председателя комитета технического регулирования и метрологии министерства по инвестициям и развитию Галымжана Дугалова, замруководителя департамента внутреннего госаудита по Западно-Казахстанской области Мендыбека Акмалиева.

В сентябре в махинациях по завышению стоимости госконтрактов были уличены вице-министры энергетики РК Гани Садибеков и Бакытжан Джаксалиев. Садибеков подписал фиктивные акты о выполненных работах на 3,6 млрд тенге. Один млрд из этой суммы был обнаружен во время обысков.

Джаксалиев же подписал акты об извлечении со дна водоемов 109 тысяч кубических метров ила на общую сумму 863 млн тенге, которые были перечислены подрядчику. На деле, согласно выводам судебной экспертизы, объём работ был завышен в 30 раз, ущерб бюджету составил 746 млн тенге.

Комментируя этот громкий скандал, Бектенов заявил о необходимости общественного контроля за мероприятиями по очистке озер.

    — Нужен общественный контроль за этой работой. Если бы, к примеру информация о планируемых затратах была бы известна более широкому кругу лиц, и приёмка работы осуществлялась бы публично с участием представителей общественности, то, возможно, мы бы таких последствий не получили и сегодня об этом бы не говорили, — заявил замглавы Антикора на брифинге, переложив в некотором смысле ответственность со своей службы.

Но общественное внимание не препятствовало коррупционному нарушению, которое допустил в 2018 году Национальный научный совет РК при выделении грантов на развитие науки Казахстана. В итоге 38,2 млрд тенге были распределены между научными организациями членов ННС, а также частным лицам, не имеющим отношения к науке. О несправедливом распределении бюджетных денег и отсутствии финансирования научных наработок тысяч казахстанских авторов с начала года писали СМИ, сигнализировали общественники и депутаты. Например, депутат мажилиса Ирина Смирнова направила в комитет по науке три запроса, которые сначала проигнорировали, а затем почему-то в офисах молодых ученых провели обыски.

Лишь в начале 2019 года скандалом заинтересовался Антикор. 

    - Каждый, кто подписывал документы, нарушающие закон, в комитете науки МОН понесет ответственность, — заявил тогда зампред ведомства Олжас Бектенов.

Антикор всё видит

По итогам 2021 года Антикор отчитался о 29 % снижении количества зарегистрированных фактов коррупции, начиная с 2016 года. Если в начале рассматриваемого периода их было 2807, то к концу стало 1557. Снизилось и число преступлений, зарегистрированных ведомством с 1632 в 2020 году до 1037 в 2021 году. При этом популярными по-прежнему среди чиновников остались дача и получение взятки. За 2021 год таких преступлений было совершено более полумиллиона.

Ведомство отметило, что таких результатов удалось достичь благодаря реструктуризации Антикора на три основные службы – превенции коррупции, выявления и расследования, а также введения антикоррупционного комиссара, выполняющего связующую роль между агентством и акиматами. Не последнюю роль сыграла и модернизации информационно-коммуникационной инфраструктуры ведомства.

Одним из новшеств стала система оценки уровня коррупции в госорганах. Штрафниками пилотного проекта стали министерства индустрии и инфраструктурного развития, сельского хозяйства, энергетики, акиматы Астаны, Шымкента и Мангистауской области, руководство которых не принимало достаточных мер по противодействию коррупции. Разработанная методика станет одним из инструментов оценки качества реализации концепции антикоррупционной политики на 2022-2026 годы и, по опыту Южной Кореи, будет постоянно совершенствоваться, говорится в отчете Антикора.

    - Надо хорошо следить за своими подчиненными, знать их, знать, чем они занимаются не только на работе, но и вне работы, имеют ли склонность к совершению такого рода правонарушений, - сказал Олжас Бектенов после ареста вице-министра образования и науки Эльмиры Суханбердиевой в 2019 году.

Через три года, в 2022-м, коррупционные нарушения Антикор нашел и в своей вотчине. На скамью подсудимых попали два сотрудника, 142 были привлечены к дисциплинарной ответственности, пятеро уволены по отрицательным мотивам.

Интересно, что всего год назад Бектенов сменил Марата Ахметжанова, которого отправили в МВД сменить Ерлана Тургумбаева, назначенного советником президента. Пока при старой должности остается Марат Ахметжанов - его переназначили главой ведомства. Но, похоже, ротации в высших органах власти РК только начались.