Ждём «нихао» из Поднебесной: стоит ли казахстанцам бояться китайского безвиза

Ulysmedia

В последнее время, помимо прочих актуальных внутриполитических вопросов, стоит особняком решение властей двух стран – Казахстана и Китая – ввести месячный безвиз. Граждане Казахстана смогут находиться в Китае без визы 30 дней с момента пересечения государственной границы. Аналогичные правила будут действовать для граждан КНР, приезжающих в Казахстан. Ulysmedia.kz сообщал, что подписание соглашения предполагалось уже в мае, во время визита министра иностранных дел РК Мурата Нуртлеу в Китай.

Эта новость вызывала двоякую реакцию казахстанцев: «за» – в основном предприниматели и «челночники», «против» – категории, не относящиеся к первым двум определениям.

Коллаж Ulysmedia

Безвиз будет, но не завтра

И вдруг посол Китая в Казахстане Чжан Сяо в кулуарах сессии АНК заявил, что уже не в мае, а возможно в этом году удастся решить вопрос облечения визового режима между КНР и Казахстаном. Он подтвердил, что работа по облегчению визового режима между Казахстаном и Китаем ведётся.

   - Есть такой разговор. Обсуждается, правильно. В этом году – мы очень сильно надеемся, - отметил господин Чжан Сяо, но о каких-то иных деталях переговоров дипломатично промолчал.

Следует отметить, что нынешний безвиз потихоньку обкатывался ещё с 2017 года, когда Казахстан ввёл такой режим для граждан Китая на 72 часа. Затем, в 2020 году, Казахстан ввёл для китайских граждан безвизовый режим на 14 дней. Но надо подчеркнуть, что за это время китайская сторона даже не предлагала казахстанцам аналогичные пограничные преференции. Получается, игра шла в одни ворота.

Будет ли нихао тёплым

Нас ранее убеждали, что китайский турист с отменой для него визы массово хлынет в нашу страну, но бурного потока Янцзы или даже ручейка именно поднебесных путешественников не случилось. Возросли только деловые поездки, но и то незначительно.

Вообще, к присутствию китайцев в Казахстане мы привыкли уже лет как двадцать. Но при этом особо не забили в набат, когда выяснилось, что более трети отечественных нефтяных разработок и месторождений находятся в собственности у восточных соседей.

Примерно об этом был материал на Ulysmedia.kz, о жителях Зайсанского района Восточно-Казахстанской области, опасающихся, что республика «становится колонией»:

    – Просим отменить безвизовый режим с Китайской Народной Республикой. Их население в сто раз больше, чем у нас. К нам приезжает безработный гражданин КНР. Мы становимся колонией этой страны. Безвизовый режим представляет серьезную угрозу нашей независимости, – обратились граждане в видеообращении президенту.

Кто они - хуацяо

Об этом же, но гораздо ранее говорил и экс-посол РК в КНР Мурат Ауэзов, предупреждавший о постоянном историческом распространении китайцев по всему миру.

Есть понятие «хуацяо» – выходцы из Китая, проживающие в других странах. К ним относятся как граждане КНР, временно проживающие за границей, так и потомки китайских эмигрантов более ранних волн, являющиеся гражданами стран, в которых они проживают. В странах, где китайская диаспора достаточно разветвлена, возникают чайнатауны – это своего рода психологический феномен, ведь там, где есть китайцы, есть и Китай.

Как пишет fbm.ru, китайские эмигранты, как правило, образуют компактные поселения, на протяжении многих поколений сохраняют свою культуру, язык, поддерживают прочные социальные и экономические связи внутри диаспоры и с родиной. То есть они не ассимилируются в стране проживания, и живут обособленно, не впитывая дух, историю и культуры принявшей их страны. Также одной из причин китайского экономического чуда называют инвестиции хуацяо, как правило, осуществляемые в регионы, выходцами из которых они являются, активно используя родственные связи. С хуацяо, как пишет Википедия, также обычно связывают деятельность китайской мафии – триады.

Везде как дома

Поначалу въехавшие в страну как туристы, китайцы постепенно разворачивают бурную деятельность во всех сферах жизни и экономики. По данным того же сайта, при Си Цзиньпине живущих за рубежом китайцев стали просить более активно вкладываться в проекты Поднебесной, сообщать технологии и секреты производства. То бишь речь идёт уже о промышленном шпионаже. Правда, нашему государству это не грозит, т.к. мы пока не можем заявить о себе как о высокотехнологичной державе. И неизвестно, сколько будет длиться это «пока».

И совсем недавно в США прогремел скандал, кода американские власти арестовали двух сотрудников, как они полагают, «секретного участка» полиции Китая, которые действовали как секретные агенты правительства КНР, об этом сообщил сайт Минюста США.

    - КНР через свой репрессивный аппарат безопасности установила тайное физическое присутствие в Нью-Йорке для контроля и запугивания диссидентов и тех, кто критикует её правительство. Действия КНР выходят далеко за рамки приемлемого поведения национального государства, – сказал помощник генерального прокурора Мэтью Дж. Олсен из отдела национальной безопасности Министерства юстиции.

Хотим ли такого развития событий в Казахстане при возможно и далее возрастающем притоке этнических китайцев в нашей стране?

Время покажет

Конечно же, как и в любом начинании требуется время, чтобы убедиться в его эффективности и полезности, равно как и в его негативных сторонах. Осталось совсем немного, и мы увидим, так ли страшен восточный сосед, как его малюют, или он всё-таки попытается приехать к нам с цитатником Мао в чужой монастырь. А казахстанцы, как известно, всегда отличаются гостеприимностью.

Автор: Алмат Азади