Живём под Яндекс-колпаком: что знают российские сервисы про Казахстан

Ulysmedia

Журналист Ulysmedia.kz решил проанализировать возможности транснациональной корпорации «Яндекс» на нашей территории и выяснил, что казахстанцы оказались под настоящим колпаком – агрегатор о нас знает всё.

Коллаж Ulysmedia

Представим картину: к вам время от времени заходит сосед одолжить соли (дрель, стремянку, хлеб, молоко, да что угодно). Вы не отказываете. Проходит период, и тот же сосед, спрашивая у вас, например, чуть-чуть картошки, говорит: да она у тебя лежит там, в пакете под раковиной. То есть он уже лучше вас ориентируется в квартире. Неприятно? Несомненно. Так вот «Яндекс» и напоминает такого соседа.

Что ест на завтрак Н.

Согласно интернет-информации, приоритетное направление компании – разработка поискового механизма, но за годы работы «Яндекс» стал большой корпорацией с большим количеством активов; в 2017 году «Яндекс» предоставлял более 50 различных веб-служб.  Полагаю, в РК мало людей, кто не пользовался бы службами этой мегаструктуры: тут и такси, а вслед доставка, еда, транспорт, денежные переводы и т.д. Недавно добавилась и «Яндекс. Афиша». И всё это связано с накапливаемой обширной базой данных наших граждан.

Головной компанией холдинга является зарегистрированное в Нидерландах в 2004 году акционерное общество Yandex N.V. В настоящее время «Яндекс» через голландскую Yandex N.V. контролирует траст семьи российского миллиардера Аркадия Воложа и менеджмент компании.

Так что в Казахстане присутствует именно российское подразделение холдинга. И здесь тем же россиянам даже тратиться не надо на усиление своей шпионской и разведывательной сети в части топографии, расположения государственных, жилищных, частных объектов, местонахождения компаний, фирм, офисов – всё это уже есть в хранилище данных Яндекса. Причем эта database (база данных) наверняка упорядочена и структурирована по видам различной информации: что, например, заказывает на завтрак гражданин Н. или что из парфюмерии предпочитает заказывать гражданка В.

Дополнительные риски

Да, у нас есть и другие сервисные службы: финская Wolt, испанская Glovo, но они не идут в сравнение с разветвленностью, распространением и охватом Яндексом населения в Казахстане.  Мы уже видим, что Яндекс захватил большую долю рынка, и это может угрожать другим сервисам и ограничить выбор пользователей.

Кроме того, «Яндекс», повторюсь, собирает и хранит большой объём персональных данных своих пользователей, что также может вызвать опасность в плане защиты конфиденциальности личной информации. Наконец, в случае политических напряжений между Россией и Казахстаном, присутствие российской компании на казахстанском рынке может вызвать дополнительные риски и ограничения для «Яндекса» и его пользователей.

В связке со спецслужбами

В связи с этим возникает такая ситуация, о которой в 2019 г. рассказывал сайт Meduza.

По информации РБК, ФСБ России запросила у сервиса сессионные ключи «Яндекс.Почты» и «Яндекс.Диска» – они позволяют расшифровать все данные, передаваемые между «Яндексом» и конкретным пользователем в рамках одного сеанса (например, пока открыта вкладка браузера). Зная сессионный ключ, можно выяснить логин и пароль пользователя, которые передаются по защищённому соединению. Таким образом, ФСБ запросила у «Яндекса» неограниченный доступ к учётным записям конкретных пользователей. Это касалось российских граждан. Но кто даст гарантии, что российская спецслужба не затребует у «Яндекса» такого же кейса и по нашим согражданам?

В самом «Яндексе» отказались подтвердить или опровергнуть как запрос от ФСБ, так и то, что компания не стала передавать спецслужбе ключи. При этом в сообщении пресс-службы «Яндекса» подчеркивается, что «исполнение закона ВОЗМОЖНО (выделено автором. – А.А.) без нарушения приватности данных пользователей».

И ещё весьма важный момент: с 2018 года организаторам распространения информации запрещено разглашать любые сведения о взаимодействии со спецслужбами. Ситуация с «Яндексом» – второй случай, когда стало известно о требовании ключей шифрования в рамках «пакета Яровой».

«Пакет Яровой» или «закон Яровой» - неофициальное название пакета поправок, которые обязывают хранить переписку, телефонные звонки и исходящий трафик всех российских пользователей, а также предоставлять эти данные по запросу спецслужб. Название пакет получил по имени его инициатора – депутата российской госдумы Ирины Яровой.

Впервые о таком требовании в 2017 году рассказал создатель Telegram Павел Дуров. У мессенджера требовали открыть доступ к переписке обвиняемых по делу о теракте в метро Санкт-Петербурга. Дуров писал, что речь шла «о передаче универсальных ключей шифрования с целью последующего бесконтрольного доступа к переписке неограниченного круга лиц». Из-за того, что Telegram отказался передать ключи, мессенджер заблокировали в России с весны 2018 года.

Яндекс – это удобно и подконтрольно

Ясно одно, «Яндекс» является крупнейшей IT-компанией в России и, как любая другая компания, она может подвергаться контролю со стороны государственных органов. И этот контроль в любой момент может появиться в Казахстане, т.к. представляется, что юрисдикция холдинга распространяется на два государства.

Не знаю, у кого как, но у меня чувство, что я нахожусь под колпаком: кто-то постоянно следит, что я ем, пью, куда хожу, кого люблю, на какие концерты хожу; пусть это даже и удобный сервис, в определенной мере облегчающий нам работу и быт.

PS

Остается открытым вопрос и по Соглашению между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о создании Единой региональной системы противовоздушной обороны (2014 год). Штаб управления ПВО и все кнопки запуска находятся в Москве. И если вдруг Казахстан будет вынужден отражать чью-то атаку, то согласовывать свои действия и брать разрешение нам придётся в той же Москве. Впрочем, это тема уже другой статьи.

Автор: Алмат Азади