Союз в одни ворота: почему Казахстан всегда проигрывает в ЕАЭС

Ulysmedia

В начале мая сенат парламента Казахстана одобрил закон о ратификации соглашения, которое упрощает механизм обеспечения при уплате таможенных платежей по процедуре таможенного транзита в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Соглашение будет применяться в случае, когда товары попадают под процедуру таможенного транзита в одном государстве ЕАЭС, а таможенные платежи проводят в другом. Со своей стороны, в Минфине Казахстана считают, что соглашение позволит финансовым институтам шире использовать свои возможности в области поручительства, а также привлечь частные инвестиции в ЕАЭС. 

Согласно Таможенному кодексу экономического союза, обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных платежей при транзите может быть предоставлено таможенному органу в стране отправления либо в стране назначения. Размер обеспечения определяется исходя из суммы таможенных платежей. Да, как обычно бывает при принятии любых международных соглашений, нас в первую очередь пытаются убедить, что это выгодно нашей стране. Ulysmedia.kz решил разобраться, что происходит на самом деле.

Коллаж Ulysmedia

По идее, ратификация документа должна способствовать развитию транзитного потенциала союза за счёт упрощения отдельных таможенных процедур. Однако обращает на себя внимание то, что утверждение документа происходит на фоне текущей геополитической напряженности, вызванной российско-украинским военным конфликтом. И, видимо, не зря спикер сената Маулен Ашимбаев оговорился, что «подписанные договоры могут быть изменены в процессе их действия, при этом, если для Казахстана они будут невыгодны, то вопрос пересмотра необходимо будет поднимать в ходе переговоров с иностранными партнерами».

Внешне благие цели

Нынешнее соглашение – это следующий шаг к формированию общего финансового рынка в рамках ЕАЭС. Однако, на взгляд непрофессионального экономиста, коль произойдёт создание общего финансового рынка, на выходе неизбежно возникнет вопрос о создании единой валюты в рамках союза, и это, конечно, будет не тенге и не драм, а рубль, идею о котором с разной степенью возгорания и затухания продвигают российские финансисты и экономисты. А это в свою очередь приведёт к вопросу о статусе Казахстана в качестве суверенного государства.

Всё это прикрывается основной заявленной целью ЕАЭС с внешне благими намерениями: провозглашение экономической интеграции и общей экономической устойчивости. Тем не менее, если внимательно посмотреть на торговую статистику ЕАЭС, мы увидим, что в рамках этого союза в основном все экономические связи сконцентрированы на России. И именно в ЕАЭС на РФ приходится существенная доля совокупного регионального валового внутреннего продукта и суммарного экспорта товаров и услуг.

При этом сама воюющая страна находится под беспримерным санкционным прессом, а из этого факта страны-участницы ЕАЭС обязаны делать глубокие выводы, в первую очередь, чтобы не стать фактором риска из-за угрозы так называемых «вторичных санкций». О последних, кстати, весьма прозрачно говорили американские эмиссары во время весенних визитов в Астану, в частности помощник министра финансов США Элизабет Розенберг, а до нее – госсекретарь Энтони Блинкен. 

Не в нашу пользу

Уже со времен создания сначала Таможенного союза, а затем и ЕАЭС, многие эксперты предупреждали о нерентабельности этого союза, когда игра идёт по большей части в одни ворота. Рассмотрим некоторые из причин, почему участие в ЕАЭС не представляется выгодным для Казахстана.

  • Перераспределение рынков сбыта. Казахстан является страной, ориентированной на экспорт сырья. Вступление в ЕАЭС уменьшило экономическую независимость Казахстана, поскольку Россия и Беларусь стали основными получателями казахстанских экспортных товаров, что означает перераспределение рынков сбыта.
  • Различные экономические условия. Россия и Беларусь - крупные производители и экспортеры многих видов продукции, их экономики имеют некоторые особенности, такие как дешевая энергия и сырье, что приводит к значительным различиям в конкурентоспособности продуктов.
  • Сохранение ориентации на экспорт сырьевых товаров. Вступление в ЕАЭС замедляет развитие внутреннего производства и поощрение экспорта продуктов с высокой добавленной стоимостью, поскольку экспорт необработанных природных ресурсов всегда будет более выгодным.
  • Проблемы в торговых отношениях со странами-членами ЕАЭС. Во время переговоров на уровне ЕАЭС происходят разногласия по ряду экономических вопросов, что снижает торговый потенциал Казахстана в рамках союза и увеличивает неопределённость для компаний, работающих на территории Казахстана. Мы, конечно же, помним то и дело возникающие «торговые войнушки» между странами-партнерами по союзу.

Помимо вышесказанного:

  • Ограничения свободы выбора. В рамках ЕАЭС решения о торговых, экономических и внешнеполитических вопросах принимаются на уровне коллегии Евразийской экономической комиссии, которая действует по принципу единогласия. Это означает, что Казахстан не может самостоятельно принимать решения в таких важных областях, как экономика, торговля, политика.
  • Небольшой рынок. В состав ЕАЭС входят всего пять стран, в результате чего общий рынок очень маленький. Это ограничивает возможности экспорта казахстанских товаров и услуг на другие рынки и вынуждает зависеть от России.
  • Ограничения свободы перемещения людей и капитала. В составе ЕАЭС существуют таможенные барьеры, что ограничивает свободу перемещения людей и капитала. Это затрудняет бизнес-сотрудничество и инвестиции в экономику Казахстана со стороны стран-участниц.
  • Низкий уровень конкуренции. В связи с ограничениями торгового международного обмена в ЕАЭС, конкуренция снижается, что затрудняет развитие экономики стран-участниц.
  • Барьеры на рынке услуг. Большая часть экономики Казахстана – это сфера услуг, но для этого сектора существует множество барьеров на рынках труда, туризма и т.д. А заявленная сфера перемещения ресурсов и услуг всегда упирается в местные законы принимающей страны.

Пора решать

В любом случае, что сейчас, что в обозримой перспективе нахождение Казахстана в ЕАЭС так или иначе будет натыкаться в первую очередь на политический аспект, отодвигая экономические вопросы на второй план. Следовательно, экономика страны будет недополучать необходимый объём в развитии товаров и услуг, поскольку всё будет упираться в сегодняшнюю токсичность России – ядра и инициатора этого союза. И не лучше ли вялотекущие экономические отношения перевести на двустороннюю основу и договоры? Поскольку вот уже второй десяток лет мы видим, что Евразийский экономический союз не доказал и скорее всего уже не докажет свою эффективность и выгодность для нашей страны.

Автор: Алмат Азади