Вину не признаём: адвокаты раскрыли новые детали дела о захвате аэропорта Алматы

Курманов Байтас

Дело о захвате адматинского аэропорта во время январских событий близится к завершению, но вопросов по-прежнему больше, чем ответов. Чтобы привлечь внимание к неоднозначному делу, адвокаты и одна из подсудимых сегодня собрали пресс-конференцию. 

Корреспондент Ulysmedia.kz узнал, как два активиста и три таксиста оказались в эпицентре массовых беспорядков, почему свидетели отказываются от показаний, и по какой причине ни один из подсудимых не признаёт вину.

Коллаж Ulysmedia.kz

В чём суть дела?

На скамье подсудимых член незарегистрированной Демократической партии Казахстана Айгерим Тлеужанова, гражданский активист Калас Нурпеисов, а также трое алматинцев – Нурлан Дилибаев, Ермухамет Шилибаев и Жан-Айдар Карменов. Тлеужанову и Нурпеисова обвиняют в организации массовых беспорядков на территории аэропорта 5 января 2022 года, а остальным вменяют участие в беспорядках, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, разрушением и уничтожением имущества. 

Айгерим Тлеужанова/Ulysmedia.kz

Изначально адвокаты требовали рассмотрения дела судом присяжных, но прокурор выступил с возражением, и похоже, на это есть причины. 

Ручные свидетели

Сбор свидетельских показаний начинается задолго до начала судебного процесса: очевидцев вызывают на допрос и тщательно документируют всё ими сказанное. Но чтобы показания имели силу, свидетель должен подтвердить их в суде, поклявшись говорить только правду.

По словам адвоката Айнары Айдархановой, более 20 свидетелей, допрошенных во времяследствия, уже отказались от показаний. А те, на кого сторона обвинения рассчитывала больше всего, сами оказались на скамье подсудимых.

  - Уже прошло более 20 заседаний. На прошлом допросе сразу три обвиняемых заявили, что находятся на скамье подсудимых, потому что отказались давать показания против Тлеужановой и Нурпеисова. Теперь главными свидетелями являются, не побоюсь назвать их фамилии, Кошан и Абылкасым. 5 января эти люди были в аэропорту вместе с подсудимыми, а после того как те ушли, занялись мародёрством: кражами и угоном, – рассказала юрист.

Коллаж Ulysmedia.kz

Похоже, главные свидетели сами нарушили закон и очень не хотят ссорится с прокуратурой, ведь если они пойдут против суда, то на его снисходительность рассчитывать уже не смогут. Возможно, в такой ситуации они говорят не то, что было на самом деле, а то, что от них хочет услышать прокурор.

Правда в глазах смотрящего

Помимо показаний свидетелей, в распоряжении суда есть записи с камер видеонаблюдения, но стороны обвинения и защиты интерпретируют их по-разному. Первые видят на кадрах доказательства вины, а вторые – доказательства невиновности.

  - Одно из главных доказательств следствия –это видеозаписи. Но мы все их видели и там нет ничего страшного: никаких погромов, поджогов, оружия и насилия. Паника началась за 10 минут до того, как Нурпеисов и Тлеужанова зашли в аэропорт. Это была эвакуация, а не последствия действий подсудимых. Генпрокуратура преподносит это так, будто 5 человек смогли посеять панику в умах тысячи людей и запугать всех сотрудников, но прямых доказательств этому нет, – считает Айнара Айдарханова.

Ulysmedia.kz

В свою очередь защитник Абзал Айдарханов подчеркнул, что 5 января в 1.30 ночи президент Токаев постановил ввести режим ЧС на территории Алматы. Соответственно, охрана всех стратегически-важных объектов должна была быть усилена, а аэропорт – закрыт. При этом Тлеужанова и Нурпеисов спокойно заехали на территорию воздушной гавани: шлагбаум был открыт, никто из сотрудников не препятствовал.

  - Каждый шаг подсудимых зафиксирован на камерах. Никаких противоправных действий они не совершали, ничего не ломали, не крушили. Ни у кого из подсудимых не было при себе оружия. Обвинение считает, что подсудимые собрали вооружённую толпу в аэропорту и раздавали захватчикам указания, но ни одного свидетельского показания, подтверждающего этот факт, нет, – заявил правозащитник.

Где была охрана?

По данным правозащитников, 5 января в аэропорту состоялось собрание с участием КНБ, прокуратуры и акима Алматы, на котором обсуждали необходимость приостановить деятельность объекта и провести эвакуацию. После собрания в аэропорт поступил анонимный звонок о минировании и служба безопасности начала эвакуацию. Но по неизвестным причинам, руководство приказало её остановить.

Адвокат Шынкуат Байжанов убеждён, что ответы на все вопросы касательно произошедшего можно найти в засекреченных делах экс-министра Мурата Бектанова и экс-главы КНБ Карима Масимова. 

  - 5 января в 16.00 военные, охраняющие аэропорт, получили приказ покинуть объект. Стратегически-важный объект оставили без охраны. За это уже осудили министра обороны. При этом в нашем деле об этом нет ни слова. Если генпрокуратура хочет узнать истину, то они должны сначала поднять дела силовиков, – высказался юрист.

Ulysmedia.kz

Айнара Айдарханова добавила, что военные – это громко сказано. В материалах дела указано, что аэропорт охраняли курсанты 4 курса, вооруженные лопатами. Адвокат направила запрос в МВД касательно расстановки сил вокруг аэропорта, но ейответили, что информация засекречена.

Хотели как лучше?

Если подсудимые не планировали участвовать в захвате аэропорта, то зачем они приехали на стратегический объект в разгар чрезвычайной ситуации? Адвокаты настаивают: Тлеужановаи Нурпеисов приехали в аэропорт, чтобы узнать о прибытии иностранных войск – до активистов дошли слухи, что президент обратился за помощью к силам ОДКБ. По прибытии они искали сотрудников аэропорта, чтобы получить информацию, но никого на месте не было.

А Дилибаев, Шилибаев и Карменов хотели предотвратить кровопролитие и из патриотических чувств решили остановить российские войска.

  - Мои подзащитные Дилибаев, Шилибаев и Карменов – просто таксисты. Они ни разу в жизни не летали на самолёте и не были в аэропорту. Дилибаев подумал, что это как на вокзале – везде можно смело ходить, вот и пошёл. У них была одна цель: не допустить приземления самолёта с российской армией. Они даже слова ОДКБ не знали. Они люди неграмотные и подумали, что войска можно будет встретить в аэропорту и просто поговорить, – заявил адвокат Байжанов.

Ulysmedia.kz

Слабоумие и отвага

Так в чём же виноваты два активиста и три таксиста? Возможно, в излишней самоуверенности и иррациональной смелости? Какими бы благородными ни были их намерения, приехать на стратегически-важный объект в разгар массовых беспорядков – затея крайне сомнительная. Неужели простые таксисты всерьёз рассчитывали остановить прибытие войск ОДКБ, которые пригласил сам президент? Или подсудимые чего-то недоговаривают?

  - Никаких прямых доказательств у следствия нет, на представленных видео нет ничего страшного, свидетели отказываются от своих показаний. Как судья будет выносить приговор, если обвинению не на что опираться? По тем материалам, которые есть сейчас в деле, подсудимые должны быть оправданы. Но мы понимаем, что у суда есть некоторая заинтересованность. Возможно, в деле есть политическая подоплёка и приговор уже давно определён. Возможно, суд – это всего лишь иллюзия, фарс. Особенно, учитывая то, что 5 января генпрокурор уже объявил свое решение, – заявила адвокат Айдарханова.

Действительно, генеральный прокурор БерикАсылов ещё за два месяца до начала суданазвал Нурпеисова и Тлеужанову «религиозными экстремистами, организовавшими преступные деяния». Адвокаты активистов подали гражданский иск за нарушение презумпции невиновности. Но в Генпрокуратуре, по словам правозащитников, ответили следующее: генпрокурор такого не говорил, нарушения нет.

Похоже, наверху давно решили, кто прав, а кто виноват. Но подсудимые не сдаются – вину никто из них не признаёт. Айгерим Тлеужановазаявила, что адвокаты не рассчитывают ни на что, кроме оправдательного приговора и извинений.