Со стороны Алтайского края России на павлодарском участке государственной границы образовался затор из фур. И такая ситуация, судя по сообщениям самих дальнобойщиков, наблюдается уже несколько дней. Водители, само собой возмущаются долгим простоем на жаре, но их, похоже, никто не хочет слышать и слушать. Корреспондент Ulysmedia.kz отправился на место, чтобы выяснить, что происходит, поговорить с людьми и узнать причину многокилометровой пробки.
На периферии свои правила игры
Скопление грузовых авто видно уже при подъезде к госгранице. И если с казахстанской стороны всего две-три фуры и ещё парочка легковых авто, которые довольно быстро проходят все процедуры, то людям с противоположной части разделительной линии особо не позавидуешь. И здесь речь не только о дальнобойщиках (водители и пассажиры легковых автомашин проходят контроль отдельно, и не задерживаются надолго), но и о самих сотрудниках погранслужбы.
Ведь почти все въезжающие из РФ в РК фуры забиты под завязку, а на досмотр каждой уходит порядком времени. Переезжая через КПП, мы увидели уставших от долгого ожидания водителей, которые молча выполняли требования пограничников и также тихо и послушно демонстрировали им содержимое своих многотонных машин. Очень хотелось подсчитать количество застрявших в этом заторе фур, но едва начав, сбились со счёта, когда увидели несколько полуразобранных легковых авто. Видимо с них сняли какие-то важные "внутренности", и таким образом, по частям перевозят через границу.
Поговорить с людьми, стоявшими рядом с этими "недомашинами", к сожалению, не удалось, так как остановись мы рядом, возникла бы ещё одна параллельная пробка по встречной полосе. Тем более они находились практически у шлагбаума. Но зато мы вдоволь пообщались с другими водителями фур, которые узнав, что мы журналисты из Казахстана, охотно шли на диалог. Разговор получился довольно открытый и без прикрас. Видимо людям уже порядком всё надоело. Хотя в народе про дальнобойщиков часто говорят, что у них стальные нервы.
- Мы подъехали сюда вчера, где-то в семь утра, и с тех пор стоим. Очередь движется слабо, ночью вообще не пропускали. Ждали, ждали, а потом пошли спать, - рассказал водитель с 30-летним стажем Аслан-ага, который вместе с другими дальнобойщиками вынужден ожидать своей очереди.
Колонна из более чем сотен фур растянулась почти на 4 километра. По словам Мурада - водителя грузовика марки МAN с шымкентскими номерами, следом за ним, в пути едут ещё несколько его знакомых, и он уже предупредил их, что "на Кулунде затор".
- Сказал, чтобы посмотрели другой вариант, если не хотят потерять время. Для нас каждый день, каждый час - на вес золота. Может через Карасук с Новосибирской области нет очереди, и там они быстрее проедут. Ну и другим ребятам сообщат дальше. А мы уже заехали, и уже встряли в очереди. К нам никто не подходил, ничего не объяснял, почему так происходит. Честно сказать устали ждать, - отметил Мурад, который, как и Аслан-ага, загрузился пиломатериалами и везёт их по заказу в Алматы.
Всё параллельно
О хвалённом ЕАЭС, других сложных аббревиатурах и союзах, которые вроде как должны бы облегчить жизнь простым смертным, в том числе участникам внешнеэкономической деятельности, здесь стараются не вспоминать. Тут это просто не принято. На стенах помещений паспортного контроля висят какие-то бумаги, обернутые в прозрачные файлы, с правилами, порядками, инструкциями в рамках того же ЕАЭС, но на них никто не обращает особого внимания. Не говорят среди дальнобойщиков ни про санкции западных стран и США против соседней России, ни про параллельный импорт и другие вещи.
Вообще при прохождении границы, чувствуешь себя, как в кабинете у налоговика или в зале судебных заседаний. Право говорить - только у сотрудников в погонах. Все остальные словно теряют дар речи, и только отвечают на стандартные вопросы.
С казахстанской стороны контрольно-пропускной пункт называется "Шарбакты Авто", с российской - многосторонний автомобильный пункт пропуска "Кулунда". Сама трасса Барнаул-Алейск-Павлодар никогда не отличалась особой загруженностью - обычная дорога, коих в этих краях предостаточно. В 90-е и в начале нулевых КаМаЗы, на которых возили алтайский лес по сомнительным схемам и документам, полностью уничтожили асфальтовое покрытие. Правда потом дорогу привели в порядок.
Отметим, что подобная картина, когда на границе выстраиваются вереницы из грузовиков - повторяется из года в год. Особенно в пик массового сбора бахчевых и других южных культур, а это ближе к концу июля или началу августа. Тогда фуры с арбузами и дынями устремляются в направлении сибирских городов - от Омска и Томска до Норильска и Ханты-Мансийска. А вот так, чтобы на заезд в Казахстан пришлось отстаивать огромные очереди пришлось в начале июля - это не совсем типичная ситуация. Впрочем, объяснение дали сами дальнобойщики.
- Раньше на вывоз сибирского леса по этой части границы были запреты и ограничения. Можно было возить только через Петуховку, а это в Томской области. Сейчас тут открыли, и мы можем сэкономить на дороге, и не делать такой большой крюк в полторы тысячи километров. А лес очень востребован и в Казахстане, и в Узбекистане, и в Кыргызстане, - пояснил 29-летний дальнобойщик по имени Фарман.
Он сообщил, что из-за неблагоприятных погодных условий во многих регионах Казахстана, особенно в последнее время, резко возрос спрос на комбикорм. А вот что касается параллельного импорта в Россию из Казахстана, мужчина честно признался, что не лезет в подобного рода вопросы.
- Есть заказ - есть товар, а санкции не санкции, - я не в курсе. Мы возим в Россию ягоды и фрукты, у других водителей, наверное, есть другие товары. Оттуда сейчас в основном идёт лес, корма, иногда зерно. На всё оформляются документы, всё проверяют. Никто не хочет проблем, потому что завтра ты не сможешь работать на перевозках, - пояснил наш собеседник.
Перед тем как выехать на КПП, мы отправили официальный письменный запрос в департаменте пограничной службы по Павлодарской области о текущей ситуации. В ведомстве ожидаемо и традиционно вежливо пояснили, что смогут предоставить информацию после согласования с руководством. Хорошо - будем ждать. Заодно было бы интересно узнать, в чём, по мнению компетентных органов, причина периодически возникающих очередей на границе, и какие товары сейчас больше вывозят и завозят в Казахстан из соседней России и наоборот, какие нововведения приняты и какие нужно ждать в ближайшее время. Также просим, заинтересованные министерства и ведомства, акимат Павлодарской области и департамент госдоходов, управление сельского хозяйства, предпринимательства и транспорта, расценивать этот репортаж, как официальный запрос.
Автор: Салауат Темирболат-улы
Фото и видео автора и из социальных сетей