Почему депутаты активно «топят» за только вступивший в действие закон «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе», а журналисты и блогеры видят в нём не только массу изъянов, но и считают очередной попыткой чиновников «заткнуть рты» всем, чье мнение не совпадает с «правильным», разбирался корреспондент Ulysmedia.kz.
Вопросы, вопросы…
Новый закон, на котором ещё не успели обсохнуть чернила президентского пера, вызвал шквал обсуждений среди журналистов и блогеров. Люди, так или иначе связанные с медийной сферой, задаются вполне уместными вопросами: для чего был создан закон, приравнивающий абсолютно всех пользователей интернета к СМИ и блогерам, и предусматривающий административные наказания даже за репосты? Какова схема выявления содержащейся в постах простых пользователей «скрытой рекламы» и наложения штрафов за уклонение от налогов и их неуплату? Кто и как будет определять «ложность» или «правдивость» информации? Ведь в новом законе понятия «заведомо ложная информация» уже не существует. Есть просто «ложная информация». Другими словами, всё, что не совпадает с официальной версией, - ложная информация? И любая ошибка, например, в числах и датах – тоже ложная информация? А как тогда быть со случаями, когда сами госорганы публикуют в официальных релизах информацию, впоследствии оказывающуюся неверной? Ну, например, как департамент по ЧС в области Абай в начале пожаров?
Можно ли будет считать обработанные в фотошопе фотографии инстадив ложным контентом, вводящим в заблуждение подписчиков, и штрафовать их за это? Как будут искать авторов страничек без имени и фото?
И что, в конце концов, за загадочный «уполномоченный орган» будет наблюдать за казахстанцами в соцсетях и мессенджерах и выявлять нарушения нового закона? Специальное подразделение полиции? КНБ? Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности? Или же под этот закон создадут новое министерство – типа «министерства правды»?
Вопросов очень много, но пока пребывающих в счастливом неведении обладателей аккаунтов в соцсетях и мессенджеров они не сильно беспокоят. А зря… Ведь с 10 июля их жизнь разделилась на «до» и «после». А незнание закона «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе», приравнивающего всех и каждого к СМИ, не освободит от ответственности никого.
В попытках найти ответ на единственный вопрос: как теперь жить, не нарушая закон «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе», мы обратились к самым ярким и имеющим непосредственное отношение к проблеме, мажилисменам - Артуру Платонову, Сергею Пономареву, Бакытжану Базарбеку, Ермурату Бапи. Увы, первые трое нам вообще ничего не ответили. И только Ермурат Бапи, сославшись на болезнь, посоветовал обратиться к руководителю рабочей группы по обсуждению вышеупомянутого закона Ерлану Саирову.
Будем жить как в ЕС?
Ерлан Бияхметович от наших вопросов уклоняться не стал, хотя понять его ответы на вопросы о том, как, присутствуя в соцсетях и мессенджерах, избежать нарушений закона «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе», мы так и не смогли. Поняли одно: законом депутат вполне доволен, и считает, что никаких противоречий в нём нет.
- Я считаю, этот закон необходим, соответственно, поддержал принятие данного закона. - сообщил Ерлан Саиров.
- Сегодня век цифровизации и многие правоотношения осуществляются в автоматическом режиме (в онлайн-режиме). Мировое сообщество давно и системно на законодательном уровне регулирует правоотношения в онлайн-сфере.
Аргументируя свою позицию, мажилисмен сослался на опыт стран Евросоюза, которые приняли аналогичные законы, в той или иной мере регулирующие деятельность онлайн платформ.
- Ещё в октябре 2017 года в Германии вступил в силу закон, накладывающий большие штрафы на интернет-компании за несвоевременное удаление разжигающих вражду и ненависть сообщений, - привел примеры Саиров.
- Согласно этим правилам, Facebook, Twitter и другим онлайн-сервисам, с превышающей 2 млн человек аудиторией, в Германии необходимо удалять ксенофобские посты и комментарии в течение 24 часов с момента поступления жалобы. При отсутствии должной реакции со стороны администрации сервисов они могут быть оштрафованы на сумму до 50 млн евро. В конце декабря 2019 года Конституционный суд Франции вынес постановление, согласно которому французские власти могут сканировать социальные сети на предмет поиска неуплаченных налогов.
По словам депутата, сотрудники таможенных и налоговых органов вышеупомянутых стран в целях обнаружения сокрытых доходов могут изучать аккаунты, сообщения и фотографии в соцсетях.
- Если в процессе технологического развития появляются новые общественные отношения и форма экономической деятельности, государство обязано создать формы государственного регулирования этих отношений, - считает Ерлан Саиров.
- Это аксиома функционирования каждого государства. Казахстан этим занимается.
Только контроль, только саморегуляция!
На вопрос о том, насколько правильно, согласно новому закону, отныне пользователей соцсетей и мессенджеров даже за информацию, не являющуюся заведомо ложной, могут привлечь к административной ответственности, Ерлан Бияхметович ответил:
- Считаю, что любая информация доступная общественности должна быть достоверной. Казахстанским законодательством предусмотрены обязанности журналистов по распространению достоверной информации, но в отношении иных лиц, распространяющих недостоверную информацию, такой обязанности не было. Это привело к тому, что в социальных сетях мы чаще стали сталкиваться с фейковыми материалами, буллингом, рекламой финансовых пирамид, пропагандой насилия и т.д. В соответствии с конституционными принципами равноправия, также просто логикой разумности и здравого смысла, перед законами любого государства все граждане равны. Поэтому не только журналисты, но и представители социальных сетей обязаны распространять только достоверную информацию. Это, в первую очередь, саморегуляция.
Как сказал депутат, «информационное поле Казахстана не должно превратиться в «фейковую яму». А распространение недобросовестными гражданами фейковой информации вводит в заблуждение других граждан и может вызвать панику, социальную напряженность и так далее.
- Законом дано определение понятию «ложная информация» – это информация, не соответствующая действительности либо содержащая существенные искажения фактов, создающая ложное представление о лицах, предметах, событиях, явлениях и процессах, зафиксированная в любой форме. В любом случае, по каждому конкретному факту будет вестись разбирательство и судом приниматься окончательное решение.
Что касается уполномоченного госоргана, который будет отслеживать, так называемую ложную информацию и скрытую рекламу, мажилисмен ответил уклончиво.
- Не только государственные органы должны выявлять ложную информацию либо онлайн-рекламу, этим могут заниматься и рядовые граждане, сами предприниматели - в отношении рекламы, в том числе и скрытой. Закон не запрещает размещение онлайн-рекламы, он только обязывает её маркировать. При этом порядок размещения и распространения онлайн-рекламы осуществляется в соответствии с требованиями закона РК «О рекламе». Мы живём в правовом государстве, поэтому права всех субъектов правоотношений должны неукоснительно соблюдаться.
Кого - блокировать, с кем – дружить
Предположение о том, что новый закон направлен не столько на ограничение деятельности разнообразных мошенников – инфоцыган, сколько на регулирование (или блокирование) деятельности тех, кто критикует чиновников, Ерлан Саиров категорически отверг.
- Как я уже отметил, этот закон регулирует правоотношения не только журналистов и блогеров, но и всех пользователей онлайн-платформ. В первую очередь, он направлен на получение гражданами достоверной информации, защиту их от ложной информации, в том числе информации, запрещенной Конституцией и иными законами Казахстана. В чём вы видите регулирование (блокирование) законом деятельности тех, кто критикует чиновников? Мы должны понимать, что проживаем в очень сложные времена. Мир находится во состоянии постоянной турбулентности. Казахстан находится в сложной геополитической ситуации, государству следует проводить профилактику от сепаратизма и экстремизма. В то же время, если какая-либо информация достоверная, подтверждена фактами – то не вижу причин для беспокойства.
Депутат высказал убежденность: закон «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе» не коснется 99,9 процентов законопослушных граждан страны.
- Эти меры направлены против пропаганды насилия в сети, различного рода буллинга, рекламы финансовых пирамид, политического сепаратизма, - сказал Саиров.
Относительно перспектив блокирования зарубежных онлайн-платформ, не выполнивших требования наших госорганов по блокированию аккаунтов пользователей, депутат уверен: до этого не дойдет.
- Два года назад был принят закон о кибербуллинге в отношении детей. Тогда тоже высказывались опасения по закрытию онлайн-платформ. Однако ни одна онлайн-платформа не была закрыта. Более того, принятый закон наглядно показал, что он направлен не на блокировку социальных сетей и интернет-ресурсов, не для нарушения чужих прав, а, наоборот, для защиты прав граждан, в том числе детей. Этот опыт находит понимание и у техно-гигантов, которые управляют социальными сетями. Благодаря принятому в то время закону, уполномоченный орган установил тесные отношения с соответствующими техногигантами и смог решить многие проблемы в этой области. На территории Казахстана зарегистрировано представительство Tik-Tok.
Что касается распространения сведений, не соответствующих действительности, но полученных из официальных источников, Саиров высказал мнение: пользователи соцсетей и мессенджеров не должны нести ответственность по аналогии с журналистами, которые, согласно статье 26 Закона РК «О средствах массовой информации», не несут ответственности за распространение в СМИ сведений, не соответствующих действительности, если они содержались в официальных сообщениях.
На просьбу озвучить прогноз относительно того, будет ли работать это закон, Ерлан Бияхметович снова ушёл от прямого ответа.
- Любые законы принимаются, чтобы улучшать тот или иной сегмент развития общества. В тоже время жизнь не стоит на месте, поэтому если те или иные аспекты закона несовершенны или мешают гармоничному развитию страны, они могут быть изменены.
Репрессии – в жизнь?
Прямо противоположную точку зрения по поводу закона «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе» высказал блогер Денис Кривошеев.
- К новому закону, регулирующему деятельность пользователей соцсетей и мессенджеров, отношусь резко отрицательно, - без обиняков заявил он.
- В том виде, в котором он принят, это документ репрессивный, направленный на уничтожение дискуссии в социальных сетях. «Зуд» случился у депутатов и власти после выборов в парламент. Уж больно тускло сейчас светятся их золотые значки. Безусловно, наводить порядок нужно, но беда в том, что закон ударит не по тем, кто оставляет оскорбительные комментарии, откровенно унижает, а против тех, кто неугоден власти.
Нужно помнить, что административный суд - самый поверхностный. Поверьте, я с этим столкнулся. Там судьи не разбираются в тонкостях - 15 минут и приговор вынесен. Использовать его в репрессивных целях будет намного легче, чем гражданский и уголовный суды. С другой стороны, здесь и ловушка. Чем больше будет вынесено приговоров по таким делам, тем меньшее значение им будет придавать общество, наоборот, считая «проштрафившегося» достоверным источником.
По мнению Дениса Кривошеева, в целом закон «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе» направлен на системную работу с анонимными телеграмм-каналами и прочими подобными источниками. Но бороться с ними подобными методами бессмысленно.
- Все будет делаться из-за рубежа, - считает блогер.
- А административное законодательство не распространяется на другие страны и граждан других стран, которые могут стать номиналами.
Второй аспект принятия данного закона, по мнению Кривошеева, направлен на устрашение.
- Мы заходим в очень опасную спираль ужесточения законодательства при слабеющем аппарате. Считается, что репрессии могут удерживать ситуацию законсервированной сколь угодно долго, но в этом и есть заблуждение. Сопротивление будет нарастать. Будет всё чаще фиксироваться эффект «Барбары Стрейзанд», ну или «фото Бьенсе». Интернет станет местом протеста. Многих сподвигнет к ещё большей анонимизации. Ну и главное: само государство потеряет сторонников. Ошибки и фейки, которые распространяет само государство, грандиозны. Я не только про цифры, но и про оценки событий. Так что сотрудничество с независимой информационной сферой будет затруднено. И так у властей мало сторонников, станет ещё меньше.
Не для всех…
По мнению блогера, опасаться тотальной слежки в киберпространстве едва ли стоит.
- Никто все подряд отслеживать не будет, - уверен Денис.
- Всё будет адресно. Первыми под «отстрел» попадут такие как я. Я сделал более 40 публикаций о Юрии Ильине, бывшем министре по ЧС. В любой статье есть, пусть маленькие, но неточности. Вот сейчас у него появилась бы возможность «прессовать» меня не через возбуждение уголовного дела, а через административку. Закон с этой задачей прекрасно справится. А вот наводить порядок никто не будет. Более того, будут «защищенные» и «незащищенные».
Утопично, по мнению блогера, выглядит перспектива блокировки зарубежных интернет-платформ (Instagram, Youtube, Facebook и др.). В случае, если те откажутся удалять контент или блокировать аккаунт по требованию «уполномоченного госоргана», созданного для выявления недостоверного контента.
- Социальные сети очень серьезно относятся к удалению контента, если только речь не идёт о какой-то тенденции, - отмечает Денис Кривошеев.
- Они будут оценивать ошибку в контенте по своим стандартам. Шансов заблокировать их у Казахстана нет, так как предложить взамен будет нечего. Собственные социальные сети в стране невозможны, просто исходя из коммерческих соображений. Даже самостоятельные мессенджеры. Ну и пользователи будут выбирать те сети, кто «своих не сдаёт». Также нужно помнить, что сети, при излишнем давлении незначительных игроков, могут развернуть алгоритмы против стран-инициаторов. Но тогда у нас будут серьезные проблемы, куда более разрушительные, чем телеграмм-каналы левого берега.
О последствиях подумали?
Наш собеседник выразил уверенность: закон работать будет. Но работа эта будет заключаться в повальном привлечении к адмответственности журналистов и блогеров.
- Повторюсь: через пару месяцев активности к штрафам за нарушение статей закона «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе» будут относиться так же, как к штрафу за неправильную парковку. Ещё и соревнования устроят, кто больше штрафов получит. С другой стороны, наше общество не готово поддерживать свободу слова, не считая её чем-то важным. Начнем с того, что у нас просто не платят за информацию. Газеты не покупают, донатов посылают мало.
Аблязов, герой из героев, много ли набрал? Я, столкнувшись с коррупционерами из рекламного бизнеса, их крышей Байбеком и главным на тот момент выгодопреобретателем Досаевым, получил пятимиллионный иск. Так мне люди за месяц скинули всего тысяч 30 тенге, благо, друзья помогли.
Блогер уверяет: при том, как работают «в аппарате», возражения против нового закона «на Олимпе» не слышны.
- Весь этот народный гнев с диванов ими не слышится, ну если, конечно, в нём не заинтересованы они сами. Они не любят шум настоящий, который больно бьёт по схемам и теневым потокам. Вот против него и будут направлены все силы.
Резюмируя, Денис Кривошеев высказал мысль: закон достоин нас.
- Депутаты не с неба свалились. Большая часть из них - это сторонники режима Назарбаева. Они верой и правдой служили ему. Силовики и чиновники разворовывали остатки страны. Они, конечно, не хотят, чтобы им об этом напоминали. К сожалению, предатели, приспособленцы, преступники так хорошо защищены и выстраивают всё более серьезные редуты защиты, что становится всё очевиднее, что в стране назревает раскол. И никакой закон это не сможет остановить. Холодильник говорит куда громче любого блогера, а голодных детей не заткнешь лживыми обещаниями. Даже если все перестанут писать о проблемах, «неканализированная» агрессия рано или поздно вырвется наружу.