Просвещение, образование, наука: кому доверено будущее Казахстана

Курманов Байтас

Прошло больше года, как традиционное министерство образование и науки в Казахстане было реорганизовано в два ведомства - министерство просвещения и министерство высшего образования и науки.  Теперь Минпросвет отвечает за дошкольное, среднее и техническое образование и охрану прав детей. Минобру досталось высшее и послевузовское образование, наука и языковая политика. Ulysmedia.kz разбирался, кому поручено будущее страны и как новым министрам удаётся справляться со своими задачами.

Коллаж Ulysmedia.kz

Саясат Нурбек - министр высшего образования и науки

Молодой и полу-либерально настроенный уроженец Семипалатинска Саясат Нурбек после назначения на должность министра начал с того, чем собственно любят заниматься чиновники "Старого Казахстана" - с оправданий. Оправдываться ему пришлось за то, что его дети учатся в британской частной школе на Кипре. Любопытно, но среди прочих причин пребывания отпрысков на острове Афродиты, чиновник назвал дорогую стоимость обучения в частных школах Казахстана. Впрочем, многие задались другим вопросом - откуда средства у человека, ранее служившего преимущественно в чиновничьих и околочиновничьих структурах деньги на Кипр - ведь даже если школа дешевле казахстанской, то быт, еда, крыша над головой и перелёты, наверняка стоят больше, чем на родине. Нурбек какое-то время сопротивлялся натиску журналистов, но всё закончилось вполне пристойно - сейчас дети министра обустраиваются в Казахстане, учиться они будут, как заверил их папа, в школах "для всех".

Биография

Нурбеку 42 года – по сравнению с другими руководителями министерств и ведомств, он молод и хорошо образован - выпускник Казахско-Турецкого лицея, ЕНУ им. Гумилева, а также зарубежного колледжа Маршаллтаун и итальянского университета Ла Сапиенца. В биографии написано, что он говорит на семи языках: казахском, русском, английском, итальянском, турецком, японском и даже знает латынь. Наукой, правда, не занимался, диссертаций не писал - его послужной список – это сплошная госслужба, до своего последнего назначения он был депутатом мажилиса парламента.

К слову, в начале своей министерской карьеры, Нурбек рассказал, как будучи депутатом отправлял запросы в министерство образования, на которые ему самому же пришлось отвечать.

   - Помощник принёс, сказал, что депутатский запрос, давно отправили. Читаю и думаю, какой дурак это написал? Смотрю, а там написано: Саясат Нурбек. Вот такая весёлая история получилась.

А ещё веселый министр взялся популяризовать науку – утверждал, что молодые казахстанцы должны быть как супергерои вселенной Marvel - Халк, Железный Человек - всё они имели степень PhD.

Неприятные истории

Несмотря на то, что Нурбек в глазах большинства наших сограждан считается представителем «Нового Казахстана», в его биографии есть весьма любопытные страницы. Так в 2016 году, будучи руководителем управления внутренней политики Алматы, именно он принимал участие в задержаниях участников земельного митинга. Позже, уже в статусе министра, он отнекивался и говорил, что просто «присутствовал, контролировал, но задерживать правомочен не был».

Другая неприятная история тянется за Нурбеком со времён его работы в Центре международных программ, Речь идёт о претензиях блогера Гульбану Абеновой, которая публично задалась вопросом о том, почему казахстанских преподавателей отправляют в зарубежные вузы на дорогостоящие стажировки, а выхлопа при этом никакого нет. Журналист ничего не утверждала, лишь интересовалась тем, могла ли за этим стоять коррупция? В итоге Нурбек подал судебный иск и выиграл миллион – в такую сумму суд оценил честь, достоинство и деловую репутацию чиновника.

Что касается непосредственно самой профессиональной деятельности Саясата Нурбека, то работы здесь много - шлейф нерешённых проблем тянется за казахстанскими высшим образованием и наукой ещё со времен прежнего министерства. По крайней мере на 2022-2023 учебный год цены на высшее образование в государственных вузах не подскочили. Министр предупредил, что стоимость магистерских и докторских грантов, выросшая чуть-ли не в два раза, не ударит по кошелькам студентов, деньги на это выделены из бюджета.

Пришлось оправдываться ему и за «Назарбаев университет», когда депутаты вдруг заявили, что вуз получает слишком много казённых денег, и при этом никто не знает, как они расходуются. Нурбек отчасти с народными избранниками согласился, но дал понять, что эту историю политизировать не собирается, как бы намекая, что вуз к «Елбасы в отставке», отношения не имеет. К слову, кое-какие изменения вуз имени экс-президента коснутся, но в части финансирования больших перемен не ожидается.

Есть ещё одна любопытная история. Нурбек, несмотря на то, что по традиции мог лишиться должности, после выборов президента, он решился публично высказаться о практике привлечения студентов к электоральной компании - заявил, что министерство не только против этого, но и назначило специального "студенческого" омбудсмена, который будет защищать права учащихся вузов.

Что это было – искреннее желание защитить студентов, или просто решение покрасоваться перед либеральным Токаевым, или это был полностью согласованный выпад - остается только догадываться.

Нововведения

При министре Нурбеке в системе образования появились шесть филиалов зарубежных вузов, в планах открывать ещё несколько. Также он предложил альтернативу общежитиям, которых, как всегда, не хватает. Однако студенты без особого восторгала отреагировали на идею поселить их в хостелы. А ещё Нурбек собирается открыть академгородок в Конаеве, где планирует разместить лаборатории и факультеты вузов. Чем это закончится, пока неизвестно.

А ещё мастер неоднозначных высказываний и спорных решений, министр Нурбек заявил, что во всех вузах появится обязательный курс по искусственному интеллекту - такое решение он пояснил востребованностью тех специалистов, которые знакомы с IT. Совсем недавно, чиновник удивил еще раз, заявив, что в программу высшего образования внесут предмет "психология религии". К слову, сам Саясат Нурбек недавно сказал, что по показателю исполнения поручений президента ставит сам себе неудовлетворительную оценку.

Наука поёт романсы

На ниве науки же в Казахстане тишь да гладь, недавно только ее встряхнуло решение президента Токаева вернуть Академии наук государственный статус. Общественной организацией она стала в 2003-м – когда была восстановлена историческая справедливость, академикам пообещали и пожизненные стипендии и госсодержание.

Как это повлияет на саму науку, пока непонятно. К слову, Нурсултан Абишевич, хотя и распустил академию, сам по-прежнему числится её членом, правда, в какой именно сфере он вёл свои научные изыскания, на сайте академии не указано.

Вообще продвижением в стране науки занимается не профильный министр, а больше президент. В последнее время именно он занялся её популяризацией - поручил доплачивать учёным за научные степени и даже создал совет по науке. Помимо прочего он обратился к крупным недропользователям, чтобы те не стояли в стороне, а делали взносы на науку.

Гани Бейсембаев - министр просвещения РК

Гани Бейсембаев в кресло министра попал сразу же после реорганизации прежнего профильного ведомства, а затем был переназначен после выборов президента. Бейсембаев – «настоящий» учитель, когда-то преподавал казахский язык в общеобразовательной школе, затем начал подниматься по ступенькам учительской карьеры - стал завучем, поработал директором школы и шагнул в сферу образования. Справедливости ради стоит отметить, что до своей последней должности, Гани Бейсембаев засветился буквально во всех местах, связанных с образованием, даже был директором центра «Учебник».

Он считается персоной скромной и непубличной. Ни скандалов, ни скандальных решений, которые бы бурно обсуждала страна за ним не вводятся. Разве что в интернете можно отыскать его тренинги на тему «успеха», «деловых коммуникаций», «эффективности» и прочего в стиле Елены Блиновской. Такая вот, до зубовного скрежета, чистая биография.

Зато «наследство» Бейсембаеву от прежнего министра, ставшего депутатом, досталось большое и проблемное – в стране очень много школьников – на них не хватает школ и учителей, образовательными программами не довольны родители, дети начали требовать соблюдения своих прав…

Что делать

Во-первых, целая эпопея разыгралась вокруг продления учебного года, который изначально планировали вводить из-за почти двухлетнего пробела в знаниях, вызванных пандемией коронавируса. Господин Бейсембаев был весьма настойчив, в том числе и ссылался на неких образцовых школьников, которые не хотят уходить на каникулы, а хотят учиться, учиться и ещё раз учиться. Во всех объяснениях министра, разного рода экспертов и педагогов можно запутаться - каждый тянул одеяло на себя. Но факт остается фактом: 86 % педагогов и родителей выступили против продления учебного года. И вот буквально недавно вовсе не министр Бейсембаев, а почему-то министр Дуйсенова сообщила, что учебный год продлён не будет, а прежнее решение о сокращении каникул было поспешным.

Стандарты наше всё

Скандалы из-за ношения школьницами хиджабов тоже тянутся несколько лет. В 2016-м родители школьниц из Актау и Уральска первыми решили судиться со школьной администрацией, которая не пускала маленьких мусульманок на занятия в хиджабах.

Новый министр сначала был непреклонен и заявлял, что хиджаб в школах недопустим по Конституции, Казахстан - светское государство (хотя Конституция запрещает дискриминацию по расовым, сословным и религиозных мотивам - прим.авт). Как и прежние высокие чины, которых вынуждали отвечать на этот щепетильный вопрос, Бейсембаев больше говорил не о религии и о праве на вероисповедание, а о стандартах школьной формы.

Летом министру пришлось вплотную заняться детским отдыхом, вернее разбираться с его плохой организацией. Сначала претензии казахстанцы предъявили из-за поездки детей в Крым. В ведомстве отвечать за это отказались и заявили, что поездка - это частная инициатива родителей, но, тем не менее, пообещали выезд школьников за рубеж держать под контролем и ограничить.

А потом грянул ещё один скандал – скверная история приключилась с детьми, которых за бюджетные деньги отправили оздоравливаться в лагерь с сауной, где парились взрослые мужики. После этого начались проверки Антикора, Генпрокуратуры, суды и т.д. В конце концов Минпросвет решил внедрить лицензирование деятельности детских лагерей.

Обещания

В 2028 году в Казахстане не будет дефицита мест в детских садах – пообещали в министерстве просвещения. Конечно, Елбасы к 2030 году и не такое обещал, но казахстанцы стали намного требовательнее, наверняка обещание запомнили и будут следить за его исполнением. А пока в детсадах Казахстана продолжают происходить недетские ужасы: пьяные воспитатели, нянечки, избивающие детей, оторванные на площадках пальцы и хлеб с чаем вместо полноценного обеда.

Со школами в стране тоже беда - в одних регионах подрядчики затягивают сроки ремонта, в других – детей отправляют учиться в здания сельских акиматов или бывших контор.  Правда сейчас появилась новая мода - строить школы на деньги, конфискованные у коррупционеров. Может быть с их помощью наконец-то и победят трехсменку?

Выполнит ли министр Бейсембаев обещания, справится ли с поставленными задачами понятно будет через 9 месяцев, но подготовка к новому учебному году перспективы рисует не радужные – в регионах не успели не то что построить, даже отремонтировать десятки школ. Может быть из-за тяжелых предчувствий министр и не пришёл на главное и ежегодное учительское мероприятие – августовскую конференцию? Или просто поскромничал и решил участвовать в онлайн режиме?