Итак, главная интрига карагандинского региона разрешилась сегодня, 8 декабря. Имя нового хозяина «Казахстанской магнитки», шахт и рудников, на протяжении почти 30 лет бывших во владении британского миллиардера индийского происхождения Лакшми Миттала, озвучено на брифинге министром промышленности и строительства Канатом Шарлапаевым. Как говорится, маски сброшены: встречаем «стального короля отечественного разлива» Андрея Лаврентьева.
Что ждать карагандинцам от нового владельца градообразующих предприятий, и какие проблемы приобрел Лаврентьев в придачу к экс-АМТ, разбирался корреспондент Ulysmedia.kz.
Тайны переговорного процесса
О том, почему так долго шли переговоры и не оглашалось имя нового собственника АМТ, сообщил на брифинге министр промышленности и строительства. Господин Шарлапаев подчеркнул: переговоры о возможном выходе ArcelorMittal из состава металлургического комбината начались ещё год назад, после аварии, произошедшей 3 ноября 2022 года на шахте имени Ленина и унесшей жизни 5 горняков. 9 декабря прошлого года между правительством Казахстана и ArcelorMittal было подписано соглашение Standstill Agreement, позволяющее казахстанской стороне провести оценку предприятия и аудит. Для этого были привлечены международные консультанты.
- Компания ArcelorMittal запросила $3,5 млрд, что не соответствовало расчётам международных консультантов, - раскрыл нюансы переговорного процесса Канат Бисимбаевич.
- Это стало одной из основных причин затянувшегося процесса переговоров. В то же время, нашей целью было приобрести комбинат по справедливой цене без допущения дорогостоящих и затяжных международных судебных разбирательств.
Переговорный процесс, по признанию министра, состоял из 11 раундов, семь из которых прошли после создания министерства промышленности и строительства РК. То есть, с сентября 2023 года.
- Стоимость активов удалось снизить с 3,5 млрд долларов до 286 млн. Из бюджета на реализацию сделки не потрачено ни одного тенге. Новый инвестор берёт на себя обязательства перед материнской компанией ArcelorMittal по погашению краткосрочного займа в размере $250 млн и долгосрочного займа в размере $450 млн в течение четырех лет, - перечислил достижения переговорщиков от государства г-н Шарлапаев.
- Хочу особо подчеркнуть, что $286 млн ― это стоимость двух полностью функционирующих предприятий.
Министр особо подчеркнул, что ArcelorMittal не выдвигает никаких претензий к правительству Казахстана, и соглашение было достигнуто в рамках правового поля, в полном соответствии с международным законодательством.
- Более того, нам удалось убедить ArcelorMittal сделать взнос на 16 млрд тенге (34,6 млн долларов США) в поддержку благотворительного фонда «Қазақстан халқына». Средства, которые поступят в фонд от АМТ, направят на решение насущных проблем жителей Карагандинской области в сферах здравоохранения, образования, культуры, спорта и на развитие социально значимых проектов региона. При этом 50% от этой суммы будет реализовано в городе Темиртау.
Кому долги?
Несмотря на провозглашённые правительством успехи, у карагандинцев по-прежнему остается масса вопросов, ответа на которые они так и не услышали в выступлении министра Шарлапаева.
Так, к примеру, накануне брифинга выжившие в трагедии на шахте им. Костенко горняки жаловались, что не могут получить причитающиеся им бесплатные медицинские услуги, поскольку взносы по ОСМС приостановлены. Также не перечисляются деньги и в пенсионный фонд. По слухам, на предприятиях начались задержки по зарплате.
Представители АМТ объяснили это тем, что счета компании заблокированы по решению суда. Виной этому стала тяжба с подрядчиком - ТОО Backup Service Resorts (BSR), который обслуживал питание и отдых работников АМТ в доме отдыха «Шахтер» и санатории «Жартас».
Подрядчик обвинил АМТ в том, что компания «систематически не выполняла своих договорных и финансовых обязательств» и подал в суд, когда, по словам представителей BRS, заказчик отказался пересматривать цены на питание и путевки для рабочих в здравницы в соответствии с инфляцией. Цена иска составила три млрд тенге (!) – те деньги, которые, по словам представителей подрядчика, АМТ задолжал им с 2013 по 2020 год.
И, кстати, это только «капля в море», если говорить о задолженности «стального короля» перед подрядными организациями. А они сейчас, по самым скромным подсчетам, составляют 500 млн долларов. Входит ли их погашение в число обязательств, поставленных перед новым инвестором, - большой вопрос. Как отмечают комментаторы в соцсетях, куда логичнее было бы заставить выплачивать задолженности перед подрядчиками того, кто пользовался услугами и товарами. И только потом отпускать его с миром.
Кадры решают…
В свете завершившейся сделки совершенно непонятно и то, каким образом будут привлечены к ответственности за гибель рабочих экспаты – иностранные топ-менеджеры «АрселорМиттал Темиртау». Напомним, после ЧП на шахте им. Ленина специально созданной комиссией было проведено расследование, результатом которого стали не только выяснение причин несчастного случая и определение степени вины работодателя, но также обнародование имен 23 причастных к трагедии лиц. В число которых впервые в истории АМТ попали иностранные управленцы – генеральный директор АО «АрселорМиттал Темиртау» Биджу Наир и директор Угольного департамента АМТ Джелсон Батиста. Позже им было предписано дожидаться результатов следствия в Казахстане, не выезжая за его пределы. Другими словами, они находились здесь под подпиской о невыезде.
- Где сейчас находятся вышеупомянутые персоны, мы не знаем, - говорит мать погибшего на шахте им. Ленина шахтера Дениса Галина Инкина.
- Поскольку Миттал уходит из Казахстана, то и смысла его назначенцам дожидаться здесь суда - нет. Что для них законы нашей страны? Им и раньше, когда Миттал здесь делал свой бизнес, было наплевать на судьбы шахтеров, а теперь и подавно.
По словам Галины Инкиной, после того, как стало известно, что АМТ прекращает свое существование как актив олигарха Лакшми Миттала, местные представители компании резко поменяли свою риторику по отношению к семьям погибших.
- Ко мне домой приезжали представители профсоюза угольщиков, - рассказала Галина Александровна.
- И один из них в лицо мне заявил, что в несчастных случаях на шахтах виноваты сами шахтеры. Вам стопроцентную вину работодателя написали только для того, чтобы вы могли получить выплаты за смерть близких.
По словам Инкиной, «парламентёров» от АМТ после этих слов она выставила за дверь.
- Насколько мне известно, на шахте им. Ленина таким же образом поступили с Вадимом Басиным, который приехал для того, чтобы объявить о кадровых изменениях, - поделилась она.
- Руководство шахты буквально указало ему на дверь. Мол, генеральный директор АМТ Яблонский работает, исполнительный директор горнорудного департамента АМТ Виктор Гафиулов – тоже на своем месте. Басину, назначенному руководителем компании главой государства, дали понять, что он - никто.
Именно поэтому «хапнуть проблем», по мнению работников бывшего АО «АрселорМиттал Тмиртау», новому владельцу со старым управленческим составом придется «по полной программе».
Кто ты будешь такой…
Насколько «потянет» 44-летний казахстанский олигарх Лаврентьев этакую махину, доверху полную проблем, - ещё один вопрос, которым задаются в соцсетях карагандинцы. Узнав имя нового владельца крупнейшего в их регионе предприятия, они бросились искать информацию о нём. Но официальные источники, повествующие об истории взлета на казахстанский бизнес-олимп молодого предпринимателя Лаврентьева, привели их в ещё большее замешательство.
Итак, согласно данным Википедии, Андрей Лаврентьев родился 29 июня 1979 года в городе Алматы в семье инженера по техническим гидросооружениям и экономиста Госплана. Высшее образование будущий олигарх получил в Алматы, в Высшей школе права по специальности «юриспруденция».
Сведений о том, чем занимался Андрей Лаврентьев во временном промежутке между окончанием вуза и основанием компании AllurAuto, нет ни в Википедии, ни где-либо еще. Поэтому трудовая биография олигарха навевает ассоциации то ли со сказкой об Аладдине, нашедшем бутылку с джинном, то ли с фильмом «Человек с бульвара Капуцинов», где такие чудеса случались с помощью волшебного действия под названием «монтаж».
Судите сами: в 2003 году, в возрасте 24 лет, молодой юрист вдруг становится одним из основателей и акционеров компании AllurAuto. В 2010 году он с единомышленниками основывает ОЮЛ «Ассоциация казахстанского автобизнеса», в котором занимает позицию президента. В 2015 году Андрей Лаврентьев получает должность председателя совета директоров АО «Группа компаний «Аллюр», специализирующейся на производстве и дистрибьюции всех типов колесных транспортных средств. В 2017 году он ко всем своим должностям и регалиям прибавляет еще одну - председатель совета директоров АО «АгромашХолдинг». В 2012 году Лаврентьев основывает производство автомобилей методом CKD-сборки, включая местную сварку и окраску кузовов. В 2013 году удостаивается премии президента РК «Алтын сапа» в категории «Лидер индустриализации», врученной автозаводу ТОО «СарыаркаАвтоПром», в котором он имеет долю в 88%. В 2017 году Лаврентьев становится акционером АО «АгромашХолдинг KZ», которое получает эксклюзивные права на дистрибьюцию сельскохозяйственной техники ОАО «Гомсельмаш» на территории РК. В 2019 году он уже партнер и акционер заводов «KamLitKZ» и «TobolKZ» по производству автокомпонентов, а также завода «KamaTyresKZ» по производству легковых и грузовых шин с ПАО «Татнефть».
В том же году олигарх получает долю в совместном предприятии с «Петербургским тракторным заводом» по производству энергонасыщенных тракторов «Кировец» на новом «Костанайском тракторном заводе». В 2020 году Лаврентьев становится акционером совместного с АО «Узавтосаноат» производства автомобилей американского бренда Chevrolet в Казахстане. Тогда же АО «Группа компаний Аллюр» открывает в столице первый Национальный павильон отечественных электромобилей, развивая «зелёные технологии» в Казахстане. В 2021 году он - акционер завода по производству сельхоз- и автокомпонентов в Костанае. Тогда же становится акционером совместного с компанией Kia Corporation производства автомобилей бренда Kia в Казахстане. Помимо этого, Андрей Лаврентьев – совладелец Business FM (сайт и радиостанция).
От перестановки фигур хозяин не меняется?
Разумеется, вопрос о том, кто дал старт «юному бизнес-дарованию», не может не занимать умы соотечественников. Доподлинно известно, что получить право на реализацию самой громкой государственной программы отечественного автомобилестроения можно было только с личного благословения первого президента, который, собственно, и был её инициатором. Как и почему Нурсултан Назарбаев доверил эту почетную миссию молодому бизнесмену средней руки, - сегодня загадка.
В свете сегодняшнего приобретения Лаврентьевым предприятия, на котором начинал свой трудовой путь в качестве простого металлурга экс-Елбасы, и к которому у него было особое отношение (по слухам, не только в духовном плане), смутные подозрения казахстанцев о причастности семьи Назарбаевых к сделке становятся все более отчетливыми.
И хотя в конце октября этого года на брифинге в правительстве министр Шарлапаев, отвечая на вопрос журналистов «имеют ли бывший президент или его родственники свою долю в предприятии?» ответил отрицательно, сегодняшнее «явление Лаврентьева народу» заставило людей усомниться в искренности чиновника.
А по соцсетям и мессенджерам вновь стала передаваться информация, обнародованная покойным политиком, экс-зятем Назарбаева Рахатом Алиевым, о том, что его тесть получил от Лакшми Миттала половину акций и 50 млн долларов, и потому отдал предприятие британскому олигарху практически за бесценок.
В свете того, что недавно Нурсултан Абишевич сам в своих мемуарах подтвердил правдивость откровений Алиева о его «семье на стороне», то вероятность истинности утверждения опального экс-зятя о причастности Назарбаева к АМТ значительно возрастает в глазах общественности.
- Это что же, выходит, поменяли только подставное лицо? – вопрошают пользователи соцсетей.
- А закулисный хозяин останется прежний? Тогда и ждать каких-либо улучшений на предприятиях не приходится. Какая разница, как они называются – АМТ или QARMET?