Спасите наши души. Нужен ли школам штатный психолог?

Керей Латиф

Что такое школьная психология? Так ли в действительности необходим школьный психолог? Какие обязанности ложатся на его плечи и соблюдается ли основное правило  «не навреди»? Разбирались в Ulysmedia.kz.

liahonaacademy.com

На вопрос «Чем занимаются школьные психологи» сразу приходит ответ, что все школьные психологи гасят конфликтные и кризисные ситуации. И самое странное: в последнее время именно школьные психологи сами становятся возмутителями спокойствия, а иногда и причиной непоправимых трагедий. Хотя если копнуть глубже, на самом деле задача этих специалистов – не допустить кризис. Но, увы, реальность подтверждает факт: деятельность школьных психологов на деле не совпадает с их прямыми обязанностями, прописанными в законе. А сам специалист воспринимается как странный и непонятный объект в системе образования и педагогическом коллективе. Несмотря на то, что официально психологи были введены в систему среднего образования в 1987 году, у них до сих пор нет никакого юридического статуса. Хотя в проекте «Концепции двенадцатилетнего среднего образования в РК» школьному психологу отведена чуть ли не главная роль. Ведь ученик, согласно этому документу, должен самостоятельно добывать новые знания, анализировать и применять их на практике. И именно школьный психолог должен направлять, мотивировать и учить ориентироваться ребенка в новой системе знаний.

   Официальная должностная инструкция школьного психолога в Казахстане включает в себя следующие пункты:

  1. Главной задачей психолога является создание условий для полноценного личностного и интеллектуального развития детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способностей к самовоспитанию и саморазвитию с помощью психопрофилактики, психодиагностики, психологического консультирования, психокоррекции.
  2. Психолог составляет план работы на год.
  3. Проводит регулярную психокоррекционную, психодиагностическую и профилактическую работу с учащимися, учителями и родителями.
  4. По запросу учителей и родителей изучает личностные, эмоционально-волевые способности школьников.
  5. Участвует в приеме детей в первые классы.
  6. Ведет работу по созданию благоприятного психологического климата в школе.

Директор одной из крупных частных школ в Алматы – активный пользователь социальных сетей, в прошлом педагог государственной школы с огромным стажем, пожелавшая остаться инкогнито – резко отзывается не только о работе школьных психологов, но и о системе среднеобразовательной психологической службы в общем:

«Это вообще беда всех государственных школ. Я не говорю о нашей частной школе, у нас в этом плане все хорошо. У нашего психолога зарплата нормальная. А вообще первая и основная проблема психологов, это, конечно, заработная плата. Вот она учится пять лет, где она там учится, это не важно. Пришла она в школу и у нее оклад 80 тыс. тенге. После всех отчислений остается 60 тыс. Ну как она будет хорошо работать. Вторая проблема – размытые должностные инструкции. Кто придумал это, я не знаю. Вот начинается новый учебный год, и мы просим у каждого родителя, чтобы они писали разрешение на работу психолога с их ребенком. Естественно, почти все родители пишут отказ. Вот зачем тогда вообще нужен этот школьный психолог? А что там психолог такого плохого проводит с ребенком? Это все от недоверия. Родители не знают, что там школьный психолог творит».

В КАЖДОЙ БОЧКЕ ЗАГЛУШКА

 

Очень часто школьных психологов родители обвиняют в профессиональной безграмотности. Не секрет, что в эту профессию приходят не самые удачливые педагоги или молодежь, которая сразу после вуза идет работать в школу, не имея за плечами никакого опыта работы с детьми. А между тем в один день к нему в кабинет может обратиться мама одиннадцатиклассника, который не хочет поступать в вуз, девятиклассник, стыдящийся своих родителей, папа гипервозбудимого первоклассника и пятиклассница на грани суицида от неразделенной любви. И что будет делать психолог? Проводить анкетирование?

«Психолог он, как заглушка в бочке. Надо закрыть дырку, во Дворце республики места забить? Отправляйте психолога, пусть она сядет и места займет, она же свободна. Заболела Марья Семеновна? Пусть идет психолог с детьми посидит, ей же заняться нечем. Это все система допустила. Нет четких должностных обязанностей в школе у психолога.

В глубинках вообще нет таких специалистов. Поэтому у нас что ни день, что какие-то страшные безнравственные события происходят в школах. Вот город Алматы. Приходят молодые девочки 21 год, после института. Ну что они там могут? Берет она там какие-то анкеты, я у нее спрашиваю, что у вас там за анкеты? Она говорит: «Я вам не могу сказать». Проводят анкеты для анкет. Некоторых детей можно было спасти. Там уже красным было написано «Жить не хочу», «Умереть хочу». Надо же было этих детей сразу брать на абордаж, в душу залезть, выяснить все. Почему такое произошло. А у нее опыта нет. Но я вам опять говорю, что психолог – это заглушка в системе. Учитель математики не вышел, с детьми сходить на флюорографию, все, пусть психолог идет», – сказала директор школы.

В ШКОЛЕ ПСИХОЛОГ НИКТО

Педагог считает, что для школьного психолога обязательно не просто хорошее знание общей, возрастной, социальной и медицинской психологии. Но и умение применять академические знания на практике. И положение психолога в школе улучшиться, если им не будете «закрывать дыры». Кроме этого, будущим учителям катастрофически необходимы дополнительные лекции и знания по психологии. Сейчас в педагогических колледжах и вузах до минимума сократили часы по предмету. Плюс к этому куча бумажной работы, которую приходится выполнять в ущерб полноценной работы с детьми. Потому что если в ходе очередной проверки вдруг не будет заполнена очередная папка, «достанется» всему коллективу.

«В школе психолог никто и зовут его никак. А вообще психолог должен быть с медицинским образованием. Хоть меня убейте. И семья должна заниматься ребенком, а не школа. Семья – это основополагающее. Ну а если ребенок закрыт, то, конечно, тут должны вступать в бой наши специалисты. Но это должно быть очень корректно. Поговорить с родителями. Вот вы знаете, у вашего ребенка вот это и это. Сходите с ним в кино, обнимите, поговорите. Выясните что у него на душе», – продолжила директор школы.

Многие родители опасаются обращаться к школьным психологам. Кто-то не хочет огласки сложной семейной ситуации. Другие боятся за вероятные репрессии в отношении их ребенка со стороны администрации школы. Ведь складывается мнение, что школьный психолог информирует директорат обо всем, что происходит у него на консультациях. В общем, так и получается. Психолог, как штатная единица подчиняется директору школу и обязан доложить о происходящем руководству. Поэтому вопрос анонимности остается открытым.

О необходимости заново выстраивать все направление школьной психологической службы задумались и в парламенте. В начале нового учебного года проблемами школьных психологов заинтересовались депутаты. Депутат Сената Дана Нуржигитова обратилась к министру образования и науки РК Асхату Аймагамбетову с запросом о повышении квалификации специалистов, прохождении ими соответствующих курсов за счет бюджета и определении статуса и места психологов в системе образования.