Бежать или подождать: как живут россияне по законам военного времени

Курманов Байтас

С 24 февраля 2022 года Россия живёт по законам военного времени. Руководство страны уверяет, что война не особо повлияла на жизнь 140 миллионов россиян.

Ulysmedia.kz решил выяснить, как воспринимают войну жители Якутска, Уфы, Перми и Белгорода.

Местоположение респондентов соответствует следующей логике: отдаленный от Москвы регион, национальная республика, в которой недавно были массовые протесты, город-миллионник и город, расположенный рядом с российско-украинской границей.

Коллаж Ulysmedia

Якутия

59-летний Алексей живет в Якутске, занимает руководящую должность. Два года назад отчетливо высказывал антивоенную позицию в соцсетях, сейчас в разговоре с нами старается избегать слова «война». Но не скрывает, что по-прежнему напряженно следит за тем, как развиваются события на фронте, находя различные источники информации в Telegram, YouTube, получая доступ к заблокированным медиа через VPN.

   - Стал гораздо реже писать о ситуации с учетом того, что в стране начали преследовать уже и за сережки цвета радуги. Но иногда терпение лопается, тогда высказываюсь, чаще всего, в иносказательной форме, которую легко понимают мои френды, — говорит Алексей.

Близкие друзья, дети Алексея покинули страну и находятся в Турции, Грузии и Казахстане. Сыновья уехали, спасаясь от мобилизации.

   - Здесь у них была устоявшаяся жизнь, работа с достойной зарплатой, планы на будущее. Все это перечеркнуто. Теперь я с супругой мыслями наполовину там. Туда же будет уходить половина семейного дохода, пока сыновья не встанут на ноги, – делится наболевшим якутянин.

Неприятным открытием для него стало то, что люди, с которыми он общался по-приятельски и даже ездил на рыбалку, поддержали российское вторжение в Украину.

   - Они оказались ватниками. Им все фиолетово. Некоторые поддерживают войну, меня не понимают. Необходимость в общении с ними отпала. Живого дружеского общения стало мало. Если и осталось, то оно стало дискретным, требующим отложения телефонов подальше, — говорит мужчина, статус которого позволяет подозревать за собой слежку спецслужб.

В северном районе собрали на ярмарке 87 тысяч рублей, чтобы отправить на фронт

По его мнению, очень мало россиян, по-настоящему осознавших масштаб катастрофы, начавшейся два года назад.

   - Если у них нет мобилизованных знакомых, погибших родственников, то они продолжают жить своей жизнью, ходить на работу. Никуда не ездили отдыхать, так и не ездят. Что там с курсом доллара, их не волновало и не волнует.

Таких, не интересующихся ничем людей, много. Кратно больше тех, кто озабочен другими вопросами: на что купить продукты, как вернуть кредит, где найти работу. У них другой уровень восприятия реальности. Им надо выживать. Таких людей в стране миллионы.

   - Масштаб ужаса осознают образованные слои населения, но и среди них есть те, кто считает, что Путин каким-то образом уйдет и жизнь нормализуется, – говорит Алексей.

При этом он верит, что россияне воспользуются единственным оставшимся легальным способом и покажут свое отношение к режиму на выборах президента. Это следует из результатов сбора подписей за ноунейма в политике Бориса Надеждина. Кандидат в президенты сдал в ЦИК 105 тыс. подписей, но ему отказано в регистрации на выборах. Политик придерживается антивоенной риторики.

Якутяне были недовольны, что прошлогодний ысыах городские власти посвятили СВО

   - Глобально результаты президентских выборов, какими бы они ни были, никакого влияния не возымеют, – считает Алексей.

Он убежден, что ситуация не будет улучшаться многие десятилетия.

   - Мы живем в новой реальности, это новая реальность еще не всеми осознана, она еще до конца не проявилась. Насколько сильно мы еще будем пробивать дно и сколько таких доньев будем достигать, еще непонятно, – отмечает Алексей и не скрывает, что покинет страну, как только позволят семейные обстоятельства.

Башкирия

Вряд ли людям удастся отстраниться от реальности, они живут с тем, что есть сейчас, считает 45-летняя Ольга Комлева из Башкирии.

   - Настроения среди жителей республики спустя два года сильно изменились – сейчас никто не говорит о СВО, – делится мнением известная в республике активистка, соратница координатора регионального штаба Навального Лилии Чанышевой, получившей 7,5 лет тюрьмы за оппозиционную деятельность.

Ольга тоже находится под преследованием властей, которые усилились после январских протестов в башкирском городе Баймак. Тогда несколько тысяч человек пришли к зданию суда в день оглашения приговора экоактивисту и одному из лидеров башкирского национального движения Фаилю Алсынову.

Массовые протесты в Баймаке

Ольга участвовала и в митингах в августе 2020-го по защите шихана Куштау, переданного Башкирской содовой компании для разработки. Тогда Алсынова отправили на четыре года в колонию за пост, в котором он выступил против добычи золота на горном хребте Ирандык. А обвинили его в разжигании межнациональной розни.

Фаиль Алсынов давно был на примете республиканского управления МВД по противодействию экстремизму за участие в националистической организации «Кук-Буре». Своей целью она называла «защиту национальных, культурных, социальных, экономических и политических прав и интересов башкир в Российской Федерации и граждан Республики Башкортостан». После ее распада активист создал «Башкорт», который российские власти признали экстремистской.

В сентябре 2022 года Алсынов написал пост, в котором выступил против мобилизации, назвав ее не соответствующей интересам башкирского народа. О разговорах среди жителей Башкирии в духе «это не наша война» Ольга не знает, как и не слышала о желании сепарироваться от федерального центра.

   - Разговоров об отделении от России я не слышала ни разу за все время. Но башкирский эмигрант Руслан Габбасов говорит об этом из-за границы и это используют власти как предлог, – уверена Комлева.

Ольга участвует и освещает акции протеста в течение нескольких лет

Однако активистка признает наличие у жителей обиды на Москву.

Как и во многих российских городах, в Уфе не было массовых протестов. Но в то же время активисты, как, например, сестры Ильмира и Амрита Рахматуллины, выходили на одиночные пикеты, но после нападения на Амриту сестры вынуждены были покинуть страну.

За участие в антивоенном пикете саму Ольгу Комлеву оштрафовали на 30 тыс. рублей. Активистка признается, что ожидание арестов и очередных обысков превратилось для нее в рутину. Тем не менее Ольга продолжает свою деятельность.

— Я хожу на политические судебные процессы как журналист. А как активист я пытаюсь выжить после того, как судьи Уфы взыскали с меня 5,6 млн рублей на оплату полиции за охрану митингов в 2021 году. Ещё я поддерживаю политзаключенных, чтобы они выжили и не были убиты системой, как Алексей Навальный.

Добровольцы из Башкирии отправляются на войну

Ольга считает, что россияне в ответе за войну в Украине. При этом она разграничивает ответственность и вину за события, начавшиеся в феврале 2022 года.      

   - За то, что происходит сегодня, вина лежит не на мне или ком-то другом, кто не имеет властных полномочий. А на тех, кто у власти в России. Сегодня и россияне умирают от их действий, говорит журналистка, единственная среди наших собеседников, позволившая назвать себя полным именем.

Я не боюсь, сказала Ольга Комлева. Активистка не планирует покидать страну, она связывает свое будущее с Россией, в которой, по ее мнению, перемены не за горами.   

Пермь

47-летний Андрей из Перми после начала войны в Украине уехал из страны, но через месяц вернулся на родину. На вопрос: почему? – мужчина отвечает: «Ох, сложно сказать. Наверное, потому что не смог стать беженцем». Он твердо решил оставаться в России.

   - Хотелось бы жить в своей стране без чувства стыда и страха, пока не получается, но есть надежда, — говорит пермяк.

В отличие от предыдущих собеседников, Андрей не чувствует ответственности за ситуацию, в которой оказалась страна.

   - Я и 20 лет назад не был обольщен, понимал, к чему все идет и другим говорил. Но я могу отвечать только за свой выбор, за выбор других – нет, – говорит Андрей.

Баннер в российском городе

На многочисленные обвинения россиян в трусости, то и дело звучащие в интернете, Андрей отвечает, что в стране с каждым днем растет цена риска.   

   - Речь идет уже не о благополучной и сытой жизни, но о самой жизни, угрозе ее потерять. Только единицы настолько смелы, чтобы платить такую цену. Возможно, срабатывает еще и прагматизм: живой и на свободе я смогу делать ежедневные малые дела, то, что от меня лично зависит. На Голиафа не пойду, но в строю останусь, – поясняет россиянин.

Последние два года, по его мнению, нарастили злобу в соотечественниках.

   - Во многие российские дома пришло горе, и горе озлобило людей еще больше, – говорит Андрей.   

При этом иногда ему кажется, что жизнь в стране не изменилась вовсе.

   - У меня такое чувство возникает, когда я захожу в торговые центры: россияне едят и развлекаются, ходят в кино, на выставки и дегустируют вина. В приграничных районах, уверен, другие настроения, – уверен Андрей.

Белгород

Фактически на войне оказались жители российских городов рядом с украинской границей. В Белгороде 30 декабря 2023 года в результате ракетного удара погибли 25 человек, более 100 получили ранения. 15 февраля город снова оказался под обстрелами. Погибли пятеро взрослых и годовалый ребенок, 20 человек, в том числе четверо детей, были ранены. Накануне обстрела с жителей Белгорода принудительно собрали письменное согласие на очное обучение детей в школах.

Об этом люди написали в комментариях под постом губернатора области Вячеслава Гладкова.

   - Какое очное обучение в такое неспокойное время, зачем рисковать детьми?! И ещё, очень странно получается, с кем не поднимаешь вопрос, все за дистанционное обучение. Откуда 80% за очное обучение? – спрашивает Евгения Прудиус.

В Белгороде после обстрела

   - Я голосовала и все мои знакомые за очное обучение. Ни один мой знакомый не сказал, что на него оказывали давление при принятии решения. Запомните, у каждого есть свое мнение, и не надо никому ничего навязывать, — спорит с ней Анастасия Ильясова.

   - Печально осознавать, что мы стадо, которое добровольно-принудительно загоняют туда, куда им надо. Глупо было верить и надеяться, что о нас хотя бы кто-то переживает, – вступает в диалог Елена.

Под другим постом белгородцы жалуются губернатору о закрытых во время обстрела бомбоубежищах. В это же время в соцсетях было распространено видео выступления Гладкова, в котором он говорит: «Враг никогда не добьется своей цели, потому что мы не крысы, мы никогда не будем сидеть в подвалах».

Неужели мы не можем сказать: “Уходи”

Информация и статистика, которая касается войны, кроме пропагандистской, в России скрыты. Но люди так или иначе осведомлены о происходящем в Украине. Более того, в стране по-прежнему вербуют контрактников, каждый день принимают законы в поддержку военнослужащих и их семей.

На улицах многих городов и сел красуются z-символы и баннеры. В помещениях госучреждений волонтеры плетут маскировочные сети. Большинство официальных мероприятий теперь напоминает выступления в День Победы или на День защитника Отечества. Государственные медиа культивируют историческое прошлое времен СССР.

За два года в отношении россиян, высказавшихся публично против войны, возбуждено несколько сотен уголовных дел. Им вменяется распространение заведомо ложной информации о действиях армии. В связи с дискредитацией армии возбуждено 81 уголовное дело. По результатам расследования направлено в суд 44 дела в отношении 45 человек.

За прошлый год было возбуждено не менее 148 уголовных дел о шпионаже и сотрудничестве с иностранными государствами, в суды поступило 63 дела.

Не имея возможности открыто выразить свое несогласие с режимом, россияне все чаще выбирают другие формы протеста. В январе прошлого года после ракетного удара по Днепру с многочисленными жертвами в российских городах прошла стихийная акция. Люди несли цветы к памятникам Лесе Украинке и Тарасу Шевченко.

Такая же акция прокатилась по стране 16 февраля, в день гибели оппозиционера Алексея Навального.

Скорбящих людей задерживали сотрудники полиции, цветы убирали работники коммунальных служб.

Но уже неделю россияне продолжают нести цветы к Соловецкому камню и «Стене Скорби» в Москве.

Автор: российский журналист, который собрал информацию по просьбе редакции Ulysmedia.kz и попросил не публиковать его имя