Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев предложил изменить герб Казахстана, так как нынешний сложен для восприятия и в нем есть «признаки советской эпохи». Ulysmedia.kz решил выяснить, что не так с нашим главным государственным символом.
Авторство под вопросом?
Буквально сразу член Национального курултая Мурат Абенов заявил, что герб страны был создан за границей.
Экс-вице-министр образования и науки отметил, что общественность никогда не обсуждала концепцию герба, а его авторство до сих пор остается вопросом спорным.
Согласно Абенову, официальная история умалчивает о том, что герб Казахстана был разработан группой архитекторов из Узбекистана и впервые изготовлен в Ташкенте. Правда, при этом он не привел более подробных обстоятельств своего заявления.
Что символизирует герб
По словам Райхан Ергалиевой, доктора искусствоведения, профессора, почетного академика НАН РК, истоки образа герба выведены из традиционной символики, учтены символы, знаки, законы геральдики и особенности казахской, тюркской геральдики: от изображений тамги казахских племен и родов до печати Аблай хана, печати Чокана Валиханова, герба Казахской ССР, дореволюционных гербов Верного, Уральска, Тургая, Семиреченской, Уральской, Тургайской, Акмолинской и других областей Казахстана.
Ключевой символ Государственного герба РК – изображение шанырака, от него в виде прямых солнечных лучей исходят уыки (опоры юрты). Их обрамляют крылья мифических коней, внизу имя страны Qazaqstan (ранее – «Қазақстан»). Круг, в пространстве которого объединены многозначные символы, олицетворяет одновременно космос и единство страны. Шанырак герба РК это и очаг – символ отчего дома, круг солнца и космоса, круг бесконечного потока истории и надежды на прекрасное будущее страны.
Истоки образов крылатых коней-тулпаров герба находим в крылатых конях головного убора Золотого воина. Крылья коней словно возносят герб к свободе и процветанию, несут идею чистых помыслов и свободного полета молодой независимой страны. Путеводная пятиконечная звезда горит над всем изображением, олицетворяя небесный свет и чистые помыслы.
В поисках символов
Признаться, после слов президента мы тщательно еще раз вгляделись в герб в надежде найти «признаки советской эпохи», которыми так обеспокоены «неравнодушные граждане и молодежь». Но не нашли. Может, изображение звезды и есть символ ушедшей формации, но, заметим, этот символ присутствует на флагах и гербах многих стран, которые ни разу не были коммунистическими или социалистическими. А вот в чем трудно не согласиться, так это в том, что в гербе достаточно много эклектики, которая размывает общую композицию множеством элементов и деталей. Правда, что там осталось от «герба Казахской ССР», непонятно.
Полумесяц вместо звезды?
Связавшись с культурологом, директором ОФ «Коркыт» Даной Меирбековой, мы попросили прокомментировать тему.
- Неужели в стране нет других проблем? Помнится, идея поменять герб исходила от людей с сомнительными религиозными взглядами, не с их ли подачи возник данный вопрос? Если кому-то мешает маленькая звездочка, отковырните ее, делов-то! Все остальные символы абсолютно наши и разработаны уважаемыми людьми. Такое впечатление, что кто-то усердно пытается свернуть нас с пути построения нормального светского государства, о чем свидетельствуют бесконечные мечети, и я не удивлюсь, если на гербе вместо звезды появится полумесяц, – говорит Дана Меирбекова.
Мнения «против»
Бурное обсуждение в Фейсбуке продолжили пользователи соцсетей, причем некоторые тоже опасаются внедрения исламской символики на гербе.
- Кроме этих очевидных аргументов, ещё и вопрос цены этого мероприятия. Сколько документов, вывесок и пр. нужно будет переделать... Лучше дать эти деньги, если они есть, на развитие детей или экономики страны!
- Оставьте в покое герб Казахстана! Нет никаких убедительных аргументов для его смены. Кроме жалкого намека на слово звезда. Но ее не большевики придумали! Эта пятиконечная звезда широко распространенная во всём мире идеограмма и является важным религиозно-мистическим и идеологическим символом. Широко используется также в геральдических знаках, в том числе в составе государственных и военных символов. В нашем случае это путеводная Полярная звезда – Темир Қазық, указывавшая путь кочевникам – нашим предкам на нашем бесконечном голубом небе. Там столько смыслов и национальных казахских особенностей, не надо трогать наш герб!
- Если честно, то побаиваешься, что придумают новый герб с полумесяцем и другой символикой, не типичной для нашего, истинно казахского менталитета «адал-азамат»: с чистой душой и помыслами (не задетыми чуждыми религиозными убеждениями), а также свободного, смелого, прямого и с честью человека, любящего свою природу, землю, Космос, почитающего аруахов, знающего, что такое Мәңгілік Тәңір, «тотем» и живущего в демократичной, развивающейся стране. Думаю, что прежде чем делать такие заявления, надо хотя бы сказать, что хотят увидеть и что должен выражать новый герб (узнать бы, с какой стороны ветер дует).
- Все правильно говорите, от изменённого герба ничего не изменится в стране. Лучше эти деньги на полезные вещи для народа отдать.
- Кто этот волшебник, который придумывает новый герб, часы назад, светофор без желтого знака?
- Герб, в настоящее время, не актуален, надо запустить «торпед», т.е. охотников за членами криминального клана Назарбаева для того, чтобы они возвернули всё награбленное народу Қазақстана и ответили по всей строгости закона за измену родине и прочие особо тяжкие преступления. Вот это всё по-настоящему актуально.
- Недавно же меняли Қазақстан на Qazaqstan на гербе. Мозги им надо поменять.
- Герб у нас отличный! Нечего его менять! Жизнь народа надо улучшать, для этого менять мышление олигархов, банкиров и прочих «пильщиков» бюджета!
Мнения «за»
Но, как всегда бывает в любом обществе, есть и сторонники предложенной президентской инициативы.
- Пафосно! Нагромождение непонятных символов! Очень напоминает лепнину времён «евроремонта»! Согласен, надо менять!
- Нужно. Обязательно! Этот герб напоминает мне торжество назарбаевского творчества. Надо еще гимн Калдаякова вернуть.
- Я согласен. Это прошедшая эпоха. Правильно замечено, что герб выполнен по лекалам советской эпохи, и сделали люди оттуда. Нам надо сжигать все мосты, что связывают нас с той идеологией. Хейтеры ссылаются на то, что с новым гербом только затраты. Со старым нет будущего, под новыми символами появятся новые люди. Хуже не будет, куда уже! Зато есть шанс, что наша молодежь вырастет, лишенная старых символов, свободными, независимыми
- Зачем эту идею о замене герба сразу в штыки воспринимать? Ну, пусть наши художники попробуют предложить свои варианты герба, например, в соответствии с казахской орнаментологией. И в период обсуждения новых вариантов герба мы тоже хоть немного поймём, каковы принципиальные различия эстетической легитимации, бюрократических и политических стратегий при выборе этого важнейшего национального государственного символа. Тем более что не всё в жизни деньгами измеряется.
Позиция художника
Идею президента о новом гербе мы также попросили прокомментировать профессионального художника и дизайнера, автора книги «Казахские орнаменты как пиктограммы тенгрианской культуры и комбинаторика их модулей в современном дизайне» Ерлана Кожабаева.
Кожабаев не только занимается исторической и художественной концепцией построения, но и рассматривает с выявленных им позиций возможности возникновения других новых элементов, раскрывая тем самым родовой принцип развития орнаментальной системы.
- Для создания госсимволов, думаю, вначале нужно создать группу из ученых-историков, художников, разработать твердую концепцию, чтобы в ней просматривалась история народа и основные символы, а потом уже объявлять конкурс.
Я давно предлагал, что герб РК должен в графическом виде быть доработан, я имею в виду графику изображения, так как нынешний герб не подлежит уменьшению, а в черно-белом варианте деформируется и изменяется; так же не проработан двухцветный вариант и у него нет модульной сетки, плановости а при уменьшении превращается в кашу, например, на банкнотах невозможно разобрать, что изображено.
В нашей истории было много символов, даже символы Золотой Орды имеют прямое отношение к нашей истории, – размышляет художник Кожабаев.
Новая символика?
Изменение герба в Казахстане, который был в употреблении более 30 лет, может быть обусловлено различными причинами. Процесс изменения герба может быть связан, например, с желанием обновить символику страны, отразить новые ценности или события, либо показать изменения в политическом или культурном курсе.
Плюсы изменения герба могут включать возможность создания более современной, репрезентативной и актуальной символики для страны, которая может укрепить национальную идентичность и привлечь внимание культурных и туристических интересов. Также это может усилить международное восприятие страны.
Однако, минусы изменения герба могут включать возможное недовольство и реакцию со стороны граждан, особенно у тех, кто привык к действующей символике. Также процесс изменения герба может требовать значительных затрат и усилий для обновления соответствующих материалов и документов. Заметим, в случае принятия нового герба предстоят расходы, помимо прочих, и по замене денег, особенно монет, на реверсе которых присутствует пока еще старый герб.
А что по «автору» гимна?
Возможное изменение герба может также отправлять определённое политическое или культурное послание, например, о переходе к новой эпохе или ценностям, как продолжение объявленного Нового Казахстана.
Обновление символики может стимулировать чувство патриотизма у граждан и создать новую энергию в обществе.
Ну и, коль мы, возможно, будем расставаться с символами «Старого Казахстана», не пора ли параллельно вновь приглядеться к гимну РК, особенно к одному из его «авторов»? Чтобы это не выглядело потом мелкими обидами вдогонку.
Кто-то заметил на просторах интернета:
- Соавторство Назарбаева было воспринято писателями Казахстана неоднозначно. Один из писателей [кто?] сказал: «Назарбаев оскорбил память Шамши Калдаякова и Жумекена Нажимеденова. Как он мог приписать соавторство к гимну Казахстана? Какой он поэт? В жизни не писал стихов. Пару слов добавил, пару слов изменил, и на этом все. И тут же – соавтор, поэт. Я тоже могу в любое произведение Ауэзова, Достоевского привнести свои незначительные изменения. Так что, я должен претендовать на соавторство? Любой корректор этим ежедневно занимается.
В любом случае надеемся, что эскиз нового герба вынесут на широкое обсуждение, и уже по факту можно будет дебатировать более предметно по одному из основополагающих символов нашей родины.