Подтягивание розничных цен в Казахстане на энергоресурсы до уровня России, которое должно было произойти в 2025 году с созданием единого рынка электроэнергии, нефти, газа и нефтепродуктов Евразийского экономического союза, откладывается, как минимум, на два года. Ulysmedia.kz разбирался, кто от этого решения выиграет или проиграет.
Саткалиев успокоил и предупредил
- Сейчас пока мы обсуждаем сроки введения единых рынков. На министерской встрече, которая была в России, все участники переговорного процесса в принципе пришли к необходимости выделения дополнительного времени для интеграции энергетических рынков, то есть сейчас мы говорим о 2027 годе. Но, тем не менее, нужно понимать, что единые рынки означают выравнивание цен, - предупредил министр энергетики Алмасадам Саткалиев
В случае, если единый энергорынок все-таки будет запущен, как и планировалось первоначально, в следующем году, это может привести к резкому росту цен в Казахстане. По мнению главы Минэнерго, единый рынок приведет к коммерческим перетокам топлива из Казахстана в страны, где розничные цены существенно выше.
- В целом создание единого рынка, безусловно, предполагает чисто по-коммерчески выравнивание цен. Потому что, если цены будут отличаться, то будут естественные коммерческие перетоки, то есть из тех стран, которые будут производить те или иные энергоресурсы по более дешевым ценам, эта электроэнергия или нефтепродукты будут выкупаться в соседние страны членами Евразийского экономического союза, - отметил Саткалиев.
По его словам, до момента запуска единого энергорынка ЕАЭС большая работа будет проделана властями республики по улучшению качества жизни казахстанцев.
У кого дешевле
Казахстан, Россия, Беларусь, Кыргызстан и Армения договорились о создании с 2025 года единого рынка электроэнергии, нефти, газа и нефтепродуктов на территории стран ЕАЭС еще несколько лет назад. Казахстан в этой пятерке - страна с самыми низкими ценами в ЕАЭС на природный и сжиженный нефтяной газ, бензин и дизтопливо (электроэнергия в Кыргызстане за счет наличия мощных гидроэлектростанций более дешевая) – в СМИ неоднократно проходила информация о том, что в Казахстане «самый дешевый бензин в Европе». Стоимость этих видов топлива в соседних республиках исторически была на десятки процентов выше, чем в Казахстане.
Однако в последнее время эта разница сократилась. По данным сайта benzin-price.ru, средние цены на литр пропана за последнюю неделю на автозаправочных станциях соседней с Атырауской - Волгоградской областью составляют 27 рублей или 131,22 тенге по текущему курсу Нацбанка Казахстана, Аи-92 – 51,05 рубля или 248,1 тенге, дизтоплива – 61,76 рублей или 300,15 тенге, в Омской области: пропан – 22,8 рублей или 110,8 тенге, Аи-92 – 48,09 рублей или 233,72 тенге, дизтоплива – 65,25 рублей или 317,12 тенге.
Предельные розничные цены на Аи-92 были повышены в апреле 2023 года до 205 тенге за литр с 182–187 тенге за литр, на дизтопливо – до 295 тенге с 230–260 тенге в зависимости от региона. Предельные розничные цены на сжиженный нефтяной газ варьируются от 54 тенге за литр в западных областях до 76-81 тенге в Астане, Алматы и нескольких регионах.
При этом цены на заправках в Москве гораздо выше: 30,06 рублей или 146,1 тенге за литр пропана, 50,68 рублей или 246,3 тенге за литр Аи-92 и 63,16 рублей или 307 тенге за литр дизтоплива. Тут надо отметить, что после начала войны в Украине курс российского рубля к тенге к 30 июня 2022 года укрепился до 9,1 тенге за рубль, то есть при похожих ценах на нефтепродукты их стоимость в России была почти вдвое выше в переводе на тенге – сейчас курс тенге укрепился до 4,86 тенге за рубль.
Особенно заметная разница в цене была по дизтопливу. Российские фуры и другой транзитный транспорт активно вывозили топливо из Казахстана. Для этого владельцы иностранного автотранспорта устанавливали дополнительные баки, чтобы заправлять не сотни, а тысячи литров сразу.
Кого наказали
Поэтому Казахстан забил тревогу, введя запрет не только на вывоз дизтоплива автотранспортом, но и запретив вывоз топлива в незаводских топливных баках. Кроме того, наша страна ввела в августе 2022 года дифференцированный тариф на дизтопливо. Все иностранные и транзитные автомобили заставили покупать дизтопливо в Казахстане по 450 тенге за литр, в то время как местным водителям разрешили покупать дизель по 230-260 тенге за литр в зависимости от региона. Правда по такой цене можно было купить не более 100 литров для легкового автомобиля и 300 литров для грузового автомобиля и автобуса.
На такие драконовские меры пришлось пойти, потому что Казахстану ежегодно приходилось импортировать недостающие сотни тысяч тонн дизтоплива в России. Минэнерго даже объявило о запуске специальной информационной системы, которая должна была показать сколько дизтоплива и по какой цене приобрел тот или иной автомобиль на конкретной АЗС. Интересно, что в итоге розничные цены на дизтопливо повысили до 295 тенге за литр, а высокую «цену для иностранцев» отменили в этом году, чтобы распродать скопившиеся на нефтебазах и НПЗ запасы.
Чего опасаются власти
Сравнивая цены на нефтепродукты с Россией или Кыргызстаном, нельзя не учитывать, что в Кыргызстане они практически полностью импортные, а в РФ доля акцизов в цене «на пистолете» на АЗС значительно выше, чем в Казахстане. То есть в РФ казна получает гораздо больший доход от продаж топлива, чем в Казахстане.
К чему может привести повышение цен на нефтепродукты в Казахстане до уровня соседних республик? Скорее всего, первой реакцией потребителей будет снижение спроса. Скопившиеся запасы топлива «КазМунайГазу» и другим владельцам можно попытаться продать в Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан, пролоббировав отмену запрета на экспорт.
Формально власти могли бы постепенно поднимать цены и на газ, и на нефтепродукты. Времени для этого было достаточно. Но они, обжегшись на кратном повышении цен на сжиженный газ в Мангистауской области, которое привело к печально известному Кантару, теперь боятся каких-либо существенных изменений цен. Поэтому Саткалиев говорит возможном о повышении цен на сжиженный газ всего на несколько тенге за литр за раз, при этом продолжая утверждать, что розничные цены в некоторых регионах ниже себестоимости производства этого топлива – 70 тенге за литр.
Но скорее всего повышать цены все-таки придется. В проекте указа президента Касым-Жомарта Токаева, который, как ожидалось, должен был утвердить национальный план развития республики до 2029 года, прогнозировался дальнейший рост цен на газ и нефтепродукты.
- Сделаны шаги по снижению дисбалансов: определены цены на газ, предусматривающие повышение в 2023–2028 годы, увеличены цены на нефтепродукты. При этом для обеспечения предсказуемости изменения тарифов будет сформирован план по дальнейшей эволюции цен на нефтепродукты на несколько лет вперед аналогично плану по товарному газу и с учетом формирования с 2025 года общих рынков энергоресурсов ЕАЭС, – отмечалось в документе.
Кто и когда выиграет
При этом власти обещали запустить адресное субсидирование расходов отдельных групп населения на газ и нефтепродукты. Разработчик документа в лице агентства по стратегическому планированию и реформам отмечал, что фактическое потребление товарного газа на внутреннем рынке имеет тенденцию превышать плановые объемы, а среднее потребление дизельного топлива на душу значительно превышает показатели соседних стран, учитывая, что цены на топливо в Казахстане одни из самых низких в регионе и мире.
В сентябре 2023 года участники первого съезда нефтедобывающих организаций предложили властям с 2024 года повысить розничные цены на Аи-92 и дизтопливо до 230 тенге и 345 тенге за литр соответственно, а стоимость сырой нефти при поставках на казахстанские НПЗ – до 135–145 тыс. тенге за тонну с 95–105 тыс. тенге. Кстати, 105 тыс. тенге за тонну нефти это около $30 за баррель при текущих ценах мировых ценах на нефть выше $80 за баррель. Логично, что нефтяные компании будут ратовать за либерализацию цен на нефтепродукты в Казахстане, чтобы поставки нефти на местные НПЗ стали экономически выгодными для них. И их отсрочка запуска единого рынка ЕАЭС явно не обрадует. Вместе с тем, перенос может позволить передать введение непопулярной меры в виде роста цен на энергоносители следующему президенту республики.