Есть понятие дежавю (уже увиденное). Но это, к сожалению, не относится к нашему правительству, которое, как только наступает весна, разводит руками: дескать, кто же знал, что будут такие большие половодья. Историю последних паводков и связанные с ними проблемы решил вспомнить Ulysmedia.kz.
Ситуация тяжелая
Режим ЧС из-за паводков ввели на западе, на востоке и в центральной части: особенно пострадала Актюбинская область. Наиболее сложная ситуация наблюдается в Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Костанайской, Абайской и Улытауской областях.
- Я осмотрел регионы, пострадавшие от паводков, видел масштабы бедствия и урон. Имущество людей, инфраструктура сильно пострадали от воды. Смыты дороги и мосты. (…) Ситуация, как я уже сказал, тяжелая, – не стал приукрашивать действительность президент Токаев.
Воды то мало, то много
Наша страна хоть и не имеет выхода к океану и считается «сухопутной», но проблема водного коллапса её постоянно преследует. То летом не хватает воды для полива, то весной ее так много, что она смывает не только дороги, но и целые посёлки.
Если углубиться на век назад, то «бурный грязекаменный поток с гор в ночь c 8 на 9 июля 1921 года практически стёр с лица земли город Верный… Часть потока свернула по реке Весновка, затопив сады и огороды, малозастроенные и почти безлюдные кварталы”, – написано в хрониках города.
Трагическая хроника
- Весной 1994 года резкое таяние снегов, ливневые дожди и халатность исполнителей на местах привели к крупнейшему наводнению в современной истории Казахстана. По официальным данным, пострадали 669 населенных пунктов, в том числе 41 райцентр и 11 городов. Погибли 10 человек, еще 12,7 тыс. жителей были эвакуированы, около 30 тыс. потеряли жилье.
Была прорвана дамба Актюбинского водохранилища, большая часть разрушений пришлась на Атыраускую область, сильно пострадали Актюбинская и Западно-Казахстанская области.
Воды поступало так много, что были реальные опасения за судьбу водохранилища. Чтобы избежать катастрофы, сброс воды был резко увеличен, в самые пиковые часы он доходил до 1500 кубометров в секунду.
Февраль 2008 года. Резкое потепление и таяние снегов привели к масштабным паводкам на юге страны. Более 2,5 тыс. домов были затоплены, 13 тыс. жителей пострадали, один человек погиб. Специалисты оценивали ущерб в $130 млн – это один из самых «дорогостоящих» паводков в истории Казахстана.
11 марта 2010 года случился один из самых разрушительных паводков в истории современного Казахстана – прорыв плотины в Кызылагаше в Алматинской области.
Интенсивное таяние снега, обильные дожди, а также неосмотрительность местных властей привели к размыву дамбы и прорыву Кызылагашского водохранилища в верхнем течении реки Кызылагаш. Примечательно, что плотина, а также само Кызылагашское водохранилище, были переданы в частные руки в 2004 году. Двухметровой волной был затоплен одноимённый посёлок, в меньшей степени пострадали соседние населённые пункты. Вода также смыла мост на трассе Алматы – Усть-Каменогорск. Погибли 45 человек, пало свыше 23 тысяч голов крупного и мелкого рогатого скота.
Чуть позднее и в этом же году сильные наводнения произошли и на востоке страны. В ВКО было затоплено 24 населенных пункта в шести районах, подтопило около 1160 жилых домов, 536 из которых были разрушены. В общей сложности пало более 22 тысяч коров, лошадей, баранов.
Как в первый раз?
Простое перечисление трагических событий показывает, что ежегодные половодья были, есть и будут, но почему-то наши власти постоянно оказываются к ним не готовы.
А ведь все знают, что паводки не возникают на пустом месте.
Анализируя величины выпавших осадков, запасов воды в снеге, показатели осеннего увлажнения почвы, глубину промерзания почвы, а также ледовые режимы рек, дана предварительная оценка паводкоопасных регионов. И у нас в зоне постоянного риска десять областей: Карагандинская, Акмолинская, Северо-Казахстанская, Костанайская, Актюбинская, Западно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская, Абайская, Алматинская и Жетысуская. Остальные семь находятся в зоне средних и низкихрисков.
Мы «штормили»
Министр водных ресурсов и ирригации Нуржан Нуржигитов заявил: «Если честно так признаться, оттуда, откуда воду не ждали, то есть со степи вода пришла».
Признаться, это объяснение напоминает героя книги советского писателя Гайдара, где он примерно также заявлял: «Пришла беда, откуда не ждали. Напал на нас из-за Чёрных Гор проклятый буржуин. Опять уже свистят пули, опять уже рвутся снаряды…». Но это мог бы сказать простой обыватель или очевидец, для министра такая оценка событий выглядит, по меньшей мере, не солидно.
- Нам нужно извлечь уроки. Ежегодная подготовка к паводковому периоду должна начинаться в летне-осенний период и включать в себя три направления работ. Прежде всего, это меры прогнозно-аналитического характера. Гидрометеорологической службе нужно тщательно анализировать прогнозные данные и формировать сценарии развития ситуации в предстоящий паводковый период, – отметил Касым-Жомарт Токаев после облёта затопленных территорий.
Словно предчувствуя эти слова, генеральный директор РГП «Казгидромет» Данара Алимбаева во вторник сообщила, что синоптики предупреждали акиматы о предстоящих паводках по областям.
- Начиная с декабря, мы «штормили» о том, что будут паводкоопасные регионы – Западно-Казахстанская область, Актюбинская область, Атырауская область, Костанайская область, Северо-Казахстанская область, Акмолинская область, Карагандинская область, Восточно-Казахстанская и Абайская область. Данные области были именно с высокими рисками паводков, – сказала Алимбаева.
Она уточнила, что данная информация была направлена во все местные исполнительные органы.
«Казгидромет», получается, все, что мог спрогнозировать, мы это спрогнозировали и предоставили информацию», – добавила гендиректор.
А чем они занимаются?
- Проблема нашей страны сейчас состоит в том, что не хватает кадров соответствующего профиля. В свое время мы упустили это направление в сфере образования. Сейчас надо возвращаться, в срочном порядке готовить гидротехников, ирригаторов и всех специалистов, которые так или иначе связаны с водой, – сказал Токаев.
В Казахстане специалистов-водников готовят несколько вузов, но инженеров-гидротехников выпускает лишь Таразский региональный университет имени М.Х. Дулати на базе Института водного хозяйства и природообустройства. Заметим, ранее институт был более известен как Джамбульский гидромелиоративно-строительный институт. Причем, по открытым данным, по направлениям «Гидротехническое строительство и сооружения», «Мелиорация, рекультивация и охрана земель» там работают аж 10 докторов, 17 кандидатов наук, 7 PhD докторов, среди которых академики Национальной академии естественных наук, Академии сельскохозяйственных наук РК, Международной академии экологии и безопасности жизнедеятельности, Российской Академии естествознания, Международной академии менеджмента и др.
Помимо этого, в Кызылординском университете имени Коркыт Ата был создан Диссертационный совет по направлению «Водные ресурсы и водопользование».
Существует в Казахстане с 1950 года Казахский научно-исследовательский институт водного хозяйства («КазНИИВХ») – государственная научная организация, которая занимается научными исследованиями и разработками в области управления водными ресурсами, мелиорации земель и орошения, технологий и техники полива, сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения пастбищ, экономики водного хозяйства.
Есть к тому же Научно-информационный центр по водохозяйственным проблемам при институте «Казгипроводхоз».
В Алматы находится также АО «Институт географии и водной безопасности».
Президент-специалист
В общем, на первый взгляд, спецы должны быть, но, судя по происходящему вокруг, их не видно. Впрочем, как специалист на совещании в ЗКО выступил Касым-Жомарт Токаев.
- Произошло увлажнение почвы в результате обильного снеготаяния и глубокого промерзания земли с образованием ледяной корки. Затем потепление, осадки, которые привели к снеготаянию, – сказал Токаев.
- В весенний период следует заблаговременно проводить вывоз снега, рыхление и дробление льда на опасных участках рек, формирование стоков талой воды и другие необходимые мероприятия. В летне-осенний период обеспечить своевременную очистку, дноуглубление и спрямление русел рек, увеличение мощности имеющихся и строительство новых водопропускных конструкций под автомобильными и железными дорогами. Следует возводить защитные сооружения и водоотводные арычные каналы, – добавил со знанием дела президент РК.
Контроль за расходами
Судя по поступающей информации, ситуация пока не собирается улучшаться, однако, по прогнозам экспертов, в ближайшее время она нормализуется. Но в апреле можно будет ожидать большую воду в горных районах. Пока льды в горах еще не начали таять, но с повышением температуры воздуха талые воды начнут подтапливать населенные пункты уже в предгорьях.
При этом встает и другая проблема: как эффективно будут расходоваться наши финансы, выделенные на устранение последствий и ущерба от паводков. Об этом в свое время говорил экс-депутат мажилиса Айкын Конуров.
- Намного выгоднее устранять эти последствия, чем их предотвращать. Потому что выделяются из специального резерва деньги, они потом осваиваются. Ну и, соответственно, когда это все делается в режиме чрезвычайной ситуации, это все происходит в режиме хаоса, такого контроля за расходами уже нет, как если бы все делалось в режиме предотвращения чрезвычайной ситуации, – горестно констатировал бывший депутат.
Не хотелось бы заканчивать на грустной ноте, но президент Токаев отметил, что прогнозные оценки пессимистические и нужно готовиться к ухудшению паводковой ситуации, к тому же ожидается и перелив вод из сопредельной России, которые хлынут на наши и без того пострадавшие регионы.
Редакция Ulysmedia.kz выражает искреннее сочувствие всем пострадавшим в результате стихийного бедствия.