В приграничной Оренбургской области объявлен режим ЧС - там в Орске прорвало дамбу на реке Урал, подтоплены городские районы, идёт эвакуация жителей. Теперь неуправляемый поток воды направился в Западно-Казахстанскую область. Корреспондент Ulysmedia.kz выяснял, как в регионе готовятся ко второй волне паводков.
Последствия прорыва дамбы в Орске, фото: ural56.ru
Опасная река
Ириклинское водохранилище находится на территории Оренбургской области, в нём аккумулируется большая часть стока Урала. Если проследить динамику сброса воды из хранилища, то несложно заметить, что в непаводковый период сброс составляет 15 кубометров в секунду, сейчас сброс увеличен в 144 раза. Соответственно, угроза большой воды исходит как раз отсюда – в опасную зону могут попасть населённые пункты Западно-Казахстанской области, расположенные на берегу Урала, и дачи, которые давно превратились в жилые массивы.
По информации областного департамента ЧС сейчас подтоплено 427 дачных домов, расположенных в поймах рек. В селах по берегу Урала сейчас спасатели, акиматы и местные жители укрепляют защитные дамбы и побережье.
В Уральске в зоне риска оказались районы Стеллы, Куреней Коминтерна и промзоны Желаево.
аким ЗКО Нариман ТУРЕГАЛИЕВ, фото пресс-службы акимата ЗКО
- Из водоемов Саратовской и Оренбургской областей России, близких к нашей области, поступает большое количество воды. Ситуация сложнее, чем было 30 лет назад. Эта ситуация может угрожать и нашей области. Ведь из Ириклинского водохранилища Оренбурга в секунду отправляется 2 170 кубометров воды. Эти воды в ближайшее время пройдут через реку Урал и направятся в Каспий. В настоящее время уровень воды в Урале поднялся почти на 7 метров и приближается к опасной отметке, - объяснил ситуацию аким Западно-Казахстанской области Нариман Турегалиев и предложил жителям нескольких дачных микрорайонов переехать в эвакуационные пункты или в безопасные места, выбранные самостоятельно.
Время еще есть, но кризиса, похоже, не миновать
Защитные сооружения в процессе укрепления, фото ДЧС ЗКО.
По словам акима Уральска Миржана Сатканова, в этом году Урал может подняться и выше 9 метров, при том, что опасным уровнем считается 8,5 метров.
- Все жители, которые живут на берегу реки Урал, - 1, 2 дачный поселок, Стеновик, Речник, в сторону Желаево, все должны уходить, потому что от 6,5 метров и выше все эти дачи будет топить. Эвакуационные пункты есть, мы начали вывозить людей, все, кто готов жить в эвакопунктах, - мы готовы туда размещать и всем необходимым мы обеспечим. По моим подсчетам, большая вода придет через 1-2 недели, - поддержал главу региона Миржан Сатканов.
Помимо дачных поселков, в опасности находятся и городские районы на берегу рек Урал и Чаган, есть предположение, что вода размоет дамбы и в центральной части областного центра.
В свою очередь и.о. начальника департамента по ЧС Руслан Касыбаев ситуацию в ЗКО назвал критически стабильной. В начала паводков здесь эвакуировали 6896 человек, 3580 из них - дети.
Фото ДЧС ЗКО
6 апреля началась эвакуация жителей одного из самых больших садоводческих массивов - района “Меловые горки” и “Стеновик”, людей вывозили на автобусах и размещали в эвакуационных пунктах - в многоэтажных домах и в доме культуры поселка Зачаганск.
- 55 дачных сообществ расположены на берегу Урала, в них проживают около 10 тысяч человек. Кроме этого, есть дачи на берегу Чагана, там тоже сохраняется опасность подтопления. В скором времени, со следующего понедельника, мы начнем отключение электричества и газа в дачных массивах. По закону это делается для того, чтобы без всяких препятствий провести эвакуационные работы, - предупредил замакима Уральска Жандос Дуйсенгалиев.
Фото автора
- ДЧС забрал нас в эвакопункт вместе с мамой, которая плохо ходит. Мы жили на дачах “Вишинка-3”, дома у нас осталось кое-что, но скотины, птицы нет - уже хорошо. Об имуществе мы не сильно беспокоимся, радуемся, что живы и здоровы. В эвакопункте кормят трижды в день, есть врач, постель, - рассказал Жанат Гилажев.
Фото автора
Арман Муканов в эвакопункт перевез всю семью – шесть человек. Его дом наполовину залило водой и после паводков будет либо нуждаться в перестройке, либо окажется непригодным для проживания.
- Все ушло под воду: техника, газовый котел, мебель. Кое-что было в кредит. Дом этот мы строили сами в 2015 году. Да, знали, что бывают в этой зоне подтопления, но до последнего думали, что обойдется, - говорит мужчина.
В целом, эвакуационные пункты расположены как в сельских населенных пунктах, так и в Уральске – людей селят в спортивные, культурные и социальные объекты.
Раньше готовились лучше
По словам городского активиста и старожила Уральска Андрея Стариченкова, во времена СССР в Западно-Казахстанской области к паводкам готовились лучше.
- Во времена моего детства, когда строили грейдеры, в них предусматривались водопропускные трубы, чтобы вода уходила через них. Примечательно, что и инженеры были грамотными и власти советовались с местными жителями, которые знают, где обычно проходит вода. Сейчас такого диалога нет, идет некая разрозненность, которая становится причиной бедствий.
Он говорит, что паводки были всегда и люди знали, когда уже можно ехать на дачу, а сейчас уже об этом забыли.
Стариченков считает, что раньше противостоять воде было проще, так как на дачных массивах постоянно никто не жил.
- Акимат выдает разрешение на проведение газа и света в сторону садоводческих товариществ и тем самым плодит самострой. Кроме того, уже появилось несколько домов в районе высохшей старицы Урала в районе села Подстепного. Выдавая землю там, акимат разве думал, что Урал снова разольется и снова по тем же старицам пойдет, - говорит Андрей Стариченков.
Он вспоминает, что лесхоз в конце лета уже начинал работу по укреплению и обновлению дамб.
- В 1994 году, когда был большой паводок, в районе Стеллы камазы один за другим возили материал на укрепление дамбы, там гул стоял, так работали.
Всё зависит от объёма и скорости воды
По словам Андрея Стариченкова, характер реки Урал такой, что в период половодья он довольно широко разливается, выходит из берегов и подтапливает прибрежные леса, а после паводка вновь входит в свои берега, оставляя залитыми озера, старицы и болота.
Известный уральский журналист Александр Суетин более 30 лет занимается изучением реки Урал. По его мнению, в нынешней обстановке, да и вообще, между российскими и казахстанскими властями слабо налажена координация и обмен информацией в плане водных ресурсов.
- Не могу точно спрогнозировать, повлияет ли нынешняя обстановка с прорывом дамбы на Уральск, потому что это зависит от объемов воды, скорости течения и того, как скоро наполняются реки-притоки Урала и у нас, в ЗКО, и в России. Тем не менее сбрасывать такой вариант со счетов не нужно.
Он заметил, что россияне воду в Ириклинском водохранилище задерживают в маловодный период, а сейчас, когда им самим грозит опасность подтопления, они сбрасывают её в рекордных объемах.
- Они вроде бы и начали готовиться и сбрасывать воду до паводка в чуть большем объеме, но потом почему-то остановились. Власти двух стран слабо информируют население о водохозяйственной обстановке, из-за чего к ним возникает много вопросов, - говорит Александр Суетин.
Жителей Западно-Казахстанской области беда объединила – они решили не пускать ситуацию на самотек: организовывают дежурства и проверяют уровень воды в реках, многие вывозят технику и мебель к родственникам и на склады.