Оцифровка, майнинг и утечка данных: чем запомнился казахстанцам на посту главы Минцифры Багдат Мусин

Курманов Байтас

Последний день апреля принес жителям страны кадровый сюрприз – неожиданно покинул свой пост самый молодой и «продвинутый» министр Багдат Мусин. Мнения казахстанцев по поводу этого увольнения разошлись самым радикальным образом – если одна часть пользователей соцсетей ликовала и «в воздух чепчики бросала», обосновывая свою радость тем, что одним далеким от народа министром в правительстве станет меньше, то другие комментаторы искренне горевали от потери «единственного министра, который хоть что-то сделал для народа».

В причинах столь полярных мнений о Багдате Мусине пытался разобраться корреспондент Ulysmedia.kz.

Коллаж Ulysmedia

Утечка ни при чем?

В нем было противоречиво все – вплоть до увольнения. 30 апреля в телеграм-канале Акорды появилось сообщение о его увольнении:

   - Указом главы государства Мусин Багдат Батырбекович освобожден от должности Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан.

И в то же время на личной странице в социальной сети Facebook Багдат Мусин однозначно дал понять своим пописчикам, что ушел из министров «по собственному желанию».

   - Вы, наверное, все слышали последнюю новость о том, что я подал в отставку, - в своей вкрадчивой манере написал он.

   - Хотел бы в первую очередь поблагодарить главу государства за оказанное доверие и предоставленную возможность руководить цифровизацией в стране, как одним из ключевых блоков.

И далее напомнил, что «с 2020 года многое было сделано и многое еще предстоит. Сегодня Казахстан по праву может называться одной из самых развитых цифровых стран мира. И в этом заслуга большой команды профессионалов, с которыми мы вместе росли, делили как трудности, так и большие победы».

Как водится, поблагодарил своих соратников и выразил гордость по поводу достигнутых результатов.

   - Кроме того, наши прогрессивные цифровые продукты были отмечены на международном уровне и позволили нам представлять нашу страну наряду с мировыми цифровыми лидерами.

Последнее утверждение прозвучало довольно двусмысленно на фоне появившейся накануне новости о том, что бывший заместитель Масимова Даулет Ергожин, год назад осужденный к 15 годам лишения свободы за насильственный захват власти и превышении власти и должностных полномочий, подозревается в причастности к утечке конфиденциальных данных казахстанцев на китайские платформы.

Речь идёт о разразившемся в скандале, когда стало известно, что компания iSoon, сотрудничающая с министерством общественной безопасности Китая, допустила утечку засекреченной документации. Хакеры выложили в открытый доступ на сервисе GitHub секретные файлы. Предполагается, что злоумышленники теперь могут атаковать устройства Android и iOS, получая любую информацию. В документах сообщается об утечке данных таких казахстанских операторов связи, как Beeline, Kcell и Tele2. В документах также встречаются упоминания «Казахтелекома» и ЕНПФ.

Связано ли новое уголовное дело в отношении Даулета Ергожина с отставкой Багдата Мусина, - вопрос открытый.

Особенности карьерного роста

На официальном сайте Минцифры говорится, что Багдат Мусин родился 3 марта 1983 года в Экибастузе. В прессе фигура Мусина всегда подавалась как эталон «казахстанской мечты» - чиновника, сделавшего себя собственными умом и трудолюбием. Насколько это амплуа соответствует действительности, сказать трудно.

В 2004 году, по окончании IT-факультета университета имени Демиреля, он тут же кинулся приобретать второе высшее образование – поступил в Казахский институт правоведения и международных отношений. Параллельно, с 2004 по 2007 год, работал инженером-программистом в АО «Национальные информационные технологии». К слову, эта компания была создана правительством РК как уполномоченная организация по созданию и организации взаимодействия государственных информационных систем.

Студент Мусин сразу стал главным инженером в нацхолдинге, а к 2007-му - заместителем директора департамента по созданию IT-подразделений в государственных органах.

Чем конкретно занимался в АО «Национальные информационные технологии» Багдат Мусин, широкой публике не известно. Однако сам он не раз упоминал о том, что ЦОНы – его детище. Насколько данное утверждение соответствует действительности, вычислить несложно. В открытых источниках сохранилась дата открытия первого центра обслуживания населения - 5 января 2007 года. В то время Мусин занимал должность замдиректора департамента в АО «Национальные информационные технологии». А идея создания центров обслуживания населения была впервые озвучена Нурсултаном Назарбаевым в послании к народу в 2005 году. И очень сомнительно, что выпускник вуза или даже заместитель директора департамента по созданию IT-подразделений в государственных органах мог быть «отцом-основателем» такой сложной системы как ЦОНы.

Генератор идей

Но так или иначе, карьера Багдата Мусина складывалась как по маслу. Далее он стал советником-консультантом по информационным технологиям Страховой компании AMANAT-insurance. Но эта должность была транзитной для амбициозного IT-специалиста. Поговаривали, что планы по «оцифровке» всех граждан Казахстана и возможности вести за ними слежку наподобие китайской, озвученные Мусиным «где надо», помогли ему попасть на работу в министерство юстиции, где около года он провел в должности начальника отдела сопровождения информационных систем в РГП «Республиканский центр правовой информации», а затем получил повышение и стал советником министра юстиции, а также начальником управления информационных технологий.

Но и на этом он останавливаться не собирался. С 2010 по 2011 год Багдат Мусин был замдиректора департамента государственной политики в области информационных технологий министерства связи и информации (ныне министерство транспорта и коммуникаций). В 2011-2012 годах трудился в должности зампреда комитета по контролю автоматизации государственных услуг и координации деятельности ЦОН. С 2012 по 2014 год был председателем комитета по контролю автоматизации государственных услуг и координации деятельности ЦОН. В 2014 году поднялся до председателя правления АО «Национальные информационные технологии».

А с 2014 по 2017-го занимал пост председателя правления АО «Казпочта». Здесь он снискал интерес к своей персоне идеей создания службы почтовых дронов. Само собой, до её реализации дело не дошло, поскольку в то время даже в традиционных методах доставки корреспонденции АО «Казпочта» значительно проигрывала любой известной в мире логистической компании.

В 2017-2018 годах Мусин работал председателем комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры. И даже в этой должности Багдат Мусин привлек внимание неординарной идеей создания отдельного органа по борьбе с суицидами. К счастью, и эта идея также осталась витать в воздухе.

С 2018 по 2019 года Мусин был зампредседателя правления строительного холдинга Bi Group и руководителем корпоративного венчурного фонда. В 2020 году - советником президента по цифровизации и инновационным технологиям. В том же году он стал первым замминистра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, а в сентябре 2020 года его назначили на пост министра Минцифры.

Сомнительные инициативы

Вот теперь, казалось бы, креативный генератор идей Багдат Мусин получил возможность реализовать все свои замыслы по цифровизации страны, и должен был бы развернуться не на шутку.

Однако самым ярким проектом в его бытность министром стал «Сергек». Внедрение системы общественной и дорожной безопасности «Сергек», разработанной казахстанцами - братьями Ахметовыми, началось с сентября 2017 года. Система, которая следит за дорожным движением, фиксирует нарушения и обеспечивает безопасность на дорогах и улицах, помимо автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения по номеру авто, в конце концов должна была прийти к распознаванию лиц, откуда недалеко было до осуществления юношеской мечты Мусина - «оцифровки» всех граждан Казахстана и возможности вести за ними слежку наподобие китайской.

Но, к сожалению, или к счастью, - не довелось.

Некоторые казахстанцы в связи с этим поневоле вспомнили давнюю публикацию в телеграм-канале Uzynqulaq:

   - Багдат Мусин является «управленцем, у которого за спиной нет ни одного реализованного успешного проекта.

Исключением можно было бы назвать проект «умной» системы видеонаблюдения «Сергек», но и здесь речь идет скорее о внедрении в коррупционную среду (Мусин является одним из учредителей «Сергека»).

А другие припомнили, как в 2021 году Багдат Мусин, будучи министром цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана, заявил о планах заключить соглашение стоимостью около 500 миллионов долларов, которое на пять лет передавало бы все наше цифровое правительство в управление разработчикам российского Сбера.

   - Мы искали подобного рода решения, которые будут удовлетворять требованиям комитета национальной безопасности и законодательству по информбезопасности, - объяснял такую инициативу глава минцифры.

   - Это последовательное решение, которое обсуждалось, в том числе и в КНБ, АП и правительстве. Это не сиюминутное решение и не чье-то давление со стороны. Все нормы по информбезопасности будут соблюдены. Базы данных будут располагаться на территории Казахстана. Нам гарантируют суверенность наших данных и что никто никогда в жизни из российских специалистов несанкционированно туда доступа иметь не будет.

Это заявление вызвало крайне негативную реакцию в казахстанском обществе. Пользователи соцсетей, среди которых известные в стране люди и IT-специалисты, писали в этой связи об угрозе суверенитету страны и задавались вопросом, почему разработку платформы не доверили отечественной или западной компании.

Проект в результате так и не был реализован.

Прибыльный майнинг

Зато в 2022 году депутаты мажилиса с удивлением обнаружили, что в третьем квартале резиденты Astana Hub заработали порядка 117 миллионов долларов, а значит, это вполне прибыльное предприятие.

Глава Минцифры тогда с гордостью подтвердил рост доходов участников Astana Hub, и даже обозначил границы выхода его на самоокупаемость.

   - Наша задача стабилизировать эти доходы, чтобы выйти на самоокупаемость. Но необходимо учитывать, что хаб, как и все предприятия, получая доходы, отчисляет все виды налогов. Цель у нас - конкретно с 2026 года отказаться от финансирования из республиканского бюджета, и хаб станет полностью окупаемым, - пообещал Мусин.

А 17 октября того же года в Astana Hub выявили компании, занимающиеся незаконным майнингом криптовалют. В Счетном комитете скандальный факт объяснили отсутствием контроля со стороны учредителей – министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан и холдинга «Зерде».

Там же было отмечено что предоставление налоговых льгот участникам Astana Hub стало «офшорной площадкой» для майнинговых компаний, деятельность которых не отвечала целям и предмету международного технопарка.

Однако вопросом о роли цифрового министра в развертывании незаконной деятельности на площадке международного технопарка IT-стартапов, компетентные органы тогда почему-то не задались.

Петиция за отставку

А в июле 2023 года информационный рейтинг министров, составленный аналитической компанией ALEM RESEARCH на основе мониторинга СМИ и соцсетей, показал, что в июле самым цитируемым министром стал Багдат Мусин. Причем цитировали главу минцифры в негативном контексте.

А все потому, что Мусин вдруг стал совершать промах за промахом. Сначала события вокруг Мусина развивались стремительно. Он заговорил о необходимости повышения тарифов на связь, что привело к появлению версии лоббирования интересов бизнесмена Тимура Турлова, который был намерен то ли прикупить действующего оператора связи, то ли завести на рынок нового.

Потом казахстанцы столкнулись с краткосрочными, но глобальными проблемами со связью и интернетом, вину за которые министр возложил на абонентов, призвав их экономить интернет, как воду.

   - Качество интернета низкое, мы признаем это. Но хотелось бы остановиться на некоторых факторах: например, есть приложение тик-ток, ютуб и другие. Они в полной мере используются в повседневное жизни. Таксисты также смотрят ролики глядя на свои телефоны, стоя на светофоре, - на голубом глазу заявил министр.

При этом Мусин насмешил казахстанцев заявлением о том, что «в Астане интернет быстрее, чем в Токио».

И вот тут- то Казнет взорвался акцией «вспомнить все». Мусину также припомнили, что именно при нем «Казахтелеком» стал чуть ли не монополистом, а его отец возглавляет один из филиалов «Билайна».

А кульминацией стало появление петиции об отставке с формулировкой — «зачем нам чиновник, который видит развитие связи только в повышении тарифов».

   - Если сравнивать доходы этих корпораций с 2021 и 2022 годом, то явно видно, что у них доход растет, тут можно сразу пресечь их отговорки касательно нехватки средств на развития цифровизации, включая цены на тарифы. Нет никакого четкого обоснования поднятия цен на тарифы интернет-связи, если только это не является лоббированием интересов, - написал автор петиции за отставку Мусина, собравшей более 5,5 тысяч подписей.

А телеграм-канал «Нурсултанский соловей» напрямую связал сомнительную публичную активность министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности с его «ангажированностью» «Казахтелекомом»

   - Из информации, присланной анонимным источником, стало известно, что, будучи одним из самых молодых казахстанских министров, Мусин, тем нее менее, принимал активное и непосредственное участие в реализации целого ряда коррупционных сделок и схем на телекоммуникационном рынке Казахстана. -  написал автор канала.

   - Мусин, как минимум с 2020 года, напрямую подчиняется бессменному председателю правления и члену совета директоров АО «Казахтелеком» Куанышбеку Есекееву, входит в его ближайшее окружение и фактически получает не только официальную заработную плату в веренном ему министерстве, но и денежные средства непосредственно от Есекеева, находясь в зависимом, подчиненном от того положении, - сообщает информированный источник.

Уходить не собирался…

Но мнение отдельной части казахстанцев, настроенных против него и его инициатив, год назад не поколебали уверенности Мусина в правильности выбранного им курса.

Комментируя вопрос своей отставки по требованию подписантов петиции, министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Мусин невозмутимо отметил:

   - Я видел петицию. Все рейтинги общеизвестны, общедоступны. Мы опираемся на официальные рейтинги. Думаю ли я, что с качеством интернета есть вопросы? Да, я признаю, что у нас в Казахстане есть вопросы с качеством. Поэтому мы перед операторами ставим четкие задачи. И я ежемесячно контролирую по установке базовых станций.

Также глава МЦРИАП сообщил, что на самом деле министерство не должно курировать эти вопросы, тогда как сами операторы должны быть заинтересованы в том, чтобы конкурировать между собой и предоставлять качественную связь.

   - Операторский бизнес - рыночный, в нем присутствуют всегда частные игроки, которые должны друг с другом конкурировать и предоставлять качественные услуги связи, бороться за клиента. Но поскольку вопросы по качеству связи достигли такого масштаба, то мне как министру пришлось. Каждые две недели у меня сидят все мобильные операторы, все руководители-акционеры, с которыми у меня есть детальный план – сколько установили, сколько модернизировали, сколько привели в порядок.

Мусин признался, что наравне с другими казахстанцами пользуется услугами связи и сам сталкивается временами со слабым интернетом.

Что произошло и выбило Мусина из правительственной обоймы, мы скорее всего узнаем уже в ближайшее время. А пока на повестке другой вопрос – кто займёт освободившееся кресло и продолжит оцифровывать Казахстан? Наши источники с левого берега столицы пока называют три кандидатуры – Куанышбек Есекеев, Асель Жанасова и Арман Абдрасилов.