×
495.2
522.34
4.94
#правительство #финансы #назначения #акимы #январские события #война в Украине
495.2
522.34
4.94

Кризис на границе Китая с Казахстаном может отпугнуть иностранных инвесторов

20.05.2024, 16:12
Кризис на границе Китая с Казахстаном может отпугнуть иностранных инвесторов
Коллаж Ulysmedia

В апреле 2024 года на казахстанско-китайской границе были обнаружены десятки китайских грузовиков, не соответствующих установленным экологическим стандартам технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Эти случаи выявили целые сети преступных групп, которые с помощью коррупционных схем массово оформляли ввоз техники незаконно.

Кайрат Еламанов, президент Союза промышленных инвесторов Казахстана, рассказал о долгосрочных последствиях проблемы с серым импортом.

«Серый рынок» растёт

По словам эксперта, проблема куда масштабнее, чем выглядит на первый взгляд. Основная масса «серого» ввоза транспортных средств, несоответствующих требованиям ТР ТС 018/2011, приходится на единичные транспортные средства, ввозимые через физических лиц путем оформления свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС).

Средняя доля серого рынка автотранспорта в общем объеме продаж на территории Республики Казахстан по некоторым оценкам составляет более 25% и растет с каждым годом.

Мониторинг выданных СБКТС показывает, что «серые» импортеры при оформлении СБКТС при использовании сфальсифицированных сопроводительных документов, искусственно занижают объем двигателя или повышают экологический класс до «евро 4 и 5», в том числе путем установления муляжей баков мочевины (Adblue) на грузовые автомобили.

«Имеются факты искажения года выпуска и других показателей, которые при выпуске транспортного средства в обращение могут повлиять на сумму уплаты обязательных платежей и сборов, таких как таможенная пошлина, НДС, утилизационный сбор и сбор за первичную регистрацию. Тем самым бюджету государства наносится колоссальный ущерб», - отмечает Еламанов.

Для справок:

Согласно требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) транспортные средства должны соответствовать экологическим классам 4 и 5 в зависимости от импортера.

Учитывая проблемы с массовым ввозом на территорию нашей страны небезопасной техники, которая не отвечает экологическим требованиям, государственные органы ввели систему управления рисками, так называемый «Профиль риска», в отношении грузовых транспортных средств.

Это означает, что на границах Казахстана на постоянной основе ведутся проверки грузовых транспортных средств на соответствие требованиям технического регламента.

Инвесторы опасаются заходить на непрозрачный рынок

Текущая ситуация негативно влияет на инвестиционный фон страны, в связи с тем, что она порождает недобросовестную конкуренцию, наносит ущерб развитию индустрии и сдерживает процесс привлечения новых инвесторов на производство техники в этом сегменте, поскольку национальные производители, которые обязаны выполнять все требования технического регламента, не могут конкурировать с техникой, которая не соответствует никаким стандартам безопасности ЕАЭС.

«Необходимо продолжать работу в обеспечении прозрачности и соблюдения законодательства при импорте «серых» автомобилей, в противном случае преобладание теневой экономики в сфере импорта автомобилей продолжит ухудшать инвестиционный климат страны», - подчёркивает глава Союза промышленных инвесторов.

Выгоднее ввозить технику «в белую»

Официально ввозимые транспортные средства проходят оценку соответствия в форме одобрения типа, которая включает полный цикл оценки соответствия серийно выпускаемого типа транспортного средства.

Это означает, что прошедший оценку соответствия тип транспортного средства имеет на территории ЕАЭС своего официального представителя, несущий солидарную ответственность с изготовителем транспортного средства. По словам Кайрата Еламанова «белый» подход выгоден для всех участников рынка:

«Прозрачность необходима для поддержания справедливого и эффективно растущего рынка. Все ее участники должны работать честно и по общим правилам. В свою очередь, «серый» ввоз, как показывает опыт, развивает теневую экономику и недобросовестную конкуренцию, способствует выпуску в обращение небезопасной продукции, что в конечном итоге, наносит ущерб всей экономике».

Казахстан может решить проблему

В Казахстане, по мнению Еламанова, проблему могут решить изменения в области оценки соответствия транспортных средств в соответствующие нормативно-правовые акты, национальные стандарты, которые будут направлены на повышение уровня ответственности, компетентности испытательных лаборатории и органов по сертификации, что максимально сократит объем выдачи «серых» сертификатов. На данный момент, в нашем регионе для борьбы с «серым» импортом страны применяют как тарифные, так и нетарифные меры.

Напомним, ранее министерство транспорта выступило с инициативой увеличить штраф за фиктивное прохождение технического осмотра транспортного средства с 30 до 100 МРП (с 110 760 до 369 200 тенге).

Кайрат Еламанов, говоря об эффективности данной инициативы, отмечает, что во всем мире технический осмотр не является просто формальностью, а служит важным инструментом контроля за безопасностью водителей и пешеходов через контроль исправности транспортных средств.

«Штраф в свою очередь является эффективным инструментом для профилактики правонарушений. За такие нарушения может быть предусмотрена также и уголовная ответственность, поскольку последствия фиктивного проведения технического осмотра на бумаге без реального осмотра автомобилей, могут быть крайне серьезными для жизни и здоровья участников дорожного движения», - говорит президент Союза промышленных инвесторов Казахстана.