Денег нет, но вы держитесь: что ждёт онкобольных после решения Минздрава сократить бюджет

Гумарова Асем

На прошедших выходных главным "хедлайнером" новостей стал новый указ министерства здравоохранения. Ведомство приняло решение сократить бюджет для одной из самых уязвимых сфер медицины в Казахстане — онкологии. Глава Минздрава Акмарал Альназарова подписала документ, согласно которому финансирование ее сократится на 20%, вызвав острую критику не только со стороны общественности, но и депутатов, которые обвинили чиновников в отсутствии здравого смысла.

Споры на больную тему продолжились и сегодня. Корреспондент Ulysmedia.kz побывала на заседании мажилисменов и представителей Минздрава, и выяснила, что ждет тысячи онкобольных граждан в ближайшем будущем.

Коллаж Ulysmedia

Этот шаг убьет онкологию

Инициатором встречи стал депутат Асхат Аймагамбетов, который, к слову, и обнародовал скандальный документ. Также на мероприятии присутствовали и все остальные депутаты Комитета по социально-культурному развитию, а также сотрудники института онкологии. Отсутствовала лишь министр здравоохранения Акмарал Альназарова – вместо нее на встречу пришел её заместитель.

Аймагамбетов заявил, что решение Минздрава ставит под угрозу всю сферу онкологии, которая традиционно считалась недофинансированной.

Так, сегодня в стране не хватает молекулярно-генетических лабораторий, отсутствует референс-центр, из-за чего материалы для исследований направляются в страны ближнего зарубежья.

Охват лучевой терапии в регионах составляет всего 20-37% больных, но и это ещё не всё. Глава депутатского комитета уверен, что онкобольные в Казахстане часто погибают не из-за самих опухолей, а из-за устаревшего оборудования.

  - 40-48% маммографов устарели. У нас многие граждане умирают не сколько от того, что лечения не хватает, а из-за того, что эти лучевые аппараты старые. Люди умирают не сколько от новообразований, сколько от последствий такого лечения и старого оборудования, от побочных эффектов. Они прожигают и травмируют здоровые органы, – сказал он.



Парламентарий возмутился действиями Минздрава и выразил уверенность в том, что такое отношение губит людей.

  - Снижение финансирования на 20% очень сильно ударит по больным. Очень сильно! Принятое решение без тщательного клинико-экономического анализа, без учёта затрат на лечение больных снизит шансы на их выздоровление, их шансы на жизнь.

Например, при раке молочной железы применяется препарат "Кадсила", его стоимость, без учета других расходов, на один курс составляет более 1,9 млн тенге. При прежних тарифах возмещение из бюджета составляло 1,8 млн тенге, примерно на 114 тыс. тенге меньше, чем стоимость препарата на курс. А при обновленных тарифах дефицит средств на данный курс составит почти 500 тыс. тенге. Понято, к чему это приведет, — уверен Аймагамбетов.

Нам велели умирать

На заседание пришли и сами онкобольные и их родные. Одна из них Светлана Неволина страдает редкой формой рака 4-ой стадии. Её семье приходится тратить более полутора миллиона тенге на лекарства каждый месяц, потому что его нет в перечне бесплатных препаратов.

  - Восемь лет мы получали препарат, но сейчас пошло привыкание. А новый – «Кабозантиниб» пока не внесен в перечень. Я его покупаю сама, обходится он в 1,6 миллионов тенге в месяц. Вся семья брошена на поиск этих денег. Мы не живём, а выживаем, — рассказала сестра пациентки.

Ещё один страдающий раком мужчина заявил, что в стране банально не хватает специалистов и аппаратов, а теперь ещё и сокращают бюджет.

  - Я всю ночь не спал после этой новости. Попробуйте сейчас позвоните в УДП и узнайте, когда можно записаться на ПЭТ КТ. Вам скажут, что в сентябре. Потом 5 дней ждать, когда результаты напишут - потому что специалистов-радиологов нет, — возмутился больной.

Министерство проиграло

По итогам встречи, можно сказать, что депутаты выиграли переговоры – представители министерства пообещали пересмотреть тарифы ещё раз.

Изначально Минздрав объяснил своё решение тем, что около 30 миллиардов тенге осели на банковских счетах онкологических организаций, тогда как другим отраслям медицины денег не хватает.

Однако этот аргумент сыграл против самого Минздрава.

Депутат Нурумова Гульдара назвала это халатностью ФОМС, который тоже в подчинении у ведомства.

  - Уменьшили на 20%. Вы считаете, что это абсолютно правильно и ровно на 20% все КЗГ надо было порезать, либо должен был быть дифференцированный подход? — спросил Аймагамбетов вице-министра.

  - Это была вынужденная мера. До конца этого года пересмотрим тарифы. Где-то вверх, где-то вниз. Но высвобожденные средства в первую очередь пойдут на увеличение тарифов родовспоможений и детства, — ответил Тимур Султангазиев.

Получается, что Минздрав согласился изменить условия до конца этого года. Финансирование будет пересматриваться по каждой клинико-затратной группе отдельно, а не сокращаться на определенный процент на сферу онкологии целиком, так как где-то средств и без того недостаточно. 

Важный момент: тот самый скандальный указ уже подписан, поэтому казахстанцы с онкологией ещё будут жить по предписанным этим документам правилам и очень вероятно, что могут столкнуться с дефицитом жизненно важных лекарств. 

Онкология в Казахстане 

Напомним, в феврале этого года президент Касым-Жомарт Токаев заявлял, что онкология в Казахстане стоит на втором месте после сердечно-сосудистых заболеваний по распространению. На сегодня на онкологическом учете состоят 222 тысячи человек. Самыми распространенными видами рака в РК являются: рак молочной железы, колоректальный рак, рак легкого, рак желудка и рак шейки матки.

В этом году рост заболеваемости составил 7,1%. За 4 месяца 2024 года онкология выявилась ещё у 13 278 человек. Погибли от болезни за этот промежуток 4060 человек.