Самые смелые фантазии футуристов и писателей-фантастов прошлых веков стали нашей реальностью - бизнес, финансы, торговля, обучение, коммуникации и пр. все больше «переезжают» в интернет. И здесь, конечно же, находится немало Остапов Бендеров, находящих неисчислимое количество способов заполучить чужие денежки в свой необъятный виртуальный карман.
О способах интернет-мошенничеств отстающие на шаг от виртуальных аферистов полицейские предупреждают граждан из каждого утюга, но статистика этого вида преступлений от этого оптимистичнее не становится. А о том, чтобы жертве удалось вернуть свои деньги, если она уже отдала их в лапы интернет-мошенников, информации почти нет. Корреспондент Ulysmedia.kz попытался выяснить, существуют ли вообще такие случаи, и каков алгоритм действий для наступления желанного хэппи-энда.
А кто такие «дропперы»?
Сотрудники киберполиции утверждают: случаи, когда утекшие на подставные счета деньги удавалось вернуть жертвам «развода» интернет-мошенников, в их практике бывали. Но, увы, их очень мало.
Причин тому несколько. И первая – фактор времени. Мошенники в большинстве случаев пользуются быстротой банковских переводов и нерасторопностью обманутых ими людей.
- Чтобы понять, каким образом нам удавалось или не удавалось вернуть деньги потерпевшим, надо понять, каким образом действуют мошенники, - рассказал начальник отдела по борьбе с киберпреступностью управления криминальной полиции Департамента полиции Карагандинской области Арман Кайракбаев.
– Они это делают через дропперские счета. Что такое дроппер? Это человек, который за вознаграждение открывает на себя банковский карточный счет и передает его мошенникам. Преступники находят дропперов по-разному, самый распространенный сейчас способ – через мессенджер «Telegram».
По словам полицейского, объявление о «не пыльной» работе привлекает представителей определенной категории граждан, которые соглашаются за 30-50 тысяч открыть на свое имя банковскую карту и передать все данные мошенникам. Дроппер получает свои деньги, а преступники – возможность уводить деньги от обманутых ими граждан.
- Обычно деньги прогоняют через несколько дропперских счетов, - говорит Арман Кайракбаев.
– Происходит это мгновенно. А потерпевшие, чаще всего, обращаются в полицию не сразу. Кто-то - на следующий день, кто-то – через неделю, кто-то - через месяц.
В таких случаях надежды на возврат средств, по словам киберполицейского, уже нет.
- Мы начинаем разбираться – обращается в банк, поднимаем банковские операции, находим владельца счета, на который были переведены деньги, берем санкцию, чтобы установить его полные данные, номер банковского счета, денежные движения по счету. Все это занимает от 2-3 дней до недели. После этого мы должны оформить командировку, ехать к нему, допрашивать. А он, как правило, - житель другого региона. И все, что может пояснить по существу вопроса, это примерно следующее:
- В мессенджереTelegram я откликнулся на предложение о работе, после чего открыл в банке карту, передал ее данные и получил за это вознаграждение, - на этом миссия дроппера заканчивается.
Банки – в помощь
Как объяснил Арман Кайракбаев, возвратить деньги жертвам интернет-мошенников удавалось в тех случаях, когда потерпевшие успевали быстро среагировать, а мошенники «пожадничали», собирая на дропперском счете деньги от нескольких жертв.
- Самое главное – успеть заблокировать дропперский счет до вывода с него денег, - объясняет борец с киберпреступностью.
- Но сделать это может только банк. Поэтому, если человек понял, что попался на уловки мошенников, в первую очередь он должен заблокировать свои счета. Если остались какие-то чеки или реквизиты, куда он переводил деньги, обратиться в форме заявления в тот банк, сообщить, что он стал жертвой мошенников и попросить заблокировать счета, на которые он перевел средства.
Драгоценное время теряется, по словам Кайракбаева, именно на процедурной стадии.
- Пока жертва мошенничества доедет до отдела полиции, пока у него примут заявление, проходит не один час. А переводы между счетами производятся мгновенно. Но в нашей практике были случаи, когда банки шли навстречу и блокировали счет по нашей просьбе до предоставления нами правовых оснований. Так вот, был случай, когда банк, пойдя нам навстречу, заблокировал дропперский счет, а на нем «заморозилась» сумма больше той, что перевел потерпевший. Оказывается, мошенники за короткий промежуток времени обманули несколько человек, и на этом счету аккумулировались деньги от нескольких жертв мошенничества.
Как говорит полицейский, потом по выпискам с банковского счета им удалось отследить, откуда пришли поступления, установить людей, которые также стали жертвами мошенников и вернуть деньги и им.
- Кстати, один из них даже не понял, что его обманули, - вспоминает Арман Кайракбаев.
- А еще были случаи, когда на подозрительную активность на банковском счету нам указала служба безопасности банка. Они заметили, что на счет, открытый пару дней назад, сразу начали поступать крупные суммы от разных людей – по миллиону и больше за один день. Эти деньги тут же переводились на другие счета. Эта информация также помогла нам в оперативно-розыскной деятельности.
Фишинговая «ловушка»
Кстати, Нацбанк РК тоже периодически предупреждает граждан о новых версиях мошенничества и рассказывают о том, каким образом опустошаются за считанные секунды банковские счета доверчивых граждан.
Особое внимание уделяется «ловушкам», которые интернет-аферисты расставляют с помощью фишинговых сайтов.
- Это одна из разновидностей мошенничества, когда злоумышленники создают клон популярного интернет-магазина, сайта банка либо социальной сети с целью получения реквизитов платежных карт – так называемый фишинговый сайт. И распространяют ссылки на него через имеющуюся базу почтовых адресов, в числе которых может оказаться и ваш адрес.
На сайте Fingramota.kz объясняют, как распознать фишинговый сайт. Так вот, зачастую «липовые» сайты используются под прикрытием маркетплейсов.
К слову, мошенничество в маркетплейсах сейчас также начинают набирать обороты. Так, уже продолжительное время на сайте ОЛХ орудуют мошенники, которые откликаются на объявления продавцов в качестве покупателей. Изъявляют желание купить товар, но, ссылаясь на удаленность, просят отправить его Казпочтой. Скидывают ссылку на сайт, где продавец должен заполнить форму, и получают доступ к счету продавца, поскольку сайт Казпочты - фишинговый.
Возврату не подлежит?
Помимо этого, все чаще в популярных интернет-магазинах можно также напороться на обман. К примеру, товар приходит в срок, но его качество не соответствует заявленному, либо товар вовсе некондиционный. А арбитраж превращается в квест, при котором продавец делает все возможное, чтобы оттянуть время до истечения срока возврата.
- Сейчас в одном из самых популярных интернет-магазинов, открытых при банке, есть такая «фишка», - рассказал селлер, не пожелавший назвать своего имени.
- Некие лица предлагают на очень выгодных условиях взять в аренду ИП с подключенным счетом в банке. Покупатели обещают за несколько дней аренды заплатить предпринимателю миллионы тенге. Некоторые, у кого небольшие обороты, соглашаются. Сдают в аренду свое ИП, и арендаторы тут же от его ИП начинают продавать товар по заниженной цене. К примеру, фены «Dyson», которые стоят 350 – 400 тысяч, продают по 200 тысяч тенге.
Но, по словам селлера, «фишка» заключается в том, что товар - это некачественная подделка.
- За 3-4 дня они товар распродают, потом бросают ИП. А претензии от обманутых покупателей сыплются на сдавшего ИП в аренду хозяина. В других случаях ИП закрывают.
Не знаешь продавца – не покупай товар!
Руководитель ОО «Общество защиты прав потребителей «Гарант»» Жаслан Айтмаганбетов считает: от мошенничества в маркетплейсах защититься можно только при помощи собственной бдительности.
- Если человек покупает товар в интернет-магазине, и он его не устраивает, а продавец начинает тянуть время, чтобы истек срок возврата товара в 14 дней, то могу посоветовать вот что. Прежде чем покупать у кого-либо, узнай, кто он. То есть, как потребитель в рамках статьи 26 Закона «О защите прав потребителя», каждый казахстанец имеет право на получение информации о продавце. Прежде чем покупать товар, покупателю нужно узнать, кто такой продавец. Его данные, где он находится. Если у вас есть данные продавца, его местонахождение, то в случае, если вас не устраивает товар, можно направить соответствующую претензию. Если же товар не соответствует заявленным требованиям, то здесь уже 14-дневный срок не имеет значения. Если изначально сам продавец ввел в заблуждение потребителя, предоставил ему недостоверную информацию о товаре, и предоставил не тот товар, то даже по истечении 14 дней предъявлять соответствующие требования покупатель имеет право. Поэтому главный совет – знать, где находится предприниматель, и кто он. Второй момент – направлять претензию заказным письмом с уведомлением. И третий вариант – обращаться в суд. Если вы не знаете, кто такой продавец и где он находится, мой совет – вообще не покупать товар.
Во всех случаях будьте бдительны, советуют специалисты IT, полицейские, банкиры и те, кто уже побывал в лапах кибер-мошенников.