Не успели в Атырау затихнуть страсти по разжалованному гендиректору АНПЗ, как масла в информационный огонь подлил межрайонный суд по гражданским делам Астаны – постановил признать приказ о расторжении трудового договора с Жусанбаевым недействительным, восстановить его в должности генерального директора, выплатить ему заработную плату в размере 12 352 000 тенге за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда в размере 100 000 тенге. Ulysmedia.kz решил поразмышлять на тему этого, не совсем обычного трудового спора.
Почти фельетон о нефтяном царстве
В одном царстве – по богатству почти государстве – случился большой переполох. Кстати, те, кто им управляет и потом богатства распределяет, живут совсем в другом месте, потому что богатства, пока их до продажной кондиции доведут, то есть превратят в бензин, керосин и солярку, сильно смердят и отравляют воздух. Так как наблюдать и повелевать лучше издалека, то челядь живет в нефтяном царстве или даже, как прозвали Атырау – в нефтяной столице, а высокие управленцы поселились в другом населенном пункте.
Но сказать, что царство бросили на произвол судьбы, нельзя – на хозяйство отправляют лиц доверенных, которых в народе зовут просто – менеджеры.
И все время в этом царстве, как вы поняли, речь идет о Атырауском нефтеперерабатывающем заводе (АНПЗ), происходят какие-то неладные вещи: назначат менеджера, денег дадут, чтобы государство не испытывало недостатка в бензине-солярке, а все как всегда – производство, несмотря на постоянную миллиардную модернизацию, стареет и ломается, а горючки не хватает.
Кого на царство не посади
За 30 лет поменяли руководство на заводе уже раз десять, а производственное благополучие так и не наступает. В январе 2024-го назначили, как утверждали в КМГ, самого лучшего, грамотного и продвинутого. Надежды на этот раз возложили на Галымжана Жусанбаева. До этого он работал директором SAT Operating Aktau, «Шымкент Мұнай Өнімдері» и Petro Export, но на АНПЗ дело у настоящего химика сразу не заладилось. Заводчане забастовкой писали письма-требования самому Токаеву – не хотят работать с директором, который и дело плохо знает, да еще и матерится.
Не будем дословно вспоминать обвинения и сам скандал, тем более, что Ulysmedia.kz следил за этими событиями.
Сам Жусанбаев грозил, что просто так сдаваться не собирается, поехал в главный город, собрал пресс-конференцию и попытался объяснить, что он всем хорош, но его подставляют какие-то черные силы. Но руководство «КазМунайГаза», как настоящий хозяин своего слова – хотел дал, а захотел – назад забрал, уволило (своего протеже) и не только его, но и инициатора конфликта – заместителя гендира АНПЗ Адилета Шошанбасова, который, кстати, тоже нарушив субординацию, пожаловался Токаеву.
Только-только успокоился заводской коллектив и вроде бы принял нового руководителя, был уволен и глава КМГ, который без лишних слов подписал ещё один приказ: о назначении директора. Что переполнило чашу терпения тех, кто выше по статусу – перманентные забастовки жанаозенских нефтяников или кадровый конфликт на АНПЗ, выяснить не удалось.
Но, если Магзум Мирзагалиев тихо сошел с руководящей дистанции, то Жусанбаев отправился в правовое поле, то есть в суд.
Почти юридическая коллизия
И вот под конец прошлой недели информационное поле опять забурлило атырауской проблемой – Фемида восстановила изгнанного директора в должности.
- Нам достоверно известно, что тех, кто подписал петицию против Жусанбаева, обманули. Одни подписали, не зная содержания петиции, другие — чтобы не потерять работу. Есть даже подписанты, которые вообще не работают на АНПЗ, а являются подрядчиками, - заявил после суда адвокат истца.
И что теперь? На АНПЗ уже есть новый директор - кандидатура Абзала Досжанова также одобрена на самом верху, с ним что будет? Уволят или… начнется новая фаза кадровой войны?
На судебное решение от имени заводчан сразу отреагировал экологический омбудсмен АНПЗ Артур Шахназарян.
- Чтоб не было никаких неясностей, генеральным директором ТОО «АНПЗ» и председателем правления ТОО «АНПЗ» является Абзал Досжанов. Других генеральных директоров в АНПЗ нет. Просьба запомнить, записать и отлить в бронзе для себя, - прокомментировал он сообщение о решении суда.
Как можно расценивать это заявление? Скорее всего коллектив или какая-то его часть вернется на боевые позиции. Юридическая коллизия, однако, вырисовывается.
- Нет никакой коллизии. Смотрите пункт 3 статьи 76 Конституции РК: решения и иные постановления судов имеют обязательную силу на всей территории, - объяснил юрист Виталий Воронов.
По его версии, если решение не обжаловано и вступило в законную силу (обычно суд указывает в случаях восстановления на работе о том, что решение подлежит немедленному исполнению), то никакой коллизии нет.
- Есть ещё норма: подпункт 5 пункта 1 статьи 57 Трудового кодекса (основания прекращения трудового договора по обстоятельствам, независящим от воли сторон: трудовой договор подлежит прекращению... в случае восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу. Датой прекращения договора с новым работником будет дата вступления решения суда в законную силу.
Чем сердце может успокоиться
Интересно, удовлетворится выплатами Галымжан Жусанбаев и напишет по-доброму заявление по собственному желанию? Или коллектив отодвинет свои производственные задачи и вступит в новую фазу жалоб, обвинений и разборок и начнет обжаловать судебное решение?
В «КазМунайГазе», где кадровые перестановки прошли тихо и мирно, пока ситуацию не прокомментировали. Наверное, изучают законы и пытаются понять, как действовать в правовом поле. А жители нефтяной столицы в соцсети выясняют друг у друга, надолго ли им на этот раз запасаться попкорном?
Ulysmedia.kz продолжает следить за развитием ситуации в «нефтяном царстве».